Вопрос 1. Госбюджет.
Госбюджет – форма образования и использования централизованного денежного фонда для обеспечения функций органов государственной власти.
Это самый крупный денежный фонд.
В силу своего особого положения он взаимодействует с другими звеньями финансовой системы.
Госбюджет состоит из 2 взаимосвязанных и взаимодополняющихся частей:
1. Доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов;
2. Расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Вопрос 2. Бюджетная система и ее составные.
Бюджетная система государства – совокупность всех видов бюджетов, она включает 3 звена:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты административно-территориальных образований:
1) республиканские бюджеты республик в составе РФ;
2) краевые бюджеты;
3) областные бюджеты;
4) бюджеты автономных областей;
|
|
5) бюджеты автономных округов;
6) городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
3. Местные бюджеты.
Бюджетное устройство – взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и принципы ее построения.
Вопрос 3. Состав и структура расходов федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета классифицируются по различным признакам:
- По своей роли в процессе воспроизводства:
1) Затраты, связанные с финансированием материального производства;
2) Затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы;
- По функциональному назначению:
1) Расходы на финансирование народного хозяйства;
2) Расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
3) На оборону страны;
4) На содержание аппарата управления;
5) На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
6) Фундаментальные исследования и содействие НТП;
7) Расходы по обслуживанию государственного долга;
Все расходы бюджета состоят из:
- Текущих расходов, включающих закупки товаров и услуг, заработную плату госслужащих и бюджетных работников, платежи по внутреннему и внешнему государственному долгу;
- Капитальных расходов, включающих капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и ремонт.
Вопрос 4. Состав и структура доходов федерального бюджета.
- Налоговые доходы.
В зависимости от органа, который взимает налог, его, используют, различают:
1) Федеральные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, НДФЛ. Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и платежи за использование природных ресурсов. НДС, акцизы, НДФЛ – регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты;
|
|
2) Региональные налоги – налоги национально-государственных и административно-территориальных образований. Налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений;
3) Местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.
- Неналоговые платежи.
1) Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) Доходы, поступающие от приватизации;
3) Доходы от внешнеэкономической деятельности;
4) Доходы целевых бюджетных фондов (федерального дорожного фонда, централизованного фонда социального развития).
Вопрос 5. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.
Его возникновение обуславливается следующими причинами:
- Спад общественного производства;
- Завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
- Возросшие затраты на оборону;
- Рост целевого сектора экономики.
Источники финансирования дефицита бюджета:
- Иностранное (внешнее) финансирование:
1) Безвозмездная помощь и займы на льготных условиях;
2) Краткосрочное и долгосрочное финансирование;
3) Долгосрочные займы (свыше 10 лет);
- Инфляционное внутреннее финансирование (дополнительная эмиссия денег). Доход, получаемый государством от выпуска ценных бумаг, называется сеньоранс;
- Неинфляционное внутреннее финансирование (государственный внутренний займ).
Вопрос 6. Государственный долг и его обслуживание.
Государственный долг – вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или определенный срок.
Различают:
- Государственный внутренний долг – долговое обязательство Правительства РФ, выраженные в валюте страны перед физическими и юридическими лицами;
- Государственный внешний долг – задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплаты по ним процентами.
Эти функции осуществляет ЦБРФ.
Затраты по обслуживанию долга производятся за счет средств федерального бюджета РФ.
Огромный государственный долг отражает экономический и финансовый кризис в стране.
В этих условиях Правительство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Вопрос 7. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных и региональных органов власти и имеющих целевое назначение.
Они являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Их появление произошло задолго до возникновения государственного бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили временный характер. С выполнением государством намеченных целей эти фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось. Их множественность создавала определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток, и требовались дополнительные расходы на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях, на ряду с бюджетом, вновь повышается значение внебюджетных фондов. Наименование фонда отражает направление использования средств.
|
|
- Пенсионный фонд – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
ПФРФ формируется за счет:
1) Страховых взносов работодателей;
2) Средств федерального бюджета;
3) Средств ФСС;
4) Доходов от обслуживания счетов ПФРФ банками;
5) Финансовых санкций;
6) Добровольных взносов физических и юридических лиц;
7) Доходов за счет капитализации части временно свободных средств фонда;
8) Кредитов и краткосрочных ссуд из местного бюджета.
Средства ПФРФ направляются на:
1) Выплаты государственной пенсии (за выслугу лет, по возрасту, по потери кормильца);
2) Пенсии по инвалидности и военнослужащим;
3) Компенсации пенсионерам;
4) Материальную помощь престарелым и инвалидам;
5) Пособия на детей от 1,5 до 6 лети одиноким матерям;
6) Пособия на детей инфицированных ВИЧ;
7) Пособия пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
8) Финансирование различных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
9) Единовременные денежные выплаты.
- ФСС – способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
Средства ФСС образуют за счет:
1) Страховых взносов работодателей;
2) Страховых взносов граждан, занимающихся ИПД;
3) Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях;
4) Доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
5) Добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
6) Прочих доходов.
Средства ФСС используются на:
1) Обеспечение пособий по нетрудоспособности;
2) Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников;
|
|
3) Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС.
- ФОМС – для обеспечения граждан РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
Средства ФОМС формируются за счет:
1) Части страховых взносов предприятий на ОМС;
2) Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;
3) Ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;
4) Добровольных взносов физических и юридических лиц;
5) Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда.
Средства ФОМС используются на:
1) Оплату медицинских услуг;
2) Финансирование целевых медицинских программ;
3) Мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов;
4) На развитие медицинской науки;
5) На улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения;
6) Другие цели.
Вопрос 8. Государственный кредит.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицам с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Государственный кредит обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства.
Он обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств.
Основой государственного кредита является:
- Добровольность;
- Возвратность;
- Платность;
- Использование на общегосударственные цели.
Функции государственного кредита:
- Фискальная – с помощью государственного кредита формируется централизованный фонд государства;
- Регулирующая – выражается в многовариантном воздействии на экономику:
1) На состояние денежного обращения через размещение займов;
2) На уровне процентных ставок, на рынке денег и капитала;
3) На занятость и производство (воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор и гарант).