double arrow

ЛЕКЦИЯ 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В условиях рыночной экономики значение объективной финансовой информации и, соответственно, финансовой отчетности занимает приоритетные позиции.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Информация должна содержать сведения для:

· Оценки финансового состояния

· Оценки потока денежных средств

· Принятия инвестиционных решений

Основными пользователями финансовой отчетности выступают:

· инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);

· кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);

· профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;

· заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;

· государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;

· население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;

· деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги.




Стороны, заинтересованные в получении информации в зависимости от их запросов и потребностей, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.

Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.

Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.


Рис. 1 Пользователи финансовой отчетности

Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляющему объекту можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:



1. Деловая информация, обслуживающая сферу бизнеса:

· макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики);

· финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков);

· биржевая (о котировках на фондовом рынке);

· коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.);

· статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов);

· деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса).

2. Научная и профессиональная информация.

3. Социально-политическая и правовая информация.

4. Массовая и потребительская информация.

Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.

Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:

1. по экономическому содержанию:

· данные управленческого учета;

· различные сметы и бюджеты;

· плановые и оперативные данные о производстве и реализации;

· данные о закупках и расходование сырья;

· данные об издержках и пр.

2. по источникам формирования:

· бухгалтерия;

· финансовый отдел и другие.

Стандарты финансового учета и отчетности - это определенные правила ведения финансового учета и отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений. Стандарты являются юридически закрепленными документами. Отчетность в Российской Федерации пока несовершенна и не может достаточно эффективно использоваться в практике финансового учета.

Сейчас в Российской Федерации осуществляется государственная программа перехода на стандарты международной системы счетов и отчетности.

Большинство стран имеет развитую систему финансовой отчетности; подходы к ее использованию различны.

1. Аргентина, Франция, Германия считают, что все основные принципы учета и отчетности закреплены законом. Разрешено делать то, что разрешено законом.

2. США, Великобритания - система учета построена на принципе «разрешено все то, что не запрещено законом».

В финансовом менеджменте используются учетные и внеучетные источники информации.

К учетным источникам информации относят бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

В финансовую отчетность предприятия включаются:

1) баланс предприятия — он состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй – пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву;

2) отчет о финансовых результатах — он содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года;

3) отчет о движении капитала — в этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевого финансирования (поступлений и нераспределенной прибыли) прошлых лет;

4) отчет о движении денежных средств. Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ. сведения представляются в разрезе видов деятельности (она может быть основной, финансовой и инвестиционной);

5) приложение к бухгалтерскому балансу. В данной форме дается расшифровка отдельных статей основных форм отчетности, т.е. присутствуют статьи «Движение заемных средств», «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Амортизируемое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности», «Права на пользование обособленными природными объектами», «Организационные расходы», «Деловая репутация организации», «Нематериальные активы» и т.д.

Во внеучетную информацию включаются: директивная информация в виде законов, постановлений Правительства РФ, указаний вышестоящих организаций, инструкций; нормативно-плановая информация в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций; объяснительные и докладные записки и т.д.

Важным инструментом, позволяющим оценить реальное положение предприятия, а также его планов на перспективу, является финансовый анализ, включающий оценку финансовых документов. Объем аналитической части зависит от поставленных целей, которые в свою очередь обусловливаются интересами пользователей финансовой информации: кредиторов, инвесторов, менеджеров предприятия и др. В то же время финансовый анализ с точки зрения менеджмента способен охватить интересы большинства групп пользователей, поскольку в его задачи входит изучение финансовых документов, с тем, чтобы выявить:

- какое финансовое состояние имеет анализируемое предприятие и

почему?

- какие виды деятельности были успешными, а какие нет?

- что усиливает и ослабляет финансовую позицию предприятия?

- какие необходимы изменения для улучшения будущего положения фирмы?

Таким образом, финансовая отчетность позволяет проникнуть в текущее положение предприятия и разработать направления его перспективного развития.

Для проведения анализа финансовых документов применяют такие аналитические инструменты, как вертикальный, горизонтальный, коэффициентный анализ, а также методы оценки вероятности наступления банкротства.

Вертикальный анализ

Для того чтобы провести этот анализ, необходимо каждую строку баланса выразить в процентах от величины активов и обязательств, а каждую строка отчета о прибылях и убытках представить как процент чистой выручки от реализации. Вертикальный анализ имеет следующие достоинства: во-первых, он облегчает изучение деятельности предприятия, выражая всю информацию в относительных единицах, и, во-вторых, дает возможность аналитику проводить сравнение с другими фирмами относительно структуры активов и продаж.

Горизонтальный анализ

Важным аспектом комплексного финансового анализа является исследование информации в ее горизонтальной перспективе, т.е. во времени. Подобно вертикальному анализу все статьи финансовых отчетов выражены в процентах, но в качестве базы сравнения приняты не итоговые суммы (валюта баланса и объем продаж), а идентичные статьи базового периода. Это позволяет определить сложившиеся тенденции, выявить проблемные статьи, требующие особого внимания.

Коэффициентный анализ

Если в рамках вертикального и горизонтального анализа проводится сравнение одних и тех же статей финансовых отчетов, то коэффициентный анализ позволяет сопоставлять данные, относящиеся к разным категориям и документам, и выявлять связи между ними. Однако и этот ценный аналитический инструмент имеет ограничения. Коэффициентный анализ можно рассматривать как своеобразное « финансовое сито», позволяющее отделить сильные стороны анализируемого предприятия от слабых, выявить ситуации, требующие дальнейшего исследования. Но финансовые коэффициенты не дают ответов, возникающих в ходе анализа, и не являются профилактическим средством. И, наконец, нет единого «правила», позволяющего интерпретировать эти коэффициенты. Каждая ситуация должна оцениваться в контексте особенностей конкретной фирмы, отрасли, экономических условий.

Оценка вероятности наступления банкротства

Одна из целей финансового анализа – оценить различные типы рисков, которым подвержена компания, в том числе риск несостоятельности.

Неспособность фирмы рассчитываться по своим долгам может стать причиной ее банкротства. Поэтому необходимо регулярно определять уровень этого риска и во всех случаях задолго до того, когда ситуация становиться необратимой.

Ученые разработали простые и достаточно точные методы оценки риска неплатежеспособности, которые можно объединить в две группы:

- основанные на анализе критических финансовых коэффициентов;

- основанные на дискриминантном анализе.

Наиболее широкое распространение получила модель Альтмана:

Z = 1,2X1 +1,4X 2 + 3,3X3 + 0,6X 4 +1,0X5 ,

Чтобы рассчитать рыночную цену собственного капитала, надо рыночную цену акции умножить на количество акций.

Индекс Альтмана, названный Z- счет, используется для предсказания вероятности наступления банкротства. Ситуация считается тревожной, если Z<1,81; если Z>2,99, то можно утверждать, что у предприятия благополучное положение. Интервал между 1,81 и 2,99 назван зоной неопределенности, т. е. классифицировать ситуацию компании не представляется возможным.






Сейчас читают про: