Тема 1.2. Финансы, финансовая политика, финансовая система

Вопрос 1. Социально-экономическая сущность финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных денежных фондов для осуществления экономических, политических и социальных задач.

Предпосылки возникновения финансов:

1. В центральной Европе в результате буржуазных революций власть монархов была урезана, и произошло отторжение главы государства от казны, возник общегосударственный денежный фонд – бюджет;

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательством;

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

Этапы развития финансов:

1. Неразвитая форма финансов характеризуется:

а) малой степенью воздействия на экономику т.к. основная масса денежных средств расходовалась на военные цели;

б) узостью финансовой системы, т.к. состояла из одного звена – бюджетного;

в) ограничены количеством финансовых отношений;

2. Развитая форма характеризуется:

а) высокой степенью воздействия на экономику;

б) многозвенностью финансовой системы.

Вопрос 2. Функции финансов.

1. Распределительная – проявляется в том, что по средствам финансов происходит перераспределение ВВП, национального дохода между всеми участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, а так же между сферой материального и нематериального производства;

2. Контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим денежным фондам и расходованием их по целевому назначению;

3. Регулирующая – она связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредиты) в процесс воспроизводства.

Вопрос 3. Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Финансовые ресурсы – совокупность доходов и поступлений, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств и осуществления экономических, социальных и других функций.

Финансовые ресурсы складываются из 3-х источников:

1. Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе (налоговые и производственные доходы);

2. Средства внебюджетных фондов (ФФОМС, ПФРФ, ФСС);

3. Ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль).

Исходя из источников формирования, финансовые ресурсы могут быть:

1. Централизованные (государственные);

2. Децентрализованные (ресурсы предприятий).

Децентрализованные подразделяются на:

1. Собственные – прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи имущества;

2. Привлеченные – инвестиции, денежные средства, полученные от продажи акций;

3. Заемные – кредиты, денежные средства, полученные от продажи облигаций;

4. Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения – субсидии государства, страховые возмещения.

Вопрос 4. Финансовая политика государства.

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Составные части финансовой политики:

1. Финансовая стратегия – определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансовых ресурсов;

2. Финансовая тактика – конкретные приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях;

В финансовой политике отражаются:

- главные направления развития народного хозяйства;

- общий объем финансовых ресурсов, их источники, направления использования;

- разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических направлений;

Типы финансовой политики:

1. Классическая

Основные ее направления:

а) невмешательство государства в экономику;

б) сокращение свободной конкуренции;

в) использование рыночного механизма для регулирования хозяйственных процессов;

Следствием этого является:

· Ограничение государственных расходов и налогов;

· Обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного бюджета;

2. Регулирующая

Основное направление – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.

Следствием этого является:

· Государственные расходы увеличиваются;

· За счет их формируется дополнительный спрос;

· Рост предпринимательской деятельности;

· Увеличивается национальный доход;

· Ликвидируется безработица;

· Финансируется создание дополнительных рабочих мест;

3. Планово-директивная

Основное направление – обеспечение максимальной конкуренции финансовых ресурсов у государства с последующим их перераспределением в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Вопрос 5. Финансовая система.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ
Общегосударственные финансы Финансы хозяйствующих субъектов
Государственный бюджет Государственные
Внебюджетные фонды Частные
Государственный кредит АО
Фондовый рынок Арендные
Страховые фонды Общественные

Общегосударственные финансы – относятся к централизованным, и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Финансовые отношения предприятий – относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Вопрос 6. Управление финансами в РФ.

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами в РФ осуществляется:

· Высшими законодательными органами власти – федеральное собрание и 2 палаты (ГД и Совет Федерации).

Функции:

1. Рассматривают и утверждают федеральный бюджет;

2. Утверждают отчет о его исполнении;

3. Рассматривают законы и налогах и сборах и обязательных платежах;

4. Устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга;

· Министерство финансов

Функции:

1. Обеспечивает управление финансами;

2. Разрабатывает финансовую политику;

3. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета;

4. Контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятия;

· Главное управление Федерального казначейства

Функции:

Отвечает за кассовое исполнение бюджета;

· Министерство по налогам и сборам

Функции:

Осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей;

· Государственный таможенный комитет

Функции:

Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: