Вопрос 1. Социально-экономическая сущность финансов.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных денежных фондов для осуществления экономических, политических и социальных задач.
Предпосылки возникновения финансов:
1. В центральной Европе в результате буржуазных революций власть монархов была урезана, и произошло отторжение главы государства от казны, возник общегосударственный денежный фонд – бюджет;
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательством;
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.
Этапы развития финансов:
1. Неразвитая форма финансов характеризуется:
а) малой степенью воздействия на экономику т.к. основная масса денежных средств расходовалась на военные цели;
б) узостью финансовой системы, т.к. состояла из одного звена – бюджетного;
|
|
в) ограничены количеством финансовых отношений;
2. Развитая форма характеризуется:
а) высокой степенью воздействия на экономику;
б) многозвенностью финансовой системы.
Вопрос 2. Функции финансов.
1. Распределительная – проявляется в том, что по средствам финансов происходит перераспределение ВВП, национального дохода между всеми участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, а так же между сферой материального и нематериального производства;
2. Контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим денежным фондам и расходованием их по целевому назначению;
3. Регулирующая – она связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредиты) в процесс воспроизводства.
Вопрос 3. Финансовые ресурсы и источники их формирования.
Финансовые ресурсы – совокупность доходов и поступлений, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств и осуществления экономических, социальных и других функций.
Финансовые ресурсы складываются из 3-х источников:
1. Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе (налоговые и производственные доходы);
2. Средства внебюджетных фондов (ФФОМС, ПФРФ, ФСС);
3. Ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль).
Исходя из источников формирования, финансовые ресурсы могут быть:
1. Централизованные (государственные);
2. Децентрализованные (ресурсы предприятий).
Децентрализованные подразделяются на:
|
|
1. Собственные – прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи имущества;
2. Привлеченные – инвестиции, денежные средства, полученные от продажи акций;
3. Заемные – кредиты, денежные средства, полученные от продажи облигаций;
4. Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения – субсидии государства, страховые возмещения.
Вопрос 4. Финансовая политика государства.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Составные части финансовой политики:
1. Финансовая стратегия – определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансовых ресурсов;
2. Финансовая тактика – конкретные приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях;
В финансовой политике отражаются:
- главные направления развития народного хозяйства;
- общий объем финансовых ресурсов, их источники, направления использования;
- разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических направлений;
Типы финансовой политики:
1. Классическая
Основные ее направления:
а) невмешательство государства в экономику;
б) сокращение свободной конкуренции;
в) использование рыночного механизма для регулирования хозяйственных процессов;
Следствием этого является:
· Ограничение государственных расходов и налогов;
· Обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного бюджета;
2. Регулирующая
Основное направление – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.
Следствием этого является:
· Государственные расходы увеличиваются;
· За счет их формируется дополнительный спрос;
· Рост предпринимательской деятельности;
· Увеличивается национальный доход;
· Ликвидируется безработица;
· Финансируется создание дополнительных рабочих мест;
3. Планово-директивная
Основное направление – обеспечение максимальной конкуренции финансовых ресурсов у государства с последующим их перераспределением в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Вопрос 5. Финансовая система.
Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система РФ | |
Общегосударственные финансы | Финансы хозяйствующих субъектов |
Государственный бюджет | Государственные |
Внебюджетные фонды | Частные |
Государственный кредит | АО |
Фондовый рынок | Арендные |
Страховые фонды | Общественные |
Общегосударственные финансы – относятся к централизованным, и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Финансовые отношения предприятий – относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Вопрос 6. Управление финансами в РФ.
Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами в РФ осуществляется:
· Высшими законодательными органами власти – федеральное собрание и 2 палаты (ГД и Совет Федерации).
Функции:
1. Рассматривают и утверждают федеральный бюджет;
2. Утверждают отчет о его исполнении;
3. Рассматривают законы и налогах и сборах и обязательных платежах;
4. Устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга;
· Министерство финансов
Функции:
1. Обеспечивает управление финансами;
2. Разрабатывает финансовую политику;
3. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета;
4. Контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятия;
|
|
· Главное управление Федерального казначейства
Функции:
Отвечает за кассовое исполнение бюджета;
· Министерство по налогам и сборам
Функции:
Осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей;
· Государственный таможенный комитет
Функции:
Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.