double arrow

Сущность внутрихозяйственного расчета. Цели и задачи организации системы внутрихозяйственного расчета

Внутрихозяйственный расчет – система мер, организованных руководством предприятия с целью наиболее эффективного выполнения персоналом своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Цели организации внутрихозяйственного расчета:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности организации.

2) Обеспечение соблюдения политики руководства персоналом предприятия

3) Обеспечение сохранности имущества организации.

Задачи системы внутрихозяйственного расчета:

1) При подготовке бухгалтерской отчетности все совершенные хозяйственные операции должны быть учтены, правильно классифицированы, своевременно, верно и полно зарегистрированы в учетных регистрах.

2) Бухгалтерская отчетность не должна вводить пользователя в заблуждение относительно финансового положения организации

3) Автоматизация учета, контролирующая функционирование учетной системы, в том числе формирование первичных документов, их анализ, записи в учетных регистрах не могут быть сфальсифицированы.

4) Отклонения от запланированных показателей, норм и нормативов должны своевременно выявляться.

5) Имущество предприятия не может быть незаконно присвоено или неэффективно использовано.

6) Внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения.

Объектами внутрихозяйственного расчета считаются цикли деятельности организации: снабжение (логистика), производство, реализация (продажа).

Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета:

1) Бухгалтерский финансовый учет (счета. Двойная запись, инвентаризация, документация, бухгалтерский баланс)

2) Бухгалтерский управленческий учет (центры ответственности, нормирование издержек производства и управления)

3) Ревизия, контроль и аудит

4) Теория управления

Внутрихозяйственный расчет обязателен для организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и отраслевой принадлежности.

Организуется внутрихозяйственный расчет самостоятельно, исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируется исключительно основные направления такие, как порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета и другие.

14.Элементы системы внутрихозяйственного расчета:

1) контрольная среда

· Стиль и основные принципы руководства предприятием

· Организационная структура предприятия

· Осуществляемая кадровая политика

· Распределение ответственности и полномочий

· Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей

· Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей

· Соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства

2) система бухгалтерского учета

· Учетная политика и основные принципы ведения бухучета

· Организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности

· Распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности

· Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции

· Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров.

· Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета

· 3) процедуры внутреннего контроля

Наиболее общими функциональными сторонами контроля являются:

1) Реализация и дебиторская задолженность. Реализация – переход права собственности на возмездной основе, на дату перехода собственности

Д62.1 К90.1

Д91.2 К93 – резерв по сомнительным долгам

Д60.2 К51 – тоже образование дебиторской задолженности

Д68/НДС К76 – начислен НДС

Но поставщик не осуществил поставку ТМЦ

Д76 К68/НДС – восстановлена сумма НДС

Д91.2 К60.2 – списана как безнадежная (примерно). В части НДС – расходы, не учитываемые при исчислении НДС (???)

2) Снабжение и кредиторская задолженность

3) Платежи по счетам и поступление д.с в кассу

4) Расчеты с персоналом по заработной плате

5) Инвестиции

6) Основные средства

7) Запасы

Правильная организация документооборота – неотъемлемое условие работы бухгалтерской службы. Выполнение требований к оформлению документов обеспечивает их юридическую силу. Для контроля за исполнением документов в организации может быть сформирована подсистема в разрезе сроков, исполнителей и специфики документов.

Движение документов регламентируется графиком документооборота.

При утверждении учетной политики необходимо установить правила документооборота и приложить график. В организациях применяются различные процедуры контроля, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, возникающих в процессе учета хозяйственных операций.

Основными из процедур контроля являются:

1) Процедуры контроля, подтверждающие реальность хозяйственных операций. Заключаются в сверке документов. Например, документов об отгрузке со счетами-фактурами.

2) Процедуры, направленные на проверку правильности исчисления учтенных сумм.

3) Процедуры, направленные на своевременность учета хозяйственных операций.

4) Физические способы контроля (охрана имущества, ограничение доступа к имуществу, к документам, проведение периодической инвентаризации). Кроме того, при автоматизированной системе учета проводятся процедуры контроля, обеспечивающие доступ к файлам лиц, имеющим специальное разрешение. Важными элементами формирования системы контроля являются программы по повышению безопасности производства и эффективно работающие подразделения внутреннего аудита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: