Структура торгового предприятия

Торговое помещение магазина — это часть помещения, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг покупателям (столы для упаковки купленных товаров, обмен валюты, столы заказов, и др.).

Торговый зал магазина представляет собой специально оборудованную основную часть торгового помещения магазина, предназначенную для обслуживания покупателей. В торговом зале размещают торговое и контрольно-кассовое оборудование.

Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже — это специально оборудованная часть неторговых помещений магазина, предназначенных для осуществления этих процессов.

В подсобных помещениях магазина размещают вспомогательные службы и выполняют работы по обслуживанию технологического процесса, связанного с обработкой товарных потоков. В этих помещениях также хранят упаковочные и обвязочные материалы, технологическое оборудование, инвентарь, тару, уборочные машины. Они включают помещения для отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиции по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли

Административно-бытовые помещения магазина — это часть неторговой площади, предназначенная для размещения аппарата управления. В состав административно-бытовых помещений входят служебные помещения аппарата управления, помещения для организации питания персонала, медпункт, санитарно-бытовые помещения (количество этих помещений и их площадь зависят от величины торговой площади магазина и количества персонала).

Технические помещения магазина — это часть неторговой пло­щади, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования. В состав технических помещений магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.

Таким образом, общая площадь магазина — это площадь всех помещений магазина. Общая площадь магазина включает все надземные, цокольные и подвальные помещения с галереями, тоннелями, площадками, антресолями, рампами и переходами в другие помещения.

Площадь торгового зала магазина — это часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь торгового оборудования магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Установочная площадь магазина — это часть площади торгово­го зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Экспозиционная площадь магазина — это суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

Контрольно-кассовый узел магазина представляет собой специально оборудованную часть площади торгового зала, предназначенную для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.

Рознчная торговля осуществляет две жизненно-важные коммерческие функции: накопление и распределение (функция физического распределения); куплю и продажу (функция обмена). Именно эти функции определяют критерии, которых необходимо придержитваться при разработке планировки и дизайна розничного предприятия. Должна быть обеспечена возможность непрерывного отбора товаров тез создания серьезных помех нормальному потоку операций.

В настоящее время в среднем покупатель находится в супермаркете в среднем 40 минут. За это время он приобретает в среднем 14 единиц товара. Больше половины покупателей супермаркета – женщины. Чтобы выбрать и приобрести товары, покупателю приходится обойти торговый зал площадью более тысячи квадратных метров и просмотреть ассортимент, состоящий приблизительно из 9000 наименований. Простой расчет показывает, что покупатель может видеть каждую из выложенных упаковок в течение 0,15 — 0,20 с.

Таким образом, важное значение для современного супермаркета имеет рациональная планировка, которая должна максимально улучшить видимость и доступность всех выложенных товаров, ведь решение о покупке товара покупателю приходится принимать практически мгновенно. Следовательно, маршруты движения по торговому залу должны быть четко очерчены; размещение торговых отделов, секций, зон, где выложены определенные товарные группы, — достаточно унифицированным, а взаимосвязанные товары должны быть выложены поблизости.

Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок; создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента; стимулировать совершение импульсивных покупок; минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все необходимые продукты.

Принципы организации технологической планировки магазина следующие:

- обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;

- создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

- создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, освещения.

Часто решение о покупке товара принимается непосредственно в торговой точке. Это примерно две трети всех решений о продовольственных покупках. Следовательно, информация в магазине имеет большое значение для принятия решения потребителем. Около 40 % покупателей домашней утвари обращают внимание на открытую выкладку товаров в магазине. С ростом компьютеризации должно резко увеличиться использование дисплеев с информацией в местах продаж. Ярлыки на упаковке часто несут существенную информацию, например, указание процентного соотношения витаминов, минералов и калорий на упаковке продуктов питания призвано подтвердить, что данный продукт — полезный и нежный. Однако простое указание на то, что продукт свежий и сочный, для потребителей не столь убедительно, как подробные сведения о его питательных свойствах.

В среднем одна треть покупателей всегда читает информацию об ингредиентах или питательных свойствах продукта, хотя это число не одинаково для разных групп потребителей. Женщины чаще, чем мужчины, обращают внимание на этикетку, а пожилые — чаще, чем молодые. Информация на упаковке продовольственных товаров особенно важна для создания первого впечатле­ния о продукте. Почти 80 % потребителей говорят, что они всегда или иногда читают эту информацию, прежде чем купить продукт в первый раз. Многие из них совершают покупку именно под влиянием информации о товаре, представленной на упаковке.

Критерии оценки, которые используют потребители при выборе супермаркета зависят от того, какого потребителя опрашивают. Был проведен опрос среди американских и канадских покупателей. Надо было ответить, на что они обращают внимание, когда выби­рают супермаркет. Ниже приведены результаты опроса; ответы раз­мещены по степени значимости данного фактора для покупателей.

       
 
Американские покупатели 1. Чистота торгового зала 2. Низкие цены 3. Четкие ценники 4. Приятные служащие 5. Свежесть продуктов 6. Четкое разделение на отделы 7. Отсутствие очереди в кассу 8. Хороший мясной отдел 9. Удобное местоположение 10. Услуги
 
Канадские покупатели 1. Четкое разделение на отделы 2. Низкие цены 3. Большой выбор товаров 4. Приятные служащие 5. Хороший мясной отдел 6. Удобное местоположение магазина 7. Четкие ценники 8. Специальные предложения 9. Отсутствие очереди в кассу 10.Выбор свежих деликатесов


Интересно, что критерий чистоты торгового зала в магазинах занял первое место среди критериев, по которым выбирают супермаркет американские покупатели, а у канадских покупателей этот критерий оценки даже не вошел в первую десятку. С другой стороны, разнообразный выбор товаров, поставленный на третье место канадцами, не вошел в первую десятку у американцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: