Принципы права. В практическом плане отсутствие единого «общемирового понимания и определения права» затруднит, вне всякого сомнения

В практическом плане отсутствие единого «общемирового понимания и определения права» затруднит, вне всякого сомнения, использование права как регулятивного средства расширения и упорядочения межгосударственных и межрегиональных отношений.

Для решения вопроса о разработке общего определения понятия права, в равной мере охватывающего и отражающего как различные – позитивистские и естественно-правовые – взгляды и представления о праве, так и его национальные и региональные видения, необходимо, очевидно, одновременно идти, с одной стороны, по пути выявления и раскрытия его общеродовых с другими однопорядковыми явлениями (такими, как политика, мораль и др.) черт, а с другой – по пути установления и раскрытия его «специфических видовых признаков».

Важно учитывать, что право – это не только весьма сложное, многостороннее, но одновременно и многослойное, многоуровневое явление. Будучи регулятором общественных отношений, право, независимо от того, как оно понимается и как определяется, всегда структурируется как минимум на трех уровнях или срезах – нормы, идеи и отношения. Основополагающую роль при этом неизменно играют нормы. «Нормативность, - резонно замечает Г.В. Мальцев, - это универсальное и глубинное качество права. Норма есть во всякой форме права – в древнем обычае, так же как и в современном законе».

С учетом данного обстоятельства в течение многих столетий формировалось нормативистское определение понятия права. Трубецкой, например, писал: «Под правом в объективном смысле нужно разуметь совокупность всех юридических норм, а под правом в субъективном смысле «следует разуметь ту сферу внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права».

Аналогичные определения права, акцентирующие внимание исследователей главным образом на норме права или же на совокупности норм, сохраняются в несколько видоизмененном виде и поныне. Причем это касается не только отечественного, но и зарубежного правоведения.

Однако нормативный аспект права нельзя преувеличивать в ущерб другим его срезам, а тем более абсолютизировать. В этом плане несомненно прав Г.В. Мальцев, когда подмечает, что «большинство определений права», как и других однопорядковых явлений, «даже не пытаются охватывать трехуровневую структуру соответствующей нормативно-регулятивной системы, ограничиваются каким-либо одним уровнем, который берется за основу». В определении права это чаще всего нормативный уровень.

Говоря об определении общего понятия права, важно учитывать тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет прежде всего волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально.

В нем неизменно сочетаются групповые интересы с общесоциальными, национальными, классовые с общечеловеческими. Степень такого сочетания и соответствия не везде одинакова. Но она существует.

Наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым путем преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков.

III. Система основных признаков права

Рассматривая право под углом зрения составляющих его признаков, вполне резонно воспользоваться советом Е.Н. Трубецкого, который писал, что, для того чтобы «так или иначе разрешить спорный в науке вопрос о существе права, необходимо прежде всего остановится на тех признаках определяемого понятия, которые не вызывают сомнения, а затем перейти к тем, которые представляются спорными».

Но лишь небольшая часть признаков права является бесспорной. Большинство же основных признаков права, называемых авторами, придерживающимися различных точек зрения, вызывают споры и возражения.

Право характеризуется следующими признаками:

· нормативностью: право действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость и т.д.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

· Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, с оциального положения и т.д.), т.е. к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

· общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, вне зависимости от того, как те к ним относятся, нравятся они им или нет;

· формальной определенностью: правовые нормы должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и т.д.

· системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему права;

· Право – это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями;

· гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

· Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

IV. Проблемы соотношения права и закона

Следует заметить, что проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор как появилось право. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные споры приходились на 60 – 80-е годы. Актуальность проблемы сохраняется и поныне. Причина заключается в том, что эта на первый взгляд сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Суть ее кратко сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают.

В решении данной проблемы сталкиваются два подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.

Другой же взгляд, или подход, основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях».

Здесь мы имеем дело с совершенно иным правопониманием. Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Тема 10. Занятие 2. Функции права

План

1. Принципы права

2. Функции права

Литература

Филимонов, В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. – 2009. - № 9. – С. 5 – 13.

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято­ра. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы ­это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщен­ными правилам и поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преиму­щественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобраз­ными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный прин­цип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое во­площение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает:

«1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3.,Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия под­вергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо­средственногo народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными дела­ми, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органичес­кой связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответ­ствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состо­ящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 си. 15 Конституции РФ: «Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Фе­дерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Фе­дерации. 2. Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и. законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особеннос­ти принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъек­тов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения право­нарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оп­тимальное сочетание мер принуждения и убеждения вправе.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состя­зательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве ­- принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип сво­боды труда; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т. п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления право­вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: