Основные понятия и определения. Особенности договора поставки, его содержание

Особенности договора поставки, его содержание

Договор поставки — это договор, по которому предприниматель-поставщик обязуется передать покупателю в условленный срок товары для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Это основной документ, определяющий права и обязанности сторон и регулирующий хозяйственные отношения, связанные с поступлением товаров в торговые предприятия. В договоре определяются порядок и условия поставки, которые устанавливаются в каждом случае по усмотрению сторон при соблюдении норм действующего законодательства. Правовые основы договора поставки регулируются в соответствии гл. 30 ГК РФ.

При подписании договора поставки особое внимание следует уделить формулировке предмета договора, так как при его отсутствии или ненадлежащей формулировке договор считается неза­ключенным, и поставки, осуществляемые по нему, рассматриваются как внедоговорные.

В отличие от других договоров, по договору поставки допускается возможность одностороннего отказа от его исполнения в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком считается существенным в следующих случаях: поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократное нарушение сроков поставки.

Нарушение договора поставки покупателем считается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.

Типовой договор о поставке товаров должен включать следующие элементы: дата заключения договора, его наименование и номер; преамбула: полное наименование сторон, заключающих договор, их юридические адреса; предмет и объект договора (наименование товара и его описание); положения о качестве, количестве и комплектности проданного товара (качество и комплектность товаров должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или другой нормативно-технической документации); цена договора (цена товара и его ассортиментных групп, возможные скидки); тара и упаковка; срок договора (срок действия договора, условия его пролонгации (продления), сроки исполнения поставки или ее периодичность); права и обязанности сторон; порядок расчетов (порядок и сроки денежной оплаты: с предоплатой, оплатой по завершении поставки, оплатой по частям, по соглашению сторон); условия доставки; ответственность сторон (возможные штрафные санкции за нарушение условий договора); форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие выполнению договора в целом или отдельных его статей и не зависящие от усилий сторон).

Договор также может содержать приложение. Как правило, в приложение к договору выносятся спецификации, в которых определяются ассортимент и количество поставляемых по договору товаров. Спецификация — это неотъемлемая часть договора. В ней содержится следующая информация о товаре: наименование; единицы измерения; вид единичной упаковки; вид тары; количество товара в таре; цена за единицу товара; цена за количество единиц в таре; нормативно-техническая документация, в соответствии с которой произведен товар (ГОСТы и ТУ); документы, подтверждающие качество товаров (сертификаты соответствия).

Спецификация подписывается обеими сторонами и заверяется печатями обеих сторон.

При поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации, в наличии обязательно должны быть сертификаты соответствия, являющиеся определенной гарантией доброкачественности товаров и их безопасности для потребителей и окружающей среды.

Контрольные вопросы

1. Из каких операций складывается закупка товаров?

2. Какие этапы предполагает процедура планирования закупок?

3. Каких принципов должна придерживаться торговая организация (предприятие) при закупке товаров?

4. Какие факторы должна учитывать торговая организация, выбирая поставщика?

5. Дайте определение договора поставки.

6. Что признается существенным при нарушении договора поставки со стороны поставщика и покупателя?

7. Какие элементы включает типовой договор поставки?

8. Что представляет собой спецификация? Какую информацию она содержит?

ГЛАВА 8

КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

Торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Можно выделить следующие виды розничной торговли.

· Разносная торговля — это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети (магазина) путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, предприятиях, транспорте или на улице.

· Развозная торговля осуществляется вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплексе с транспортным средством.

· Посылочная торговля — это розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

· Комиссионная торговля представляет собой розничную тор­говлю, предполагающую продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами — комитентами, по договорам комиссии.

Процесс торговли осуществляется с помощью следующих торговых структур и их видов:

· субъект торговли (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и зарегистрированный в установленном порядке);

· торговое предприятие (имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли; в имущественный комплекс входят земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, фирмен­ное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Розничная торговая сеть — это совокупность предприятий роз­ничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей.

Розничная сеть выполняет следующие функции: закупка, продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; дополнительная сортировка, обработка, маркировка, выкладка на торговом оборудовании, обслуживание покупателей.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Розничная торговая сеть представлена совокупностью магазинов, павильонов, палаток, ларьков и других торговых единиц.

· Магазин — это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), имеющее фундамент, стены и крышу, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

· Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

· Палатка и ларек — это легко возводимые сборно-разборные конструкции, оснащенные прилавком, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

· Киоск, в отличие от магазина или павильона, не имеет торгового зала и помещений для хранения товаров и рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

· Мелкорозничная сеть — это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки.

Характеристика розничного торгового предприятия включает такие понятия, как вид и тип магазина.

Товарно-ассортиментный профиль определяет вид магазина. Различают следующие виды магазинов:

1.универсальные (универмаги, универсамы, супермаркеты);

2. специализированные магазины,

3. торгующие одной товарной группой (например, магазин «Обувь»),

4. узкоспециализированные, торгующие одной подгруппой товаров (магазин «Женская обувь»),

5. магазины с ассортиментом товаров, сгруппированным в потребительские комплексы (например, магазин «Товары для молодежи», «Диетические продукты»),

6. магазины со смешанным ассортиментом товаров, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса.

К предприятиям данного вида можно отнести магазины, реализующие товары в сельской местности, небольших городах и поселках.

По размеру торговой площади и товарно-ассортиментному профилю предприятия розничной торговли подразделяют на различные типы.

Торговое объединение — это добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.

Совокупность торговых предприятий, размещенных на одной территории, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий перечень услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности, называется торговым комплексом. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение, электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи; ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т. п.

Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Универсам (супермаркет) — магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных (сопутствующих) товаров повседневного спроса. К типу предприятий розничной торговли можно отнести, например, универсальные магазины, такие как универмаг (со стандартной торговой площадью 3,5 тыс. м2 или универсам (со стандартной торговой площадью 1,2 тыс. м2).

Универмаг — магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных (сопутствующих) товаров.

«Мини-маркет» — магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров с площадью торгового зала не более 50 м2.

Магазины размещаются в различных зданиях, сооружениях. По видам зданий, в которых размещаются магазины, различают:

· встроенный магазин — магазин, все помещения которого расположены в габаритах жилого здания с выступом за его пределы

· не более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загру­зочных помещений);

· встроенно-пристроенный магазин — магазин, помещения которого располагаются в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений);

· пристроенный магазин — это магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания;

· отдельно-стоящий магазин по своим характеристикам наибо­лее эффективен при организации на месте всех процессов связан­ных с продажей товаров, обслуживанием покупателей и обработ­кой товарных потоков.

8.2. Классификация, структура и специализация предприятий розничной сети

Классификация. Все предприятия розничной сети можно классифицировать по определенным признакам.

По признаку стационарности розничная сеть подразделяется на:

- стационарную (магазины, которые в основном расположены в стационарных зданиях и сооружениях);

- полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами);

- передвижную (автомагазины).

По товарно-ассортиментному профилю всю розничную сеть можно подразделить на следующие виды:

- универсальная,представленная в основном магазинами универмаг, гипермаркет, супермаркет, гастроном, универсам. Здесь, как правило, реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров.

- специализированнаяна торговле товарной группой — «Одеж­да», «Парфюмерия», «Гастрономия»;

- специализированная на торговле товарами одной подгруппы — «Детская одежда», «Сыры»;

- специализированная на торговле товарами, сгруппированными в потребительские комплексы — «Товары для дома», «Диетические продукты»;

- смешанная, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.

По размещению всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. Розничная сеть общегородского значения в основном размещается на пути пересечения основных покупательских потоков(центральные улицы городов, других населенных пунктов, около остановок городского транспорта). Здесь реализуются в основном товары редкого, периодического, а также повседневного спроса. В основном сеть общегородского назначения представлена крупными универсальными магазинами, а также специализированными и узкоспециализированными магазинами. Сеть магазинов в жилых (спальных) районах в основном обслуживает проживающее здесь население. Товарный ассортимент в основном представлен товарами повседневного и периодического спроса.

По наличию материально-технической базы всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях; встроенная в жилое здание; встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию; пристроенная.

По формам продажи и методам обслуживания розничную сеть можно подразделить на магазинные и внемагазинные формы продажи. К магазинным формам относятся: самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, продажа товаров по образцам, по заказам, с открытой выкладкой. К внемагазинным формам можно отнести продажу товаров по почте, по каталогам, интернет-торговлю, прямые продажи, через автоматы.

Структура розничной сети. Характеризуется следующими показателями:

· соотношение предприятий торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

· удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

· удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;

· используемые формы продажи и методы обслуживания;

· соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

· соотношение торговой и неторговой площадей магазина;

· продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

· соотношение общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;

· удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;

средним размером торговой площади одного магазина.

Специализация торговой сети. Это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп. Специализированные магазины, предлагающие широкий выбор товаров для одной или нескольких категорий потребителей формируют свой ассортимент по потребительским комплексам. Такие магазины создаются в расчете на определенный контингент потребителей с общим стилем жизни, имеющих единые пристрастия или одинаковые увлечения. Зачастую продавцы таких магазинов хорошо знают всех постоянных покупателей и их потребности, что позволяет, к примеру, заказывать какие-либо товары в единичном количестве — специально для конкретного потребителя.

При некоторых магазинах существуют клубы по интересам, другие предоставляют максимально возможный ассортимент товаров соответствующего профиля. Магазины данного вида предоставляют возможность покупателям заказывать не только стандартные товары, но и производимые по специальным проектам или по желанию клиента.

Количество специализированных магазинов в последние годы резко увеличивается. Рынок требует индивидуального подхода к потребностям покупателей, и специализированные магазины с успехом выполняют эту функцию, которую не могут выполнить универсальные магазины.

Универсальные магазины — это розничные торговые предприятия, предлагающие своим покупателям широкий ассортимент товаров различных товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей.

Наблюдается рост крупных универсальных магазинов: увеличивается как число, так и размеры универмагов. Эффективность их работы обеспечивается в первую очередь за счет ценовых преимуществ, системы самообслуживания, развернутой инфраструктуры (развернутые сети снабжения), широкого ассортимента товаров.

Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 10 тыс. м2, торгующих как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, преимущественно основными потребительскими товарами и продуктами питания. В гипермаркетах внедряются новейшие технологии хранения и складирования продуктов, что придает им черты оптового магазина и обеспечивает существенные ценовые преимущества для покупателей.

Наибольшее распространение гипермаркеты получили в Западной Европе. Они представляют собой магазины с огромным ассортиментом товаров, единым стилем оформления торговых залов и четкой классификацией товаров, что создает особую атмосферу и обусловливает возможность снижения цен. Гипермаркеты позволяют экономить средства, поскольку могут использовать технологии пакетного представления и хранения товаров, а также применять самые современные системы сканирования при расчетах за покупку.

Фирменные магазины — одна из самых быстрорастущих форм магазинной торговли. Среди них преобладают два типа магазинов:

1. Магазины при предприятиях промышленности, где в основном продаются фирменные товары по сниженным ценам. Благодаря известности торговых марок и ценовым льготам, фирменные магазины составляют конкуренцию универмагам. Для производителей продажа в фирменных магазинах, даже по сниженным ценам, часто оказывается более прибыльной, чем обычный сбыт через оптовых и розничных продавцов;

2. Образцовые магазины, организованные производителями. Здесь упор делается не на снижение цены, а на богатство выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: