Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента

Любое предприятие представляет собой некоторую систему, управле­ние финансами в которой осуществляется по определенным, поддающим­ся стандартизации и теоретическому обобщению правилам, которые мож­но обобщенно квалифицировать как концептуальные основы системы управления финансами хозяйствующего субъекта.

Безусловно, хозяйст­вующие субъекты существенно различаются по многим параметрам: виду деятельности, размерам предприятия, структуре активов, финансовой структуре и др., что естественным образом накладывает отпечаток на сис­тему управления финансами в каждом конкретном предприятии, однако логика ее функционирования остается одинаковой.

Именно описание этой логики представляет собой содержательное наполнение финансового менеджмента как научного направления; вме­сте с тем существует и другая его сторона - практическая реализация методов и приемов управления финансами.

Таким образом, финансо­вый менеджмент может характеризоваться как в:

- научном аспекте, т.е. речь идет об описании концепту­альных основ этого научного направления

- так и в прак­тическом аспекте - о конкретных способах и методах управления финансами хозяйствующего субъекта.

Под концептуальными основами финансового менеджмента будем понимать совокуп­ность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принципы функционирования системы управления финансовой дея­тельностью хозяйствующего субъекта в контексте окружающей поли­тической и экономико-правовой среды. С некоторой долей условности можно утверждать, что работа по формулированию концептуальных ос­нов была начата в начале 60-х гг. XX в. и базировалась на соответствую­щих разработках, развитых в рамках неоклассической теории финан­сов, бухгалтерского учета и общей теории управления.

С формальных позиций и в наиболее общем виде концептуальные основы (fmКФМ) целесообразно представить в виде модели, состоящей из восьми взаимоувязанных элементов:

fmКФМ= {ИУ, ИЦСУ; СК, СФК, ФП, НПИ, ФМ, ОПС},

где ИУ — интересы участников;

ИЦСУ — иерархия целей системы управления финансами;

СК — система категорий;

СФК — система базовых (фундаментальных) концепций;

ФП — финансовые процессы;

НПИ — научно-практический инструментарий (методы, модели, приемы, ин­струменты);

ФМ — финансовый механизм;

ОПС — обеспечивающие подсистемы.

Интересы участников. Хозяйствующий субъект представляет со­бой социально-экономическую систему, определяемую как совокуп­ность ресурсов с обязательным и доминирующим участием человече­ского фактора. Эта система функционирует не изолированно, а нахо­дясь под влиянием окружающей ее среды. В той или иной степени в деятельности конкретной компании заинтересованы многочисленные лица - участники.

Условно их можно разделить на пять больших групп:

• поставщики капитала - это инвесторы, включая собственников компа­нии;

• участники текущей деятельности - это контрагенты компании, т. е. ее поставщики и покупатели, а также кредитные учреждения, финансирующие его текущие операции;

• государственные и публичные органы - главным образом это на­логовые органы, таможенные и т.д.;

• работники компании - это управленческий персонал (в особен­ности топ-менеджеры) и рядовые работники;

• прочие заинтересованные лица - это потенциальные инвесторы, финансовые спекулянты, аналитики, конкуренты и др.

Каждой из обособленных групп присущи специфические интересы, связываемые ею с участием в деятельности фирмы. Для достижения своих целей группа оказывает определенное влияние на фирму. По­скольку интересы групп как минимум не обязательно совпадают, возни­кает проблема их гармонизации.

Система финансового менеджмента в значительной степени как раз и предназначена для того, чтобы снять остроту возможных противоречий; достигается это:

- разработкой систе­мы финансовых стимулов,

- стабильностью и предсказуемостью отноше­ний фирмы с каждой из обособленных групп,

- мониторингом финансово-хозяйственной деятельности, предоставлением регулярной инфор­мации финансового характера и др.

Иерархия целей. Согласование интересов различных групп и ниве­лирование возможных противоречий между ними достигаются:

1) фор­мулированием четких целей;

2) их упорядочением и согласованием по временной (стратегический, тактический и оперативный аспекты) и структурной (центры ответственности) составляющим;

3) разработ­кой мер по обеспечению согласия (соответствия)целевых установок, являю­щихся ключевыми для заинтересованных лиц.

Многоаспектность и множественность целевых установок, как правило, приводят к необ­ходимости построения дерева целей, что обеспечивает согласованность и соподчиненность целей. Многие из целевых установок могут быть выражены количествен­ными индикаторами (рост курса акций, рентабельности, прибыли и т.д.).

Согласование целевых установок фирмы во временном аспекте достигается путем построения системы финансовых планов, отражаю­щих стратегический, тактический и оперативный аспекты работы фир­мы.

Существенную роль в системе целеполагания играет согласование целевых установок фирмы по структурной составляющей. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее оргструктура управления. В зна­чительной степени общий успех достигается в случае:

- сбалансированно­сти усилий каждого из подразделений,

- согласованности их интересов,

- осознания их руководителями взаимообусловленности целевых устано­вок и их подчиненности генеральной цели.

Один из вариантов решения данной проблемы нашел отражение в системе управления, подразуме­вающей выделение центров ответственности.

Категории финансового менеджмента - это наиболее общие, клю­чевые понятия данной науки. В их числе - фактор, модель, ставка, про­цент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, доход­ность (отдача), гудвилл, леверидж и др.

Особенность развития научных знаний на современном этапе проявляется в переплетении категорий­ного аппарата и инструментария смежных научных направлений. Это приводит к тому, что:

- с одной стороны, обособить базовые понятия, принадлежащие исключительно данной области знаний, практически невозможно,

- а с другой стороны, можно говорить о некотором банке универсальных категорий, являющихся базовыми в равной мере для разных научных направлений, квалифицируемых как относительно са­мостоятельные.

Поскольку финансовый менеджмент по историческим меркам представляет собой достаточно молодое направление в науке, то многие базовые поня­тия заимствованы им из этого банка универсальных категорий.

Фундаментальные (базовые) концепции определяют логику фи­нансового менеджмента и использования его прикладных методов и приемов на практике.

Финансовые процессы. Управление финансами реализуется в виде бесконечной череды принятия решений в отношении двух типовых процессов:

а) мобилизации, т. е. привлечения средств, их притока

и б) инвестирования, т.е. вложения средств, их оттока.

Любое значимое управленческое решение должно основываться на анализе возможных комбинаций процессов мобилизации и инвестирования и выборе наи­более благоприятной или наименее неблагоприятной их комбинации. Согласование типовых процессов особенно значимо при разработке ин­вестиционной программы фирмы, когда возникает необходимость упо­рядочения возможных притоков и оттоков денежных средств, исполь­зуемых финансовых инструментов, методов и мероприятий организа­ционного характера.

Научно-практический инструментарий (аппарат) - это совокуп­ность общенаучных и конкретно научных способов управления финан­совой деятельностью хозяйствующих субъектов. В практической плос­кости научный инструментарий представляет собой совокупность фи­нансовых инструментов, приемов, методов и моделей, позволяющих осуществлять эффективное управление финансами предприятия.

Финансовый механизм. Существуют различные интерпретации понятия «финансовый механизм». В общем виде это методы и способы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках финансовых потоков фирмы.

Обеспечивающие системы. Этот элемент концептуальных основ финансового менеджмента определяет возможности его практической реализации. Дело в том, что финансовый менеджмент как подсистема управления предприятием может успешно функционировать лишь при наличии определенных видов обеспечения (или обеспечивающих под­систем):

- законодательного,

- нормативного,

- организационного,

- кадрово­го,

- финансового,

- методического,

- информационного,

- технического,

- про­граммного и др.

Отдельные виды обеспечения (например, законода­тельное) задаются централизованно, однако наполняемость большинст­ва обеспечивающих подсистем определяется руководством предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: