double arrow

Упражнения на проверку понимания текстов

1. Упражнение при изучающем чтении. Закончите предложение по тексту. Ответьте на вопросы. Подготовьте реферат текста. Опираясь на текст расскажите о...

2. Упражнения при ознакомительном чтении. Согласитесь, опровергните. Составьте вопросы к тексту. Составьте план к тексту. Перескажите текст на русском языке. Расположите смысловые части в логической последовательности. Подготовьте резюме.

3. Упражнения при просмотровом чтении. Зачитайте факты, которые относятся к... Подчеркните вывод. Выпишите факты, которые иллюстрируют тезис.

4. Упражнения при поисковом чтении. Найдите в тексте имена собственные, даты, места, связанные с…, события, соответствующие датам и т.д.

6. Формы компрессии текста

Все формы компрессии текста применяются на старшем этапе.

1. Реферат – краткое, обобщенное представление содержания прочитанного (10-15 предложений по тексту).

2. Аннотация – предельно краткое изложение текста (3-4 предложения). 1 часть – о теме текста. The text deals with. 2 часть – основная идея. 3 часть – заключение.

3. Рецензия – аргументированное мнение о содержании исходного текста.

a. Прочитайте текст, определите основную идею.

b. Оцените содержание.

c. Определите позицию автора.

d. Обоснуйте его позицию.

e. Свой вывод

4. Резюме – выводы из содержания оригинала. 4-6 предложений текста в настоящем времени.

Лекция 7 Обучение письму как виду речевой деятельности

План:

1. Письмо как цель и средство обучения

2. Требования гос.программы к умениям письма и письменной речи

3. Обучение технике письма.

4. Обучение разным формам записи

5. Обучение написанию текстов

6. Упражнения в обучении письменной речи

7. Контроль умений и навыков письменной речи

1. В методике различают письмо и письменную речь.. В основе письма лежит овладение графикой и орфографией на уровне навыка. В основе письменной речи лежит выражение мыслей с помощью графического кода. Письмо и письменная речь выступают как цель и средство обучения.

Как средство обучения:

1) Упражнения в ПР помогают развитию устной речи, т.к. в основе письменных высказываний лежат те же операции, что и в основе УР.

2) У чтения и письма общий коммуникативный код- графический. Знание звуко-буквенных соответствий, достигаемое при обучении письму, имеет значение при обучении чтению. Разница: при письме задействовано кодирование, при чтении – декодирование.

3) В обучении письму есть ряд трудностей:

несоответствие м/д количестом букв и звуков;

полисемия букв (e.g. “Ss” – [s], [z])

наличие синонимичных буквенных обохначений[k] – cc, kk, ck, qu

2. Письмо как цель обучения отражено в гос.программе.

В конце 6 кл. учащиеся должны овладеть правописанием слов, используемых в письм. упражнениях, составлять план текстов, делать из него выписки, составлять короткие поздравления.

В конце 9 кл.учащиеся должны составлять и записывать план текста и темы, делать выписки + овладеть правописанием слов, усвоенных устно.

В 11 классе добавляется умение составлять реферат и аннотацию текста или подборки текстов(для те кто учит ИЯ с 1 кл)

Для тех, кто учит ИЯ с 5 кл, требования те же, что для 6 и 9 классов.

3. Обучение технике письма включает:

- научение графике (совокупность всех средств данной письменности);

- каллиграфии начертание букв);

- орфографии (правописанию)

1) В обучение графике необходимо решить 2 задачи:

- овладеть звуко-буквенными ассоциациями;

- установить связи между разными функциональными выриантами каждой буквы;

При обучении звуко-буквенным соотношениями проводят звуко-буквенный и слоговый анализ.

Схема:

Целое звучащее слово→ звуковые слоги → звуки → соответствующие им графемы → графические слоги → целое слово на письме.

Фонетическая часть анализа проводится с опорой на транскрипцию. Графическая часть проводится устно и письменно.

2) Графика тесно связана с каллиграфией – правильным начертанием. При этом буквы делятся на 3 группы: а) начертание сходно с рус.яз; б) начертание различается частично; в) начертание незнакомо учащимся.

В работе над каллиграфией используется элементарное письмо – написание отдельных букв или даже элементов букв.

1) Т показывает букву на карточке

2) Т показывает на доске, как пишется буква а) медленно; б) быстро; 3) Сl пишут букву в воздухе, потом в тетради, затем слово, если это предусматривает урок

3) Орфография – правописание. Для обучения орфографии используют принципы:

* фонетический «пиши, как говоришь», опора для написания – произношение: пример: pen, stand, sit

* морфологический: морфема в родственных словах и формах сохраняет единый графический образ, например: write, writing, writer (Сюда относятся и орфографические изменения по правилам, например, замена “у» на «i»

*исторический или традиционный: сюда относятся слова, которые невозможно объяснить фонетически или морфологически (answer, busy)

Методисты выделят 5 групп слов, орфографией которых овладевают на начальной ступени обучения:

1. Односложные слова с закрытым слогом

2. Слова с открытым слогом. Эта группа сложнее из-за немой «е»

3. Слова, читающиеся и пишущиеся по 3 типу слога

4. Слова с типичными буквосочетаниями гласных: ee, ea, oo, oi, oy, ai, ey

5. Трудные слова, пишущиеся по историческому типу

При обучении орфографии широко применяется

А ) списывание. При списывании слов следует устанавливать ассоциации:

- по схожести:

Room night thought

Spoon might bought

Moon right brought

- по контрасту: two – too, see – sea, one – won

Следует обращать внимание учащихся на грамматику: dis advantage – dis like, fam ous – continu ous

При списывании следует давать доп.задания (подчеркните буквосочетание, грамм.явление: приставку, суффикс)

При списывание слова не срисовываются, а:

1. Посмотрите на слово

2. Запомните букв состав

3. Запишите по памяти

4. Сверьте.

Списывание словосочетаний (списывание блоками):

1. Прочитать, запомнить

2. Записать по памяти

3. Проверить

Списывание предложений (кусками):

1. Прочитать предложение и всмотреться в него.

2. Написать по памяти

3. Проверить

Б) диктанты

Виды диктантов:

1. Зрительный. Предъявляется текст в графической форма. Класс читает его про себя, вслух, всматриваются в написанное. Запись убираем, текст записывается по памяти. Запись вновь предъявляем для проверки.

2. Слуховой. Читается весь текст диктанта. Читаем диктант по предложению, каждое предложение читается 1 раз. Длинные предложения разбиваются на куски, каждый кусок – 1 раз, затем все предложение 1 раз. Прочитываем диктант в быстром темпе 1 раз для проверки. Работы собираются и проверяются.

3. Зрительно-слуховой. В процессе диктовки предложения записываются классом в тетрадях, одним учеником на доске, списывать с доски нельзя. Затем на доске «от и до» идет разбор правил.

4. Предупредительный. Перед диктовкой текста учитель разбирает на доске трудные слова. Затем слова стираем и диктуем текст.

5. Самодиктант. Ученики по памяти записывают наизусть выученный текст.

4. Обучение разным формам записи – это промежуточный этап между письмом и письменной речью. Здесь ученик узнает, как работать с источниками, выписывать, составлять план, тезисы и т.д. Задания:

· Списывание с дополнительным заданием (списать и раскрыть скобки, ведение словариков)

· Выписывание из текста или запись со слуха ключевых слов, ответов на вопросы, основных идей, примеров употребления слов и грамматических структур.

· Трансформации (умение перестроить фразу, передать одну и ту же мысль разными способами

I’ve told you not to do it but you still have done

You _____ done that (should)

· Нахождение ошибок на лексические, грамматические, стилистические нормы.

· Упражнения на логическое развитие замысла. Завершение предложения, составление вопросов, соединение частей текста, окончание текста.

· Упражнения на сжатие текста. Сформулировать основную идею, составить план.

· Упражнения на расширение текста. Добавить прилагательные, предложения, абзац.

· Составление плана-конспекта (графической схемы-опоры текста). Travelling

o Purpose

§ On business

§ For pleasure

o Way

§ In reality

§ In dreams

o With

§ Alone

§ In company with

5.Обучениписьменной речи становится целью на среднем и старшем этапах обучения, затем развивается и совершенствуется в вузе. К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов:

1. Написание резюме

2. Написание писем

3. Заполнение бланков

4. Написание статей в молодежные газеты, журналы

5. Написание рецензии

6. Написание рассказа по картинке

7. Написание инструкций

8. Написание репортажа

Написание может быть по памятке, картинке или произведению.

Writing to a picture:

1. Who are these people?

2. Where and when is the scene taking place?

3. What’s happening?

4. What happened before this?

5. What is going to happen next?

Writing to a text:

1. What is the story about?

2. What the characters true to life?

3. Where does the action take place?

4. What is the main idea?

5. How does the situation influence the characters?

6.Упражнения для обучения письменной речи делятся на подготовительные и речевые:

1) Подготовительные нацелены на а) работу с моделями (трансформация, расширение модели); б) умение передавать информацию (перефразировка, сокращении текстов, составление планов.

2) Речевые упражнения включают: изложение, описание, сочинение, написание письма, аннотирование, реферирование

7. Контроль навыков письма проверяется в ходе экзамена.

Формат международного и отечественного экзамена:

1. Обязательное задание – написание письма с четко поставленной задачей. Задача – жалоба или благодарность, передача или запрос информации, описание, повествование, объяснение/разъяснение. Может выполняться с опорой на рекламу, дневник, расписание.

2. Часть по выбору (одно из 5 заданий): написание письма, отчета, заявление и т.д.

В заданиях оценивается:

ü Правильное использование опорных текстов

ü Логическая организация текста.

ü Лексика

ü Объем

ü Жанр

ü Почерк

Раздел Ш: Организация обучения иностранному языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: