Примеры инновационных технологий в торговле

ERP (Enterprise Resource Planning)

За последние несколько лет многие крупные предприятия стали внедрять информационные интегрированные системы класса ERP. Итак, что же такое ERP система? В переводе с английского ERP (Enterprise Resource Planning) означает - планирование ресурсов предприятия.

Существует несколько определений ERP системы:

1. ERP система - класс интегрированных систем управления, представляющий собой унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления финансово-экономической деятельностью: производственной, экономической и финансовой, сбытовой, закупочной, хранения продукции и материалов и множества других.

2. ERP система - это такой комплекс программных средств и управленческих решений, который позволяет в необходимые сроки с максимальной точностью выполнить заказ потребителя, путем правильного планирования, перераспределения и направления всех ресурсов предприятия.

3. Системы класса ERP - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

«Картина предприятия» - структурированная информация о его деятельности, представленная в виде управленческих отчетов, различных диаграмм, позволяющих принимать управленческие решения. Безусловно, для того чтобы формировать подобные отчеты, необходима единая база данных всех операций, существующих в организации (финансовые, складские, взаимодействия с клиентами и т.д.)

Средства инновационных технологий (примеры):

· внедрение нового поколения технологии штрих-кодирования - радиочастотных систем передачи данных (RFID) - (приборов идентификации радиочастоты),;

· * персональных компьютеров PDA;

· * информационные терминалы, электронные рекламные дисплеи и т.д. В нем товары снабжены микрочипами RFID или "умными бирками", содержащими информацию о продукте. Все компоненты RFID связаны с помощью гибкого центрального концентратора системы, специально разработанного IBM 14.


RFID - это совершенно новая технология розничной торговли, которая впервые будет реализована в виде полной интегрированной сети в масштабах всех типов супермаркета компании ЗАО "ФСК". IBM обеспечивает общую интеграцию системы, ПО промежуточного слоя для RFID и новые информационные киоски для этого новаторского проекта.

Другая новаторская разработка IBM, используемая в этом проекте, - камера "Veggie Vision", вмонтированная в весы для завешивания свежих продуктов, которая идентифицирует фрукты и овощи.

Процесс RFID начинается со сканирования контейнеров с товарами, когда их увозят из дистрибьюторского центра. Менеджер магазина может отслеживать каждую поставку с помощью информационной системы склада и узнавать, когда и какие продукты будут доставлены. Когда контейнер, наконец доставлен в магазин, другой сканер проверяет его состав, освобождая работников магазина от необходимости вручную проверять каждый контейнер и пересчитывать товары.
После размещения товара на полках встроенный считыватель RFID посылает сообщение системе back-office магазина о том, что запасы кончаются и магазин может понести убытки, и требует пополнения запасов. Он также отслеживает, как быстро продаются товары, и выясняет, какие из них раскупаются лучше, а какие хуже. Датчики на выходе поднимают тревогу в случае, если покупатель пытается вынести товар, у которого включена в бирке функция защиты от краж. На кассе эта функция отключается, и информация с бирки товара считывается в последний раз для обновления информации о запасах.

Покупатели имеют постоянный доступ к нужным им товарам и сразу получают информацию о продуктах, снабженных бирками.

Задержки на кассе - еще одна проблема, которая успешно решена в новом магазине. С помощью бирок RFID в тележках менеджер магазина узнает, сколько сейчас тележек находится в товарном зале, и если их число увеличилось, то он может открыть дополнительные кассы.

Интегрированная система RFID позволит торговой сети ЗАО "ФСК" усовершенствовать ее цепочку поставок и сделать более эффективным управление запасами. Персонал магазина получил легкий доступ к информации о наличии товаров на складе с помощью устройств Personal Digital Assistant.

Система дает руководству и другим сотрудникам магазина возможность удовлетворить запросы самых требовательных покупателей.

Персональные компьютеры PDA.

Система PDA позволяет покупателям эффективно использовать карманные компьютеры (PDA) в поисках нужных товаров.

В магазине устанавливается компьютерная информационная система, а постоянный покупатель магазина опознается при входе. Электронный список необходимых покупок он приносит в PDA или получает в магазине, где он создается на основе предыдущих приобретений и хранится в системе. Когда покупатель входит в магазин, список реорганизуется так, чтобы назначить самый ему самый эффективный маршрут для укладки в тележку товара по списку. Взятый товар покупатель отмечает в списке и попутно читает информацию о скидках и специальных предложениях.
Далее "на кассе" считывают штрих-коды товаров, и система сравнивает их с оригинальным списком. Обновленный список передается через инфракрасный порт в карманный компьютер, чтобы покупатель проверил сумму счета. Если все в порядке, он возвращает список со своими платежными реквизитами, а в ответ получает электронную квитанцию, которую потом использует для сведения баланса банковского счета.

Другим важным элементом новых технологий являются электронные, рекламные табло (дисплеи), расположенные на стеллажах с товарами и демонстрирующие рекламу представленной продукции.
Информационные терминалы, расположенные вблизи стеллажей, позволяют покупателю получить максимальную информацию о выбранном товаре: производителе, его качестве и характеристиках, сроке годности, условиях хранения, способе приготовления и употребления.
Аналогичные терминалы могут автоматически по форме и цвету опознать продукт, помещенный на весы, вывести изображение на экран и оценить стоимость покупки, используя микрочип, размещенный на каждом товаре.

Электронный портал для контроля за процессом товародвижения автоматически считывает, сверяет, контролирует всю информацию по перемещению товаров из центра распределения на склад и в торговый зал.

Составной частью этой системы является портал персонала "ФСК", где есть вся информация о компании, график работы, тренингов, изменения и др.

Для обслуживания покупателей предполагается использовать компьютер небольшого размера "личный консультант" (Personal Shopping Assistant, PSA), который крепиться к корзине для продуктов.
Компьютер опознает покупателя по его личной карте, отражает всю информацию о наличии товара в

магазине, его цене и месте расположения на стеллажах.

Личная карта помогает покупателю осуществлять свой заказ из дома, придя в магазин изменить выбор, провести быстрый поиск товаров в магазине, оценить стоимость и оплатить покупку. Внедрение такой системы привлекает покупателей, делает процесс покупки более удобным, системным и рациональным.
С самого начала проект по внедрению инновационных технологий будет рассматриваться с точки зрения клиента и внутреннего маркетинга предприятия.

Он сочетает мерчандайзинг, систему дисплеев, ценообразования, поисковых систем расположения товаров и инструменты повышения информированности покупателей и сотрудников об ассортименте, промоакциях, выписке чека и оплате покупок.

Личная карточка позволяет учитывать индивидуальный подход к покупателю. Введенная в компьютер, она четко отражает сделанный заказ и, исходя из анализа прошлых покупок, выделяет традиционные товары с учетом личных предпочтений покупателей.
При продвижении по торговому залу на дисплее компьютера покупателя автоматически меняется реклама, отражаются спецпредложения и промоакции. Благодаря системе "умная шкала", которая автоматически определяет продукт и его стоимость, выдает чек и позволяет провести оплату по системе "check - out", если заранее были отсканированы товары.

Таким образом, покупатель имеет два варианта оплаты: через традиционную кассу или самостоятельно, через установленные в торговом зале терминалы для оплаты.

Необходимым условием успешной реализации инновационного проекта является контроль со стороны субъектов инновационной деятельности - руководства и собственников хозяйствующего субъекта, т.е. внутренний контроль инноваций. Проект обязательно должен быть наблюдаем и управляем.

К факторам, определяющим величину затрат на инновации, относят: степень новизны и сложность оцениваемых инновационных процессов, уровень технологичности (возможности включения в технологию), организационно-технический уровень торговли, структуру и сложность средств технологического обеспечения (оборудование, технические средства, инструменты, материалы, программные продукты, информационные системы и технологии, используемые в технологическом процессе), уровень нормативной базы (качество планирования), структуру торговых площадей организации, объём товарооборота, обусловленный нововведением.

В процессе нововведений рассматривают возможности привязки имеющихся торговых площадей и оборудования, средств технологического обеспечения (техники, инструментов, материалов, программных продуктов, информационных систем и технологий) к инновациям. Поэтому инновационные затраты зависят прежде всего от номенклатуры оборудования, средств технического оснащения, технологического обеспечения, привлекаемых к вновь вводимому торговому процессу.

Раздел 2 Технология и техническое оснащение предприятий оптовой торговли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: