Конъюнктура рынка

Экономическая конъюнктура определяется как ситуация на рынке, характеризующаяся совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения, динамики цен. Через спрос, предложение и цену товара опосредованно проявляются и все другие факторы, отражающие конъюнктуру, например производство товаров и товарные запасы Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, поскольку она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динам Состояние рыночной экономики отражает понятие «конъюнктура торговли».

Слово «конъюнктура» имеет латинское происхождение и означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, ходящую обстановку, ситуацию, положение вещей. В более узком смысле - это стечение обстоятельств или событий, в особенности критическое или кризисное состояние дел. Таким образом, само понятие «конъюнктура» включает совокупность взаимосвязанных условий, определяющих переход из одного состояния в другое.

Характерными чертами конъюнктуры являются: постоянная изменчивость - кратковременные и длительные колебания в результате влияния различных факторов;

исключительная противоречивость, выражающаяся в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций;

неравномерность, которая особенно хорошо видна, когда изменения различных показателей совпадают по направлениям, но не по темпам (неравномерность обостряет диспропорции развития отраслей народного хозяйства);

единство противоположностей, складывающееся в ходе производства, представляет собой весь процесс воспроизводства, рассматриваемый непосредственно в рыночном выражении. Как известно, конкретный процесс воспроизводства пред­ставляет собой единство противоположностей процесса произ­водства и обращения, следовательно, все те дополнительные элементы неустойчивости, которые вносит сфера обращения в весь процесс воспроизводства, должны также быть предметом изучения конъюнктуры.

Конъюнктура характеризуется прежде всего соотношением спроса и предложения. Это соотношение меняется в зависимостиот того или иного фактора, оказывающего непосредственное воздействие на спрос или предложение или же на спрос и пред­ложение одновременно, и в свою очередь порождает те или иные тенденции товарного обращения. Развитие рынка проис­ходит через постоянное преодоление противоречия между спро­сом и предложением, которое определяет всю диалектику данной экономической категории. Если подойти теоретически к вопросу состояния рыночной конъюнктуры, то следует вспомнить классические ситуации: превышает предложение - тогда цены на товары растут; предложение превосходит спрос - это вызывает падение цен и наконец, рыночное равновесие, при котором предложение равно спросу.

Спрос - форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средства­ми, т.е. платежеспособная потребность.

Предложение - это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда. Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему. Движение цен при неизменном объеме производства меняет размеры предложения. Отсюда ясно, что равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и по­требности.

Нормальное, соответствующее экономическим законам со­отношение спроса и предложения - это их равновесие, т.е. соот­ветствие между объемом и структурой спроса на товары и услу­ги и объемом их предложения. Нарушение соответствия между спросом и предложением крайне отрицательно сказывается на развитии производства и решении социальных задач. В совре­менных условиях все чаще имеет место отставание предложения от спроса, результатом чего является прежде всего рост цен, от­рыв их от общественно необходимых затрат.

Деформация рынка, которая может возникнуть в результате систематического отставания спроса от предложения (или на­оборот), искажает нормальный экономический оборот, ведет к диктату либо производителя, либо потребителя. В первом случае замедляется процесс обновления продукции, серьезно тормозит­ся научно-технический прогресс и улучшение качества товаров и услуг, усиливается финансовая несбалансированность. Все это ослабляет действенность экономических рычагов и стимулов дезорганизует производство и рынок. Чтобы не допускать этого, важно учиться искусству управления рынком в соответствия его законами.

Спрос и предложение - это явления, находящиеся поверхности экономической жизни и характерные для процесса многочисленных актов купли-продажи, совершающихся внутреннем рынке страны, за которыми стоят глубинные процессы экономической жизни.

Сфера обмена развивается по своим законам. Она имеет собственный цикл, отличный от цикла развития производства, хотя в общем и целом производство главенствует над обменом. Процесс изучения конъюнктуры рынка включает прежде всего исследование развития сферы обмена в каждый данный момент, которая следует собственному движению, собственным фазам, своим собственным законам.

Существенные различия в динамике конъюнктуры и цикла производства, проистекающие из различия в развитии сферы обмена и сферы производства, а также из различия значимости факторов формирования конъюнктуры и цикла (в первую очередь случайных, стихийных, временных и т.п.), требуют приведении исследований конъюнктуры должного учета этой особенности без преуменьшения или преувеличения ее роли.

Состояние рынка, соответствующее равенству спроса и предложения, и дает повод для применения понятия равновесия в экономике рынка. Рынок находится в равновесии относительно данного товара или группы товаров тогда, когда спрос на этот товар равен предложению его на рынке.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Однако она будет весьма различной для разных товаров.

Определение понятиям «спрос» и «предложение» можно также дать относительно цены. Спрос — это количество данного товара, которое действительно может быть приобретенным по определенной цене. Цена является одним из основных факторов, влияющих на состояние спроса и предложения, а значит, и на конъюнктуру рынка.

Если производственные издержки не покрываются ценой, то для выпуска продукции необходима государственная дотация. С повышением цены предложение товаров начинает быстро расти, но затем замедляется, поскольку упирается в необходимость решения других задач: наращивание мощностей, расширение сырьевой базы и т.д. В то же время с ростом цен спрос существенно сокращается. Цена, при которой достигается соответствие спроса и предложения (точка пересечения кривых), называется ценой равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: