double arrow

Коды и система модификации при взаиморасчетах


Исторически система кодификации развивалась в рамках следующих организаций:

ATA-AIR Transport Association of America

ICAO

IATA

ISO

системы кодирования:

Географическая

Валют

Авиакомпаний

Типов Воздушных Судов

Система кодирования предполагает общие виды применяемых сокращений зоны IATA по тарифам:

РТС 1

РТС 2

Региональное деление:

Регионы Южной и Восточной Азии

Северная Америка

Южная Америка

Австралийский регион

Регион островов Океании

В настоящее время отдельно принято выделять Россию и страны СНГ

Страны в регионах мира:

USA

PP

FR

GB

Штаты или провинции:

NY

Города:

MOW

NY

Аэропорты:

SVO

JFK

Авиакомпании:

SU- Аэрофлот

3-х цифровой код для обозначения бланков строгой отчетности; 555- Аэрофлот

3-х буквенный код AFL-ICAO

Коды валют:

ROU-IATA

RUR-ISO

Часовые пояса:

UTC

Воздушные суда:

747 ( для обозначения их перевозочных документов ) – системах расписания

TU5

YK2

Общепринятые организации или аббревиатуры общих организаций:

ICAO

IATA

SITA

ARING

Тарифные зоны IATA:

Для удобства расчета тарифов и с учетом экономической и исторической систем развития перевозок в мире IATA в середине прошлого века разделила весь земной шар на 3 зоны. В каждом из этих зон имеются особенности, которые указываются в тарифных справочниках. При перелете из одной зоны в другую имеется определенная специфика расчетов тарифа, в некоторых случается использование перевозочных коэффициентов.




ЗОНА 1: Вся Северная и Южная Америка с примыкающими всеми островами.

ЗОНА 2: Вся Европа. Включая зону России, Американский континент, все прилегающие острова и часть Азиатского континента, лежащая западнее от Ирана.

ЗОНА 3: Оставшаяся часть Азиатского континента, Австралию, Новую Зеландию и прилегающие острова.

Все виды кодификаций используются при органах продажи перевозок на коммерческой основе:

· При продаже через агентства, туристические фирмы, независимые агентства и другие авиакомпании.

· Системы взаимных расчетов по выручке

- BSP

- ARC

-CASS

Существует стандартный подход к видам бланков перевозочной и расчётной документации, юридическим статусом документа при международной перевозке.

Юридический статус - это договор на перевозку.

В РФ все это узаконено в рамках соответствующих статей ВК и детали в ФАВТ. При этом применяются следующие виды перевозочных документов:

А) Пассажирская документация

-пассажирский билет и багажная квитанция (ТСТ)

-квитанция платного багажа (ЕВТ)

-ордер разных сборов (МСО)

-многоцелевой документ (MPD)

Б) Грузовые документы

AWB-грузовая накладная

В) другие перевозочные документы

PTA-уведомление о предварительной оплате билета

FIM-манифест о прерывании перевозки

GEBA- правительственное требование на перевозку багажа



GEBAT- правительственное требование на перевозку багажа с сопровождением

Ваучер – это документ, используемый для взаиморасчетов в агентстве.

Виды кодов с учетом требований различных международных организаций, связанных с Гражданской Авиацией.

наименование длина стандарт источник
Коды валют 3 символа ISO RAM Справочник по доходам
  3 символа IATA RAM А,В

Соотношение видов тарифов ,кодов бронирования и классов обслуживания на рейсах Аэрофлота.

Коды могут отличаться по классу обслуживания, по уровню применяемого тарифа, различных скидок при перевозке различных категорий РАХ, в зависимости от сезона и т.д.

Аналогично в системах бронирования .

Виды тарифов Коды бронирования Классы обслуживания
Если продан авиабилет Если в ID-служба Авиабилет со скидкой для работников авиакомпании. AD-ТКТ для агентов С С ID/AD Если продан авиабилет   Авиакомпании выдающие авиабилет со скидкой С С в пределах Европы F   Авиакомпании выдающие авиабилет со скидкой и требованием авиакомпании С    

Коды IATA по тарифам использованные в справочниках по тарифам ( ТАСТ ), в системах бронирования и в билетах.

AP6M

AP3M

AP2M

APIM

PX6M

PXЭM

PX2M

PX1M

SX1M

YEE6M

YEE4M

YEE3M

YZZ

YZZ6M

Международные коды ICAO и IATA

Авиакомпания Код IATA Информационный код Код ICAO Страна
Adria Airways JP ADR Словения
Aeroflot   SU AFL Россия
Aerosvit Airlines VV AEW Украина
Air Astana   KC   Казахстан
Air Baltic ВТ BTI Латвия
Air Berlin АВ BER Германия
Air Canada AC ACA Канада
Air Europa UX AEA Испания
Air France AF AFR Франция
Air Moldova 9U MLD Молдова
Air Zimbabwe UM AZW Зимбабве
Alaska Airlines AS ASA США
American Airlines AA AAL США
Armavia U8 RNV Армения
Atlasjet Airlines KK KKK Турция
Air Seychelles HM SEY Сейшелы
Aigle Azur ZI AAF Франция
Air India AI и IC 098 и 058 AIC и IAC Индия
Aegean Airlines A3 AEE Греция
Air Algerie AH DAH Алжир
Aer Lingus EI EIN Ирландия
Air Malta p.l.c. KM AMC Мальта
             

Действующие аэропорты



Населенный пункт Код IATA Код ICAO Внутренний код Название аэропорта
Анапа AAQ URKA AHA Витязево
Архангельск - ULAN ВСЬ Васьково
Великий Устюг VUS ULWU ВЕУ Великий Устюг
Владивосток VVO UHWW ВВО Кневичи
Анадырь DYR UHMA АНЫ Угольный
Воронеж - UUDD - Придача
Геленджик GD2 URKG ГДЖ Геленджик
Горно-Алтайск - UNBG ГОР Горно-Алтайск
Грозный GRV URMG ГРН Грозный
Екатеринбург SVX USSS КЛЦ Кольцово
Инта IHA UUYI ИНТ Инта
Брянск BZK UUBP БРЯ Брянск
Иркутск IKT UIII ИКТ Иркутск
Казань KZN UWKD КЗН Казань
Калининград KGO UMKK КПД Храброво
Кемерово KEJ UNEE КРВ Кемерово

Обозначение тарифов в авиабилете и расшифровка их отдельных обозначений.

Стандартно при построении тарифов в авиабилете могут отражаться следующие составные части тарифа:

1) Указание класса обслуживания

2) Указание сезонного кода, т.е периода действия тарифа

3) Указание части недели, т.е рабочие дни или указание недели

4) Указание времени суток (ночное/дневное)

5) Направление маршрута перевозки по регионам мира

6) Коды туров с указанием обслуживания отдельных категорий РАХ

Примеры:

Основные коды

F- первый класс

С-бизнес класс

У- экономический класс

First Class:

R- Supersonic

P- First class premium

F- First class

A- First class discounted

Business class:

J- B.C . premium

C-B.C

D-B.C discounted

I-B.C.D

Z-B.C.D

Economy/coach class:

W- Economy/coach premium

S- Economy/coach

Y- Economy/coach

Economy/coach discounted

B/ L/M/N/Q/T/V/X

Season Codes:

H- наивысший уровень ( сезон пик )

K- спрос большой

¯ J-

¯ F-

¯ T-

¯ Q-

¯ Y-

L- самый низкий сезон

Week part codes:

W-конец недели

Х- рабочие дни недели

Part of day codes :

N-Night

Направления перевозки:

AT-через Атлантику

AP- через Атлантику и Тихий океан

FE- между Москвой и пунктами в зоне ( но не через Сибирь )

EN-маршруты начинаются и заканчиваются в Восточном полушарии

PA/PF- через Тихий океан

РО- через Северный полюс

SP- через Южный Полюс

WH- маршруты начинаются и заканчиваются в Западном полушарии

Наиболее применяемые коды:

ADC-дополнительные взимания сборов

ADT- взрослый

АТА- воздушный транспорт. Ассоциация Америки

АТВ- авиабилет, билет и посадочный талон

АТС- карточка воздушной перевозки

AWB- авиагрузовая накладная

BBR- банковский покупной курс валюты

ВНС- проверка тарифа

Центры расчетов авиакомпании.

В организационной структуре авиакомпании создаются специальные подразделения, которые занимаются целым рядом задач по взаиморасчетам.

ЦР- центр расчетов

ЦМР- центр международных расчетов

Это подразделение подчиняется финансовой дирекции авиакомпании. В его состав входят следующие подразделения:

1) Отдел учета и контроля производства

2) Финансовый отдел

3) Общая бухгалтерия

4) Отдел учета и контроля чартера (заказных перевозок)

5) Отдел технологии учета и контроля расчетов через АСУ

6) Склад банков перевозочной документации

7) Архив перевозочной и иной финансовой документации

Отдел учета и контроля производства

1)учет и контроль получения BSO на склад, рассылки его агентам и соответствующим подразделениям авиакомпании, ее представительству, и контроль использования BSO к бланкам строгой отчетности относят все виды первичных документов, выдаваемые за счет какой либо услуги. Каждый бланк BSO должен иметь присвоенный авиакомпанией номер, первые три цифры указывают на принадлежность к авиакомпании с точки зрения IATA.

2)учет и контроль продажи пассажирских перевозок.

В том числе:

· Собственными подразделениями

· Агентами авиакомпаний

· Аккредитованные агентами BSP, более 150 стран мира

· ARC-американская система контроля взаиморасчетов в США

· ТКП - аккредитованные агентства клиринговой палаты РФ и стран СНГ

· Учет и контроль

3)учет и контроль продажи грузовых перевозок

· Собственными подразделениями авиакомпании

· Грузовыми агентами авиакомпании

· Агентами входящими в систему CASS

· Грузовыми складами аэропортов и транспортно-экспедиционных агентств

4)Подразделения учета продажи другим авиакомпаниям

5)учет реализации перевозок на рейсы авиакомпании

· Контроль полноты и своевременности поступления перевозочной документации с рейса авиакомпании

· Расценка пассажирской документации и учета доходов и объемов РАХ и багажа

· Расценка грузовой документации, доход объемов от перевозки грузов

· Расценка почтовой документации, учет доходов и объемов

· Учет продажи товаров и услуг на борту ВС

6)учет затрат производства

· Учет расходов рейса, связанных с его обслуживанием в аэропорту, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации, бортпитанием, техническим обслуживанием, коммерческим обслуживанием фирмами по обслуживанию ВС

· Учет налета ВС, их коммерческой загрузки, процент занятости кресел, объем продажи, расход топлива, регулярность выполнения рейсов и других характеристик производства в процессе деятельности авиакомпании

· Отнесение на рейс всех прямых и прочих затрат и доходам согласно данным финансовым расчетам

7)учет рентабельности производства

Это подразделение сопоставляет все данные для определения экономической целесообразности, функционирование деятельности авиакомпании, на основании сопоставления аспектов реализации и затрат

8)обеспечение расчетов с партнерами по авиабизнесу, в том числе:

· Контроль отчета агентов по продажи перевозок

· Формирование счетов фирмам кредитных карточек

· Формирование счетов организации, правительственных организациям по безналичному расчету

· Формирование исходящих счетов другим авиакомпаниям и контроль входящих от них счетов

· Формирование счетов почтовым организациям

· Контроль счетов поступивших от аэропортов и обслуживающих организаций

· Формирование счетов по сдаче в аренду ВС авиакомпании и другие виды расчетных организаций

При формировании счетов, соответствие данных счета первичным перевозочным документом или данных в виде предоставления конкретных услуг.

Контроль полноты приложенных расчетно-платежных документов каждому счету.

Контроль итоговых сумм по счету.

Контроль процедуры перевода валют.

Финансовый отдел ЦВР

Функции:

1)учет взаимных финансовых обязательств со всеми партнерами

2)контроль исполнения финансовых обязательств

3)обеспечение финансовых расчетов с применением клиринговых систем

Clearing- это системы взаиморасчетов позволяющие обеспечить взаиморасчет обязательств через специальные системы или банки

4)учет дебиторской и кредиторской задолженности

5)подготовка функции финансового плана предприятия авиакомпании

Общая бухгалтерия

1)обеспечение учета основных средств, малоценного оборудования, заработной платы

2)контроль сметы расходов и оформления финансовой отчетности

3)расчет налогов

4)формирование сводной бухгалтерской отчетности на основании бухгалтерских данных (итоговых).

отдел учета и контроля чартера

Чартерные заказные рейсы могут формироваться в различных авиакомпаниях. Так как и контроль, и учет затруднен, то создан отдельный отдел в центре по их учету.

Отдел технологии и учета контроля через АСУ

В современном мире большинство авиакомпаний, предприятий, определяет расчет с использованием АСУ, для которых необходимо большое количество нормативных данных. Всем этим занимается отдел АСУ.

Система взаиморасчетов на воздушном транспорте и в РФ и странах СНГ.

Краткая предыстория:

В системе взаиморасчетов Гражданской Авиации в прошлом веке происходило развитие, начиная с момента развития Гражданской Авиации. Это отражалось в документах международных совещаний, конкуренций, конвенций.

Россия до 1901 г года в составе СССР имела 1 авиакомпанию Аэрофлот, включая в себя все аспекты, как обеспечение перевозки РАХ, багажа, груза, почты, так и обслуживание в аэропорту по всем аспектам, различными службами и организациями. Поэтому все виды расчетов осуществились организационно в рамках Министерства Гражданской Авиации.

С 1992 г в связи с появлением в РФ более 500 авиакомпаний. Система государственного регулирования в области Гражданской Авиации на территории бывшего СССР перестала существовать, что заставило форсировать решение вопросов на прямые взаиморасчеты между вновь созданными авиакомпаниями. В этот период начала формироваться СВВТ в РФ и странах СНГ.

СВВТ формировалась на основе опыта Западных рыночных отношений.

Изменилась монопольная система общей союзной собственности Аэрофлота на ВС, в аэропорту и аэродроме, на средства производства, что привело к возникновению следующих вопросов:

1)возможно ли было старое министерство ГА использовать в новой системе рыночных отношений.

-НЕТ, так как рыночные отношения вызванные развалом Советского Союза, привели невозможным со стороны государства осуществлять прямое управление ГА, т.е. произошло дерегулирование отношений. Аналог можно было видеть в США в 1978 г, когда США приняло дерегулирование в области ГА.

2)почему российское государство отказалось управлять своей собственностью.

3)почему в России стали появляться западные системы взаиморасчетов, несмотря на то, что на первом этапе внутренние перевозки преобладали над международными перевозками.

- в связи с отсутствием собственной системой взаиморасчетов, которую приходилось срочно создавать.

4)какие итоги дерегулирования произошли на настоящий момент.

В США с 1938-1978 гг. существовало жесткое регулирование внутреннего рынка авиационных перевозок ( аналогично с СССР ).

1975 г эта политика на государственном уровне США стала критиковаться.

Президент США Герольд Форд предложил законопроект о дерегулировании отрасли.

Альянсы

· Star Alliance

27 members, 604 mln PAX, 1160 destination, United Airlines, US AIR, SAS, AC.

· Sky Team

14 members, 474 mln PAX, 916 destinations, Delta, Air France, Aeroflot.

· one world

12 members, АА, ВА, S7.

СВВТ – совокупность органов управления и участников, осуществляющих взаимопонимание между собой по принципам, технологиям и правилам, принятым в этой системе.

Она создана в следствии дерегулирования экономики страны и отрасли, перехода на рыночные методы хозяйствования (1 января 1993) была создана по инициативе ведущих перевозчиков и агентств России и стран СНГ.

Создавалась по аналогии Западных стран (BSP,ARC,ASP).

С 1964 г в США под управлением АТА AIR (Transport Association of America).Стала функционировать система взаиморасчетов ASP (Area Settlement Plan) «Зональная» система взаиморасчетов. С 1984 г услуги этой системы стали предоставляться корпорацией закрытого типа ARS. (Airline Reporting Corporation).

C 1971 г. под управлением IATA стала внедряться система взаиморасчетов BSP, созданная по аналогу Американской системы ASP.

С 1993 г. Под управлением НСАВ - наблюдательного совета аэропортов по взаиморасчетам стала функционировать СВВТ - система взаиморасчетов на воздушном транспорте (AISS / Air Transport Settlement System).

C 1994 г. Услуги этой системы предоставляются ТКП. Транспортной клиринговой палаты, учрежденной в форме закрытого акционерного общества ведущими авиакомпаниями России и стран СНГ.

Органы управления.

Законодательные органы.

· Конференция участников

Системы взаиморасчетов созываются 1 раз в 2-3 года.

· Наблюдательный совет аэропортов

По взаиморасчетам НСАВ состоящим из Президиума и двух Комитетов ( регулярных перевозчиков и аккредитованных агентств). Действует в период между конференциями.

Исполнительный орган

Транспортная клиринговая палата. ТКП как основной орган СВВТ состоит из 4 основных подразделений:

· Центр электронного билета оформления

· Центр расписания и тарифов отрасли

· Статистика отрасли

· Единый центр взаиморасчетов

ТКП взаимодействует со следующими организациями:

· Агентства

· Уполномоченные банки

· Авиакомпании

· Авиационные службы безопасности

· И другие органы, включая аэропорт

Услуги исполняемые ТКП

· Разработка, совершенствование и внедрение новых принципов СВВТ

· Аккредитация агентств по продаже перевозок

· Разработка стандартных перевозочных документов

· Ответственное хранение, распределение, учет и контроль наличия бланков СПД

· Обеспечивает правовое пространство СВВТ

· Организует продажу перевозок на стандартных условиях с агентствами

· Обеспечивает управление правами агентств

· Осуществляет сбор и учет агентств, с контрольными купонами СПД

· Осуществляет сбор и обработку отчетов об агентстве

· Сбор выручки и распределение ее авиакомпании, регулирует задолженности перед авиакомпанией

· Предоставляет услуги информационной системы

· Обеспечивает постоянный контроль над деятельностью агентств

· Рассматривает претензии

· Аккредитирует эксплуатантов АСБ, а так же проводит аттестацию АС билета печати

· Аккредитирует учебные центры и осуществляет обучение персонала

· Организация взаимодействия всех участников взаиморасчетных систем

· Совершенствование технологий

· Информирование участников СВВТ о текущей деятельности всей системы

Участники СВВТ и партнеры ТКП:

Участники:

· Авиакомпании

· Аккредитованные агентства

· ТКП

Партнеры:

· РЖД

· Автомобильные организации

· Поставщики дополнительных услуг

· Туроператоры

Стандартные условия авиакомпании в системе взаиморасчетов:

Авиакомпании:

· Подает заявку на вступление в СВВТ

· Договор об организации продажи и расчетов за пассажирскими перевозками на СПД

· Обеспечивает доступ к своему ресурсу, место в АСБ через аккредитование в СВВТ

· Оплачивает услуги ТКП

Стандартные условия вступления агентств в систему СВВТ

Агентство по продаже воздушных перевозок:

· Продает комплект документации на аккредитацию

· Обеспечивает участие своих специалистов в экспертной оценке кредитных документов

· После получения официального приглашения, направляет на заседания комиссии по аккредитации агентств

При положительном решении комиссии по аккредитации агентств:

· Заключает с ТКП стандартный договор на абонентское обслуживание

· Предоставляет установленные для агентства финансовые гарантии

· Подает заявку на получение бланков СПД и квот ЭБ

· Получает свидетельство об аккредитации, валидаторы ТКП

· Осуществляет работу

Валидатор аккредитованного агентства:

Виды соглашений в СВВТ для расчетов за проданные перевозки.

Интерлайн - соглашение между авиакомпанией в рамках IATA с агентством, расчет за проданную перевозку по коду, а выпущенные самостоятельно, рассчитываются с другими перевозчиками.

Соглашение М 1 - соглашение между ТКП и авиакомпанией по открытым тарифам, в билете ТКП указываются под 99А (расчеты ведутся по опубликованным тарифам).

Соглашение М 2- многостороннее соглашение между ТКП, перевозчиками и аэропортом участковыми тарифами.

СВВТ сегодня:

· Более 100 регулярных (из них 40 % зарубежных) и около 70 чартерных авиакомпаний

· Аккредитовано более 300 агентств, имеющих в составе более 7000 пунктов продажи аэропортов в 30 странах мира

· Задействовано около 21 тыс. кассиров (17 тыс. терминалов)

· Аккредитовано около 30 учебных центров, включая их филиалы

· Аккредитовано 5 тренинговых центров

· Аккредитовано около 20 владельцев АСБ

BSP в связи с резким ростом объема продаж, в середине прошлого столетия, для организации, между агентами и авиакомпаниями, стали использоваться компьютерные системы (автоматизированные), которые привели к централизации взаиморасчетов, на базе уполномоченных банков.

BSP- это система взаиморасчетов созданная с целью упрощения процесса оформления авиа билета, подготовки отчетов о продаже и проведении взаиморасчетов между агентами и авиакомпаниями за оказанные услуги.

BSP была создана IATA в Японии в 1971 г. Она действует более чем в 150 странах Мира.

Основной чертой BSP является использование единого стандарта бланка авиабилета, а в России в BSP используют бланк автоматизированного оформления.

Участие в системе BSP авиакомпании, осуществляющиеся на добровольной основе.

Агентства, аккредитованные при IATA, является обязательным условием договора между IATA и агентом по продаже пассажирских перевозок.

Преимущества работы в BSP:

· Предоставляет агентам высокоэффективный способ продажи услуг авиакомпании.

· Позволяет сократить административные затраты, ведение отчетности, получение бланков авиабилета, осуществление и контроль платежей, разрешение спорных ситуаций.

· Упрощает процессы выписки билетов, контроля и отчетности о продажах.

· Упрощает технологию оформления авиабилета.

· Предоставляет агентам автоматизированную процедуру снабжения бланков.

· Снимает необходимость предоставления отчетов о продаже в авиакомпании, так как вся отчетность формируется автоматически.

· Предоставляет единый, универсальный бланк STD.

· Упрощает контроль за использование бланков билетов и снижает затраты на обеспечение сохранения бланков.

· Снижает затраты и упрощает процедуру осуществления платежей.

· Дает возможность продажи авиабилета непосредственно в офисе агента без участия авиакомпании.







Сейчас читают про: