Исторически система кодификации развивалась в рамках следующих организаций:
ATA-AIR Transport Association of America
ICAO
IATA
ISO
системы кодирования:
Географическая
Валют
Авиакомпаний
Типов Воздушных Судов
Система кодирования предполагает общие виды применяемых сокращений зоны IATA по тарифам:
РТС 1
РТС 2
Региональное деление:
Регионы Южной и Восточной Азии
Северная Америка
Южная Америка
Австралийский регион
Регион островов Океании
В настоящее время отдельно принято выделять Россию и страны СНГ
Страны в регионах мира:
USA
PP
FR
GB
Штаты или провинции:
NY
Города:
MOW
NY
Аэропорты:
SVO
JFK
Авиакомпании:
SU- Аэрофлот
3-х цифровой код для обозначения бланков строгой отчетности; 555- Аэрофлот
3-х буквенный код AFL-ICAO
Коды валют:
ROU-IATA
RUR-ISO
Часовые пояса:
UTC
Воздушные суда:
747 (для обозначения их перевозочных документов) – системах расписания
TU5
YK2
Общепринятые организации или аббревиатуры общих организаций:
ICAO
IATA
SITA
ARING
Тарифные зоны IATA:
Для удобства расчета тарифов и с учетом экономической и исторической систем развития перевозок в мире IATA в середине прошлого века разделила весь земной шар на 3 зоны. В каждом из этих зон имеются особенности, которые указываются в тарифных справочниках. При перелете из одной зоны в другую имеется определенная специфика расчетов тарифа, в некоторых случается использование перевозочных коэффициентов.
|
|
ЗОНА 1: Вся Северная и Южная Америка с примыкающими всеми островами.
ЗОНА 2: Вся Европа. Включая зону России, Американский континент, все прилегающие острова и часть Азиатского континента, лежащая западнее от Ирана.
ЗОНА 3: Оставшаяся часть Азиатского континента, Австралию, Новую Зеландию и прилегающие острова.
Все виды кодификаций используются при органах продажи перевозок на коммерческой основе:
· При продаже через агентства, туристические фирмы, независимые агентства и другие авиакомпании.
· Системы взаимных расчетов по выручке
- BSP
- ARC
-CASS
Существует стандартный подход к видам бланков перевозочной и расчётной документации, юридическим статусом документа при международной перевозке.
Юридический статус - это договор на перевозку.
В РФ все это узаконено в рамках соответствующих статей ВК и детали в ФАВТ. При этом применяются следующие виды перевозочных документов:
А) Пассажирская документация
-пассажирский билет и багажная квитанция (ТСТ)
-квитанция платного багажа (ЕВТ)
-ордер разных сборов (МСО)
-многоцелевой документ (MPD)
Б) Грузовые документы
AWB-грузовая накладная
В) другие перевозочные документы
PTA-уведомление о предварительной оплате билета
|
|
FIM-манифест о прерывании перевозки
GEBA- правительственное требование на перевозку багажа
GEBAT- правительственное требование на перевозку багажа с сопровождением
Ваучер – это документ, используемый для взаиморасчетов в агентстве.
Виды кодов с учетом требований различных международных организаций, связанных с Гражданской Авиацией.
наименование | длина | стандарт | источник |
Коды валют | 3 символа | ISO | RAM Справочник по доходам |
3 символа | IATA | RAM А,В |
Соотношение видов тарифов,кодов бронирования и классов обслуживания на рейсах Аэрофлота.
Коды могут отличаться по классу обслуживания, по уровню применяемого тарифа, различных скидок при перевозке различных категорий РАХ, в зависимости от сезона и т.д.
Аналогично в системах бронирования.
Виды тарифов | Коды бронирования | Классы обслуживания | |
Если продан авиабилет Если в ID-служба Авиабилет со скидкой для работников авиакомпании. AD-ТКТ для агентов С С ID/AD | Если продан авиабилет Авиакомпании выдающие авиабилет со скидкой С С в пределах Европы | F Авиакомпании выдающие авиабилет со скидкой и требованием авиакомпании С |
Коды IATA по тарифам использованные в справочниках по тарифам (ТАСТ), в системах бронирования и в билетах.
AP6M
AP3M
AP2M
APIM
PX6M
PXЭM
PX2M
PX1M
SX1M
YEE6M
YEE4M
YEE3M
YZZ
YZZ6M
Международные коды ICAO и IATA
Авиакомпания | Код IATA | Информационный код | Код ICAO | Страна | ||
Adria Airways | JP | ADR | Словения | |||
Aeroflot | SU | AFL | Россия | |||
Aerosvit Airlines | VV | AEW | Украина | |||
Air Astana | KC | Казахстан | ||||
Air Baltic | ВТ | BTI | Латвия | |||
Air Berlin | АВ | BER | Германия | |||
Air Canada | AC | ACA | Канада | |||
Air Europa | UX | AEA | Испания | |||
Air France | AF | AFR | Франция | |||
Air Moldova | 9U | MLD | Молдова | |||
Air Zimbabwe | UM | AZW | Зимбабве | |||
Alaska Airlines | AS | ASA | США | |||
American Airlines | AA | AAL | США | |||
Armavia | U8 | RNV | Армения | |||
Atlasjet Airlines | KK | KKK | Турция | |||
Air Seychelles | HM | SEY | Сейшелы | |||
Aigle Azur | ZI | AAF | Франция | |||
Air India | AI и IC | 098 и 058 | AIC и IAC | Индия | ||
Aegean Airlines | A3 | AEE | Греция | |||
Air Algerie | AH | DAH | Алжир | |||
Aer Lingus | EI | EIN | Ирландия | |||
Air Malta p.l.c. | KM | AMC | Мальта | |||
Действующие аэропорты
Населенный пункт | Код IATA | Код ICAO | Внутренний код | Название аэропорта |
Анапа | AAQ | URKA | AHA | Витязево |
Архангельск | - | ULAN | ВСЬ | Васьково |
Великий Устюг | VUS | ULWU | ВЕУ | Великий Устюг |
Владивосток | VVO | UHWW | ВВО | Кневичи |
Анадырь | DYR | UHMA | АНЫ | Угольный |
Воронеж | - | UUDD | - | Придача |
Геленджик | GD2 | URKG | ГДЖ | Геленджик |
Горно-Алтайск | - | UNBG | ГОР | Горно-Алтайск |
Грозный | GRV | URMG | ГРН | Грозный |
Екатеринбург | SVX | USSS | КЛЦ | Кольцово |
Инта | IHA | UUYI | ИНТ | Инта |
Брянск | BZK | UUBP | БРЯ | Брянск |
Иркутск | IKT | UIII | ИКТ | Иркутск |
Казань | KZN | UWKD | КЗН | Казань |
Калининград | KGO | UMKK | КПД | Храброво |
Кемерово | KEJ | UNEE | КРВ | Кемерово |
Обозначение тарифов в авиабилете и расшифровка их отдельных обозначений.
Стандартно при построении тарифов в авиабилете могут отражаться следующие составные части тарифа:
1) Указание класса обслуживания
2) Указание сезонного кода, т.е периода действия тарифа
3) Указание части недели, т.е рабочие дни или указание недели
4) Указание времени суток (ночное/дневное)
5) Направление маршрута перевозки по регионам мира
6) Коды туров с указанием обслуживания отдельных категорий РАХ
Примеры:
Основные коды
F- первый класс
С-бизнес класс
У- экономический класс
First Class:
R- Supersonic
P- First class premium
F- First class
A- First class discounted
Business class:
J- B.C. premium
C-B.C
D-B.C discounted
I-B.C.D
Z-B.C.D
Economy/coach class:
W- Economy/coach premium
S- Economy/coach
Y- Economy/coach
Economy/coach discounted
B/ L/M/N/Q/T/V/X
Season Codes:
H- наивысший уровень (сезон пик)
K- спрос большой
¯ J-
¯ F-
¯ T-
¯ Q-
¯ Y-
L- самый низкий сезон
Week part codes:
W-конец недели
Х- рабочие дни недели
Part of day codes:
N-Night
Направления перевозки:
|
|
AT-через Атлантику
AP- через Атлантику и Тихий океан
FE- между Москвой и пунктами в зоне (но не через Сибирь)
EN-маршруты начинаются и заканчиваются в Восточном полушарии
PA/PF- через Тихий океан
РО- через Северный полюс
SP- через Южный Полюс
WH- маршруты начинаются и заканчиваются в Западном полушарии
Наиболее применяемые коды:
ADC-дополнительные взимания сборов
ADT- взрослый
АТА- воздушный транспорт. Ассоциация Америки
АТВ- авиабилет, билет и посадочный талон
АТС- карточка воздушной перевозки
AWB- авиагрузовая накладная
BBR- банковский покупной курс валюты
ВНС- проверка тарифа
Центры расчетов авиакомпании.
В организационной структуре авиакомпании создаются специальные подразделения, которые занимаются целым рядом задач по взаиморасчетам.
ЦР- центр расчетов
ЦМР- центр международных расчетов
Это подразделение подчиняется финансовой дирекции авиакомпании. В его состав входят следующие подразделения:
1) Отдел учета и контроля производства
2) Финансовый отдел
3) Общая бухгалтерия
4) Отдел учета и контроля чартера (заказных перевозок)
5) Отдел технологии учета и контроля расчетов через АСУ
6) Склад банков перевозочной документации
7) Архив перевозочной и иной финансовой документации
Отдел учета и контроля производства
1)учет и контроль получения BSO на склад, рассылки его агентам и соответствующим подразделениям авиакомпании, ее представительству, и контроль использования BSO к бланкам строгой отчетности относят все виды первичных документов, выдаваемые за счет какой либо услуги. Каждый бланк BSO должен иметь присвоенный авиакомпанией номер, первые три цифры указывают на принадлежность к авиакомпании с точки зрения IATA.
2)учет и контроль продажи пассажирских перевозок.
В том числе:
· Собственными подразделениями
· Агентами авиакомпаний
· Аккредитованные агентами BSP, более 150 стран мира
· ARC-американская система контроля взаиморасчетов в США
· ТКП - аккредитованные агентства клиринговой палаты РФ и стран СНГ
· Учет и контроль
3)учет и контроль продажи грузовых перевозок
|
|
· Собственными подразделениями авиакомпании
· Грузовыми агентами авиакомпании
· Агентами входящими в систему CASS
· Грузовыми складами аэропортов и транспортно-экспедиционных агентств
4)Подразделения учета продажи другим авиакомпаниям
5)учет реализации перевозок на рейсы авиакомпании
· Контроль полноты и своевременности поступления перевозочной документации с рейса авиакомпании
· Расценка пассажирской документации и учета доходов и объемов РАХ и багажа
· Расценка грузовой документации, доход объемов от перевозки грузов
· Расценка почтовой документации, учет доходов и объемов
· Учет продажи товаров и услуг на борту ВС
6)учет затрат производства
· Учет расходов рейса, связанных с его обслуживанием в аэропорту, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации, бортпитанием, техническим обслуживанием, коммерческим обслуживанием фирмами по обслуживанию ВС
· Учет налета ВС, их коммерческой загрузки, процент занятости кресел, объем продажи, расход топлива, регулярность выполнения рейсов и других характеристик производства в процессе деятельности авиакомпании
· Отнесение на рейс всех прямых и прочих затрат и доходам согласно данным финансовым расчетам
7)учет рентабельности производства
Это подразделение сопоставляет все данные для определения экономической целесообразности, функционирование деятельности авиакомпании, на основании сопоставления аспектов реализации и затрат
8)обеспечение расчетов с партнерами по авиабизнесу, в том числе:
· Контроль отчета агентов по продажи перевозок
· Формирование счетов фирмам кредитных карточек
· Формирование счетов организации, правительственных организациям по безналичному расчету
· Формирование исходящих счетов другим авиакомпаниям и контроль входящих от них счетов
· Формирование счетов почтовым организациям
· Контроль счетов поступивших от аэропортов и обслуживающих организаций
· Формирование счетов по сдаче в аренду ВС авиакомпании и другие виды расчетных организаций
При формировании счетов, соответствие данных счета первичным перевозочным документом или данных в виде предоставления конкретных услуг.
Контроль полноты приложенных расчетно-платежных документов каждому счету.
Контроль итоговых сумм по счету.
Контроль процедуры перевода валют.
Финансовый отдел ЦВР
Функции:
1)учет взаимных финансовых обязательств со всеми партнерами
2)контроль исполнения финансовых обязательств
3)обеспечение финансовых расчетов с применением клиринговых систем
Clearing- это системы взаиморасчетов позволяющие обеспечить взаиморасчет обязательств через специальные системы или банки
4)учет дебиторской и кредиторской задолженности
5)подготовка функции финансового плана предприятия авиакомпании
Общая бухгалтерия
1)обеспечение учета основных средств, малоценного оборудования, заработной платы
2)контроль сметы расходов и оформления финансовой отчетности
3)расчет налогов
4)формирование сводной бухгалтерской отчетности на основании бухгалтерских данных (итоговых).
отдел учета и контроля чартера
Чартерные заказные рейсы могут формироваться в различных авиакомпаниях. Так как и контроль, и учет затруднен, то создан отдельный отдел в центре по их учету.
Отдел технологии и учета контроля через АСУ
В современном мире большинство авиакомпаний, предприятий, определяет расчет с использованием АСУ, для которых необходимо большое количество нормативных данных. Всем этим занимается отдел АСУ.
Система взаиморасчетов на воздушном транспорте и в РФ и странах СНГ.
Краткая предыстория:
В системе взаиморасчетов Гражданской Авиации в прошлом веке происходило развитие, начиная с момента развития Гражданской Авиации. Это отражалось в документах международных совещаний, конкуренций, конвенций.
Россия до 1901 г года в составе СССР имела 1 авиакомпанию Аэрофлот, включая в себя все аспекты, как обеспечение перевозки РАХ, багажа, груза, почты, так и обслуживание в аэропорту по всем аспектам, различными службами и организациями. Поэтому все виды расчетов осуществились организационно в рамках Министерства Гражданской Авиации.
С 1992 г в связи с появлением в РФ более 500 авиакомпаний. Система государственного регулирования в области Гражданской Авиации на территории бывшего СССР перестала существовать, что заставило форсировать решение вопросов на прямые взаиморасчеты между вновь созданными авиакомпаниями. В этот период начала формироваться СВВТ в РФ и странах СНГ.
СВВТ формировалась на основе опыта Западных рыночных отношений.
Изменилась монопольная система общей союзной собственности Аэрофлота на ВС, в аэропорту и аэродроме, на средства производства, что привело к возникновению следующих вопросов:
1)возможно ли было старое министерство ГА использовать в новой системе рыночных отношений.
-НЕТ, так как рыночные отношения вызванные развалом Советского Союза, привели невозможным со стороны государства осуществлять прямое управление ГА, т.е. произошло дерегулирование отношений. Аналог можно было видеть в США в 1978 г, когда США приняло дерегулирование в области ГА.
2)почему российское государство отказалось управлять своей собственностью.
3)почему в России стали появляться западные системы взаиморасчетов, несмотря на то, что на первом этапе внутренние перевозки преобладали над международными перевозками.
- в связи с отсутствием собственной системой взаиморасчетов, которую приходилось срочно создавать.
4)какие итоги дерегулирования произошли на настоящий момент.
В США с 1938-1978 гг. существовало жесткое регулирование внутреннего рынка авиационных перевозок (аналогично с СССР).
1975 г эта политика на государственном уровне США стала критиковаться.
Президент США Герольд Форд предложил законопроект о дерегулировании отрасли.
Альянсы
· Star Alliance
27 members, 604 mln PAX, 1160 destination, United Airlines, US AIR, SAS, AC.
· Sky Team
14 members, 474 mln PAX, 916 destinations, Delta, Air France, Aeroflot.
· one world
12 members, АА, ВА, S7.
СВВТ – совокупность органов управления и участников, осуществляющих взаимопонимание между собой по принципам, технологиям и правилам, принятым в этой системе.
Она создана в следствии дерегулирования экономики страны и отрасли, перехода на рыночные методы хозяйствования (1 января 1993) была создана по инициативе ведущих перевозчиков и агентств России и стран СНГ.
Создавалась по аналогии Западных стран (BSP,ARC,ASP).
С 1964 г в США под управлением АТА AIR (Transport Association of America).Стала функционировать система взаиморасчетов ASP (Area Settlement Plan) «Зональная» система взаиморасчетов. С 1984 г услуги этой системы стали предоставляться корпорацией закрытого типа ARS. (Airline Reporting Corporation).
C 1971 г. под управлением IATA стала внедряться система взаиморасчетов BSP, созданная по аналогу Американской системы ASP.
С 1993 г. Под управлением НСАВ - наблюдательного совета аэропортов по взаиморасчетам стала функционировать СВВТ - система взаиморасчетов на воздушном транспорте (AISS / Air Transport Settlement System).
C 1994 г. Услуги этой системы предоставляются ТКП. Транспортной клиринговой палаты, учрежденной в форме закрытого акционерного общества ведущими авиакомпаниями России и стран СНГ.
Органы управления.
Законодательные органы.
· Конференция участников
Системы взаиморасчетов созываются 1 раз в 2-3 года.
· Наблюдательный совет аэропортов
По взаиморасчетам НСАВ состоящим из Президиума и двух Комитетов (регулярных перевозчиков и аккредитованных агентств). Действует в период между конференциями.
Исполнительный орган
Транспортная клиринговая палата. ТКП как основной орган СВВТ состоит из 4 основных подразделений:
· Центр электронного билета оформления
· Центр расписания и тарифов отрасли
· Статистика отрасли
· Единый центр взаиморасчетов
ТКП взаимодействует со следующими организациями:
· Агентства
· Уполномоченные банки
· Авиакомпании
· Авиационные службы безопасности
· И другие органы, включая аэропорт
Услуги исполняемые ТКП
· Разработка, совершенствование и внедрение новых принципов СВВТ
· Аккредитация агентств по продаже перевозок
· Разработка стандартных перевозочных документов
· Ответственное хранение, распределение, учет и контроль наличия бланков СПД
· Обеспечивает правовое пространство СВВТ
· Организует продажу перевозок на стандартных условиях с агентствами
· Обеспечивает управление правами агентств
· Осуществляет сбор и учет агентств, с контрольными купонами СПД
· Осуществляет сбор и обработку отчетов об агентстве
· Сбор выручки и распределение ее авиакомпании, регулирует задолженности перед авиакомпанией
· Предоставляет услуги информационной системы
· Обеспечивает постоянный контроль над деятельностью агентств
· Рассматривает претензии
· Аккредитирует эксплуатантов АСБ, а так же проводит аттестацию АС билета печати
· Аккредитирует учебные центры и осуществляет обучение персонала
· Организация взаимодействия всех участников взаиморасчетных систем
· Совершенствование технологий
· Информирование участников СВВТ о текущей деятельности всей системы
Участники СВВТ и партнеры ТКП:
Участники:
· Авиакомпании
· Аккредитованные агентства
· ТКП
Партнеры:
· РЖД
· Автомобильные организации
· Поставщики дополнительных услуг
· Туроператоры
Стандартные условия авиакомпании в системе взаиморасчетов:
Авиакомпании:
· Подает заявку на вступление в СВВТ
· Договор об организации продажи и расчетов за пассажирскими перевозками на СПД
· Обеспечивает доступ к своему ресурсу, место в АСБ через аккредитование в СВВТ
· Оплачивает услуги ТКП
Стандартные условия вступления агентств в систему СВВТ
Агентство по продаже воздушных перевозок:
· Продает комплект документации на аккредитацию
· Обеспечивает участие своих специалистов в экспертной оценке кредитных документов
· После получения официального приглашения, направляет на заседания комиссии по аккредитации агентств
При положительном решении комиссии по аккредитации агентств:
· Заключает с ТКП стандартный договор на абонентское обслуживание
· Предоставляет установленные для агентства финансовые гарантии
· Подает заявку на получение бланков СПД и квот ЭБ
· Получает свидетельство об аккредитации, валидаторы ТКП
· Осуществляет работу
Валидатор аккредитованного агентства:
Виды соглашений в СВВТ для расчетов за проданные перевозки.
Интерлайн - соглашение между авиакомпанией в рамках IATA с агентством, расчет за проданную перевозку по коду, а выпущенные самостоятельно, рассчитываются с другими перевозчиками.
Соглашение М 1 - соглашение между ТКП и авиакомпанией по открытым тарифам, в билете ТКП указываются под 99А (расчеты ведутся по опубликованным тарифам).
Соглашение М 2- многостороннее соглашение между ТКП, перевозчиками и аэропортом участковыми тарифами.
СВВТ сегодня:
· Более 100 регулярных (из них 40 % зарубежных) и около 70 чартерных авиакомпаний
· Аккредитовано более 300 агентств, имеющих в составе более 7000 пунктов продажи аэропортов в 30 странах мира
· Задействовано около 21 тыс. кассиров (17 тыс. терминалов)
· Аккредитовано около 30 учебных центров, включая их филиалы
· Аккредитовано 5 тренинговых центров
· Аккредитовано около 20 владельцев АСБ
BSP в связи с резким ростом объема продаж, в середине прошлого столетия, для организации, между агентами и авиакомпаниями, стали использоваться компьютерные системы (автоматизированные), которые привели к централизации взаиморасчетов, на базе уполномоченных банков.
BSP- это система взаиморасчетов созданная с целью упрощения процесса оформления авиа билета, подготовки отчетов о продаже и проведении взаиморасчетов между агентами и авиакомпаниями за оказанные услуги.
BSP была создана IATA в Японии в 1971 г. Она действует более чем в 150 странах Мира.
Основной чертой BSP является использование единого стандарта бланка авиабилета, а в России в BSP используют бланк автоматизированного оформления.
Участие в системе BSP авиакомпании, осуществляющиеся на добровольной основе.
Агентства, аккредитованные при IATA, является обязательным условием договора между IATA и агентом по продаже пассажирских перевозок.
Преимущества работы в BSP:
· Предоставляет агентам высокоэффективный способ продажи услуг авиакомпании.
· Позволяет сократить административные затраты, ведение отчетности, получение бланков авиабилета, осуществление и контроль платежей, разрешение спорных ситуаций.
· Упрощает процессы выписки билетов, контроля и отчетности о продажах.
· Упрощает технологию оформления авиабилета.
· Предоставляет агентам автоматизированную процедуру снабжения бланков.
· Снимает необходимость предоставления отчетов о продаже в авиакомпании, так как вся отчетность формируется автоматически.
· Предоставляет единый, универсальный бланк STD.
· Упрощает контроль за использование бланков билетов и снижает затраты на обеспечение сохранения бланков.
· Снижает затраты и упрощает процедуру осуществления платежей.
· Дает возможность продажи авиабилета непосредственно в офисе агента без участия авиакомпании.