Торговое помещение магазина — это часть помещения, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг покупателям (столы для упаковки купленных товаров, обмен валюты, столы заказов, и др.).
Торговый зал магазина представляет собой специально оборудованную основную часть торгового помещения магазина, предназначенную для обслуживания покупателей. В торговом зале размещают торговое и контрольно-кассовое оборудование.
Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже — это специально оборудованная часть неторговых помещений магазина, предназначенных для осуществления этих процессов.
В подсобных помещениях магазина размещают вспомогательные службы и выполняют работы по обслуживанию технологического процесса, связанного с обработкой товарных потоков. В этих помещениях также хранят упаковочные и обвязочные материалы, технологическое оборудование, инвентарь, тару, уборочные машины. Они включают помещения для отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиции по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли
Административно-бытовые помещения магазина — это часть неторговой площади, предназначенная для размещения аппарата управления. В состав административно-бытовых помещений входят служебные помещения аппарата управления, помещения для организации питания персонала, медпункт, санитарно-бытовые помещения (количество этих помещений и их площадь зависят от величины торговой площади магазина и количества персонала).
Технические помещения магазина — это часть неторговой площади, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования. В состав технических помещений магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.
Таким образом, общая площадь магазина — это площадь всех помещений магазина. Общая площадь магазина включает все надземные, цокольные и подвальные помещения с галереями, тоннелями, площадками, антресолями, рампами и переходами в другие помещения.
Площадь торгового зала магазина — это часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь торгового оборудования магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Установочная площадь магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
Экспозиционная площадь магазина — это суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
Контрольно-кассовый узел магазина представляет собой специально оборудованную часть площади торгового зала, предназначенную для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.
Рознчная торговля осуществляет две жизненно-важные коммерческие функции: накопление и распределение (функция физического распределения); куплю и продажу (функция обмена). Именно эти функции определяют критерии, которых необходимо придержитваться при разработке планировки и дизайна розничного предприятия. Должна быть обеспечена возможность непрерывного отбора товаров тез создания серьезных помех нормальному потоку операций.
В настоящее время в среднем покупатель находится в супермаркете в среднем 40 минут. За это время он приобретает в среднем 14 единиц товара. Больше половины покупателей супермаркета – женщины. Чтобы выбрать и приобрести товары, покупателю приходится обойти торговый зал площадью более тысячи квадратных метров и просмотреть ассортимент, состоящий приблизительно из 9000 наименований. Простой расчет показывает, что покупатель может видеть каждую из выложенных упаковок в течение 0,15 — 0,20 с.
Таким образом, важное значение для современного супермаркета имеет рациональная планировка, которая должна максимально улучшить видимость и доступность всех выложенных товаров, ведь решение о покупке товара покупателю приходится принимать практически мгновенно. Следовательно, маршруты движения по торговому залу должны быть четко очерчены; размещение торговых отделов, секций, зон, где выложены определенные товарные группы, — достаточно унифицированным, а взаимосвязанные товары должны быть выложены поблизости.
Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок; создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента; стимулировать совершение импульсивных покупок; минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все необходимые продукты.
Принципы организации технологической планировки магазина следующие:
- обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
- создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
- создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, освещения.
Часто решение о покупке товара принимается непосредственно в торговой точке. Это примерно две трети всех решений о продовольственных покупках. Следовательно, информация в магазине имеет большое значение для принятия решения потребителем. Около 40 % покупателей домашней утвари обращают внимание на открытую выкладку товаров в магазине. С ростом компьютеризации должно резко увеличиться использование дисплеев с информацией в местах продаж. Ярлыки на упаковке часто несут существенную информацию, например, указание процентного соотношения витаминов, минералов и калорий на упаковке продуктов питания призвано подтвердить, что данный продукт — полезный и нежный. Однако простое указание на то, что продукт свежий и сочный, для потребителей не столь убедительно, как подробные сведения о его питательных свойствах.
В среднем одна треть покупателей всегда читает информацию об ингредиентах или питательных свойствах продукта, хотя это число не одинаково для разных групп потребителей. Женщины чаще, чем мужчины, обращают внимание на этикетку, а пожилые — чаще, чем молодые. Информация на упаковке продовольственных товаров особенно важна для создания первого впечатления о продукте. Почти 80 % потребителей говорят, что они всегда или иногда читают эту информацию, прежде чем купить продукт в первый раз. Многие из них совершают покупку именно под влиянием информации о товаре, представленной на упаковке.
Критерии оценки, которые используют потребители при выборе супермаркета зависят от того, какого потребителя опрашивают. Был проведен опрос среди американских и канадских покупателей. Надо было ответить, на что они обращают внимание, когда выбирают супермаркет. Ниже приведены результаты опроса; ответы размещены по степени значимости данного фактора для покупателей.
|
|
Интересно, что критерий чистоты торгового зала в магазинах занял первое место среди критериев, по которым выбирают супермаркет американские покупатели, а у канадских покупателей этот критерий оценки даже не вошел в первую десятку. С другой стороны, разнообразный выбор товаров, поставленный на третье место канадцами, не вошел в первую десятку у американцев.