Лекция 6. Современная организационная структура ведения ГЗК

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федера­ции от 17 мая 2000г. Госкомзем России был упразднен и создан новый земельный орган — Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр).

Правительство Российской Федерации (постановлением от 18 июля 2000 г.) установило, что Росземкадастр является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Для реализации указанных функций Федеральной службе земельного кадастра России были переданы территориальные земельные органы бывшего Госкомзема России. Кроме того, в ведение Росземкадастра были также переданы организации, находившиеся в ведении упраздненного Госкомзема России.

Основные задачи Федеральной службы земельного кадастра России следующие:

ü государственное управление земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы в пределах ее компетенции;

ü ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции — государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и объектах недвижимого имущества (кроме технического учета), прочно связанных с ними, в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному и муниципальному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;

ü государственный контроль за использованием и охраной земель;

ü организация и осуществление землеустройства и мониторинга земель, прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;

ü участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;

ü обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;

ü содействие развитию международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению службы.

В целях упорядочения деятельности по ведению государственного земельного кадастра Росземкадастром непосредственно и его территориальными органами — комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по соответствующим субъектам Российской Федерации и земельными кадастровыми палатами по соответствующим округам Положением о Федеральной службе земельного кадастра России и приказом Росземкадастра от 26 сентября 2001 г. установлено, что:

контрольные, регулирующие и другие управленческие полномочия организации ведения государственного земельного кадастра на территории соответствующего кадастрового округа, входящие в компетенцию Росземкадастра, осуществляют комитеты по земельным ресурсам и землеустройству соответствующих субъек­тов Российской Федерации;

исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, а также специальные функции по ведению государственного кадастрового учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, внесению сведений в Единый государственный реестр земель и предоставлению сведе­ний государственного земельного кадастра осуществляет Росземкадастр непосредственно при ведении государственного земельного кадастра в кадастровом округе «Общероссийский», а при ведении государственного земельного кадастра в остальных кадастровых округах — через соответствующие земельные кадастровые палаты.

Таким образом, на 1 января 2002 г. сложилась следующая организационная структура системы формирования и ведения государственного земельного кадастра.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2000 г. «О предельной численности и фонде оплаты органов труда работников центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти» предельная численность работников территориальных органов Росземкадастра на 1 января 2001 г. была установлена 8995 единиц (против 18 595 чел. в 1993г.), что явно недостаточно для формирования эффективной системы государственного земельного кадастра.

Росземкадастр на 1 января 2003 г. представляет собой федеральный орган с вертикальной структурой управления, территориальными органами в регионах, которые охватывают всю территорию страны. К территориальным органам относятся 89 комите­тов в субъектах РФ, 1697 районных и 455 городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, 86 федеральных государственных учреждений — земельно-кадастровых палат. В структуре Росземкадастра сосредоточено также 100 научно-изыскательских, проектных и проектно-изыскательских организаций, а всего в системе Росземкадастра работает 19 тыс. специалистов.

Параллельно с государственной структурой стали формироваться частные предприятия по выполнению земельно-кадастровых и землеустроительных действий, связанных с земельной реформой. На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. «О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР» Госкомзему РСФСР было поручено совместно с местными исполнительными органами создать в 1991 г. при горрайкомземах малые предприятия, хозрасчетные предприятия и другие формирования по выполнению работ, связанных с осуществлением земельной реформы. Коллегией Роскомзема 25 июня 1994г., на основании рассмотрения реализации целевой комплексной программы создания АИС ГЗК, было принято решение о создании Российской Ассоциации частных землемеров, которая и была создана 26 ноября 1996 г.

По данным Ассоциации частных землемеров, общее число частных землеустроительных организаций и граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, в стране составляет около 1700, в которых работает около 17 тыс. сотрудников.

Контрольные вопросы и задания

1.Расскажите о системе государственного управления земельными ресурсами.

2. Какова компетенция федеральных органов законодательной власти в управлении земельными ресурсами (УЗР)?

3. Какова компетенция органов законодательной власти субъектов РФ в УЗР?

4. Какова компетенция Правительства РФ в УЗР?

5. Какова компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ и УЗР?

6. Какова компетенция федеральных органов исполнительной власти в УЗР?

7. Какова компетенция местных органов в УЗР?

8. Как формировалась организационная структура земельной службы России в 1990—2000 гг.?

9. Что такое современная организационная структура ведения ГЗК РФ?

10. Перечислите задачи и функции ФГУ «Земельная кадастровая палата».

11. Как происходит формирование системы частных землеустроительных предприятий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: