ГЛАВА 5. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРТСВ
Классификация форм осуществления функций государства
Классификации функций государства
Содержание функций государства
Понятие, признаки и содержание функции государства.
ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Сущность государства
Сущность государства определяется в соответствии с общесоциальным или классовым подходом.
Общесоциальный подход рассматривает государство как инструмент реализации целей, значимых для всего общества, основной институт политической системы общества, посредством которого осуществляется организация совместной деятельности в политически организованном обществе.
С позиции классового подхода государство — это машина для подавления одного класса другим, средство обеспечения интересов господствующего класса.
Содержание общесоциального подхода: а) государство обеспечивает компромисс классов, сословных и прочих интересы, в целях обеспечения стабильности общества; б) государство является организатором общих дел, вытекающих из потребностей функционирования общественного организма.
|
|
Содержание классового подхода: государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, меньшинства над большинством. Сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
Факторы, определяющие сущность государства:
а) социальный фактор - социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами);
б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления;
в) политический фактор - характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод;
г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов,
д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств.
е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.
Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
|
|
Признаки функций государства:
1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.
4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.
6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.
Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.
1. Общесоциальное содержание функции - характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.
|
|
2. Классовое содержание функций государства характеризуется наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.
3. Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.
Дополнение:
Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.
|
|
Факторы, определяющие эволюцию функций государства:
- влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.);
- экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.
- интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.
- развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.
1. По сферам политической направленности - внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальных функций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.
2. По сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
3. По принципу разделения властей - законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.
4. По времени действия - постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования (политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: революцией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социалистическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.
5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.
Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:
Внутренние функции — это направления деятельности государства по отношению к обществу, которые проявляют себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.
Политические функции государства представляют собой направления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.
Экономические функции государства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может проявляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность административно-командными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.
Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.
Социальные функции государства призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих функций способно привести государство к ослаблению, а затем к распаду и, в конце концов — к гибели.
Идеологические функции государства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на население посредством средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.
Функция обеспечения прав и свобод граждан — это особая функция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении власти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.
Внешние функции — это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.
Функция сотрудничества с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществляется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической области (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и научно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, культура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергетике, другие международные организации).
Функция обороны государства включает в себя систему специальных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.
Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих территорий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспансионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.
Глобальные функции – это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций:
- обеспечение и гарантии прав и свобод человека;
- контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;
- сдерживание распространения оружия массового поражения;
- борьба с терроризмом;
- экологическая.
1. По характеру деятельности основных звеньев механизма государства:
- законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами;
- управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.;
- судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны;
- контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
2. Пооднородным внешним признакам деятельности органов государства, посредством которой реализуются его функции:
- правовая (подразделяется на п равотворческую и правоприменителъную деятельность. В рамках правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная);
- организационная (заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. Подразделяется на организационно-регламентирующую, например, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма; организационно-хозяйственную, например, экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.; организационно-идеологическую, например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).
§ 1. Понятие «тип государства»
Тип государства – это взятые в единстве общие черты различных государств, система важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами. Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть родство с другими государствами.
Назначение типологизации проявляется в следующем:
- смена исторических типов государства и права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества;
- типология облегчает понимание внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права России, равно как и многих других стран;
- процесс типизации государств и правовых систем позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права;
- в процессе типизации государств и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой;
- процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе;
- понятие «тип государства» позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
Типизация государства и права производится в соответствии с выработанными социально-политической практикой, объективными критериями: социально-классовой сущностью, содержанием и направленностью государственной власти, характером и уровнем развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основными принципами организации и функционирования государства и права и др.
В соответствии с данными критериями в рамках современной теории государства и права различаются два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит, а значит, в конечном счете какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Тип государства – это совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.
Согласно цивилизационной теории тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
Главный критерий типологии государств при формационном подходе – принадлежность государства к конкретной общественно-экономической формации, которая представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений (экономический базис). Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений - экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.
Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (включающая две фазы: социализм и коммунизм). Соответственно выделяют четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Деление истории на пять элементов получило официальное признание после издания в 1938 г. Краткого курса истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и принадлежит лично И. В. Сталину.
Характерные черты рабовладельческого государства:
- это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.
- экономический базис рабовладельческого общества составляет собственность рабовладельцев не только на средства производства и орудия труда, к которым причисляются и люди (рабы).
- государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства.
Замечание:
Формационная теория (в сталинской интерпретации) относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирию, Хеттское царство, Индию и Китай, что является грубой ошибкой. Древневосточные государства не имели признаков четкого классового деления на рабовладельцев и рабов. Основным производителем здесь всегда оставался крестьянин-общинник.
Характерные черты феодального государства:
- этоособая политическая организация класса феодалов;
- основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма;
- феодальное государство - есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса;
Характерные черты буржуазного государства:
- закрепляет и защищает буржуазный экономический строй, охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства;
- выступает как орудие господства капитала над трудом.
Характерные черты социалистического государства:
- представляет собой последний исторический тип государства;
- является организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом;
- организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;
- экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;
- социалистическое государство имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое досоциалистическое государство;
- это последний тип государства, на смену которому должно прийти коммунистическому общественному самоуправлению.
Слабыми сторонами формационной типологии государства являются:
- ограниченность критерия;
-условность, догматизм и схематичность процесса смены одних типов государств другими;
-данная типология не охватывает всего многообразия типов государств, существовавших за историю человечества, и касается, прежде всего, европейской цивилизации. Этот недостаток выразился в признании К. Марксом наличия особого «азиатского способа производства.
- апологетика социалистического государства, представление о нем как о высшем неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве.