Производственные кооперативы (артели)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Имущество является не делимым и находится в государственной или муниципальной собственности. В условиях активного развития товарно-денежных отношений государственная собственность не только сохраняется, но и расширяется. Это в определенной степени связано с приоритетным развитием отдельных отраслей (производств) экономики, которая невозможна без прямых государственных инвестиций.

Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива (артели) складывается из паев (пай – долевая собственность). Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Кооператив – это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг, строительства и эксплуатация жилых домов и т.д.

Кооператив – юридическое лицо, имеет собственный баланс. Недостаток кооперативной формы (по аналогии с товариществом) - не ограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам.

3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве –100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно-технической сфере – 60человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом

обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении

других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданского правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств. Филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Малые предприятия олицетворяют малый бизнес или малое предпринимательство, которое из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. С малым предпринимательством реально связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемными работниками, потребителями производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство дает возможность вовлекать в сферу полезной для общества и экономики страны деятельности значительную часть факторов производства, которое по разным причинам не могут использоваться средними и крупными предприятиями.

Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения.

В США и других развитых странах на долю малого бизнеса приходится более 65% чистого прироста рабочих мест.

В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям.

Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Важнейшими задачами малого бизнеса в России являются:

- ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;

- содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния экономики и социально-политической стабильности в обществе;

- развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;

- создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;

- расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

- укрепление экономической базы местных органов власти;

- развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие задачи.

Анализ ситуации в малом бизнесе позволяет сделать вывод о том, что этот сектор предпринимательства пока еще далеко не использует всех своих возможностей. В России на долю малых предприятий приходится около 12% валового внутреннего продукта, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 50-60%. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Считается, что малый российский бизнес исходя их задач экономического развития в перспективе может увеличить количество действующих малых предприятий до 3 млн. единиц, а занятость на этих предприятиях – до 30 млн. человек.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Прежде всего это организационные проблемы, связанные с определением и отведением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей.

Малое предприятие России пользуется поддержкой государства, что нашло отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в указе Президента РФ от 4 апреля 1996г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» и в других документах.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационно- технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;

- Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующее:

- разрабатывают предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;

- проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

- подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

- организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнения работ и услуг для федеральных нужд;

- подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;

- оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

- координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участим, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Содействию малого бизнесу со стороны государства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В бюджетах соответствующих уровней ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию таких программ.

Законодательно предусмотрено возможность создания фондов поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является не коммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направляемых на его поддержку и развитие.

Малым предприятиям государство предоставляет всевозможные льготы.

В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течении первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их регистрации.

Субъекты малого предпринимательства в праве применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающим нормам, установленные для соответствующих видов основных фондов. Субъекты малого предпринимательства могут также списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

Кредитование субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницей кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Для аккумулирования временно свободных денежных средств и использование их для оказания финансовой помощи могут создаваться общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Предусмотрено осуществление страхования субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Правительство России, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд.

4. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Инновационная деятельность предприятия – деятельность, связанная с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный продукт (товар, работа, услуга, технология), потенциально востребованный рынком.

Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке.

Инновационная политика предприятия определяется региональными возможностями, обще экономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями. Приоритеты инновационной политике определяются социально экономическими потребностями и научно инновационным потенциалом любой области.

Инновационная деятельность предприятия значительно влияет на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качества, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализацией новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

- разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инновации и т.д.

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, возложением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности.

Доходная составляющая инновационного процесса формируется в виде поступлений от продажи технологии, производства «под ключ», «готова» действующего бизнеса, самой продукции, а также доходов от торговли объектами промышленной собственности и существует в условиях практического отсутствия конкуренции на соответствующих рынках. Дохода от инновационной деятельности и являются стимулирующим фактором при принятии решения об участии в этой деятельности и ее поддержки.

Важным фактором обеспечения высокой эффективности коммерциализации научных разработок является привлечение так называемого венчурного капитала. следовательно, участники инновационного процесса представляет сфера научной, производственной и финансовой деятельности.

Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется в уровне использования основных элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивности использования производственных ресурсов, являются показателями экономической эффективности повышения уровня применяемой новой техники и технологии. Это частные показатели интенсификации наряду с ними используются обобщающие.

Все обобщающие показатели, - характеризующие повышение экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию, объединяется в следующие группы:

- приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;

- приращение материалоотдачи (снижение материалоемкости) относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;

- приращение фондоотдачи (снижение фондоемкости) – основных производственных фондов, относительное отклонение основных производственных фондов;

- приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;

- приращение объема выпуска продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- приращение прибыли или себестоимости продукции;

- приращение показателей финансового состояния и платежеспособность предприятия.

Таким образом, инновационная деятельность является видом предпринимательской деятельности, по этому способствовать и развивать инновационную деятельность необходимо не с помощью государственного контроля над инновационным процессом, а созданием благоприятного климата для его активизации.

С введением Налогового кодекса РФ затраты на НИОКР разрешено относить на себестоимость, однако проблема привлечения стартовых финансовых ресурсов на проведение таких работ в России не решена. Сегодня суммы, направленные на погашение заимствований по договорам кредита и займа, не относится к расходам, учитываемым при налогообложении, а в себестоимость может входить лишь уплата процентов по таким займам. Кроме того, расходами признаются лишь те затраты, которые являются экономически оправданными, а механизма отнесения затрат к экономически обоснованным или необоснованным до сих пор нет. Эти все ограничения делают не выгодным для предприятий привлечение заемных финансовых ресурсов, и сужает круг потенциальных участников инновационного процесса.

5. ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА.

Факторинг – продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Один из методов финансирования.

Факторинг представляет собой операцию по приобретению факторской компанией или банком права на взыскание долга. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Факторинговые операции впервые стали применяться американскими банками. Компания, покупающая денежные требования, называется фактор фирмой, или факторинговой компанией. Факторинг (Factoring – посредник).

Факторинг – финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью:

- незамедлительного получения большей части платежа;

- и гарантии полного погашения задолженности;

- и снижения расходов по ведению счетов.

Обычно клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги. Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после взыскания всего долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: