Организационно-распрядительные методы управления

Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ). Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т. п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

Основа организационно-распорядительные методов управления — организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их основе формируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

Отношения организации объективно заданы не только законами общественного развития, но и определяются социально-экономическими и политическими условиями общественного развития, то есть имеют не только объективную, но и субъективную природу. В любом случае организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, то есть соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархии организационных отношений. Система субординационных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы она работала эффективно, необходимо два основных условия:

È сбалансированность прав и ответственности на каждом из уровней управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта управления на каждом из уровней управления;

È сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно возникают и развиваются поползновения к доминированию прав и снижению ответственности. Система превращается в автократическую или охлократическую систему, следствием чего выступают автократизм центра, парад суверенитетов, безответственность промежуточных уровней управления.

ОРМУ выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако это не совсем верно. Ряд ОРМУ имеют характер не прямого, а косвенного воздействия авторитета власти на подчиненных, рекомендаций, предложений, советов.

В целом ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами такого воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказ, распоряжение и т. д.

Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов:

1) распорядительные;

2) организационно-стабилизирующие;

3) дисциплинирующие.

Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом (рис. 1.).

 
 


Общеорганиза- Времени Предостережение

ционные

Численности Разъяснение

Структурные

Величины Ознакомление

Должностные

Выработки Совет

Функциональные

Соотносительности

рис.40. 1 Классификационная схема ОРМУ

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

È обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;

È подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.

При этом все ОРМУ должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.

Регламентирующие методы управления включают:

1. общеорганизационные методы управления, определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;

2. структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

3. должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

4. функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов управления заключается в том, что во многих сферах направления регламентации оказываются слишком жестко зафиксированными, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует.

Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко отличать от понятия нормы. Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

1. нормативы времени, например затраты времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т. д.;

2. нормативы численности, например количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;

3. нормативы величины, например предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3производственных помещений и т. д.;

4. нормативы выработки — объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда;

5. нормативы соотносительности, например соотношение числа студентов и преподавателей в ВУЗе.

В целом использование норм и нормативов является исключительно важным, и их недооценка может привести к тяжелым последствиям (печальным примером может служить авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к глобальной экологической катастрофе).

Инструктирование также образует обширную сферу действия ОРМУ. Оно включает в себя различные виды информирования:

а) предостережение;

б) разъяснение;

в) ознакомление;

г) советы и т. п.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить лицо с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, могущих повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность.

Объективная необходимость ОРМУ не подлежит сомнению, поскольку они являются составной, органической частью дисциплины в самом широком плане. Необходимость четкого и безусловного соблюдения дисциплины является законом функционирования больших технико-экологических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем ОРМУ требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение которых приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. ОРМУ должны учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-следственных связей процессов и явлений в природе, обществе и мышлении. Поэтому и регламенты, нормы, инструкции также должны изменяться со временем, причем не отставая, но и не опережая возможностей общества.


Список литературы:

1. Менеджмент / Пер. с англ. – М.: ЗАО "Олимп – Бизнес", 1999. – 704 с.

2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с.

3. В.Р. Веснин Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. – 480 с.

4. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство "Зерцало", 1998. – 448 с.

5. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.

6. Вернер Фурманн Менеджмент: организация управления предпринимательством (обобщение теории и практики, методы и рекомендации). – М.: МАНИПТ, 1998.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

8. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 1997.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение.- М.: Финансы и статистика,1999.

11. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента.- С.-П.:МиМ,1997.

12. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент.-М.:Тандем,1999.

13. Лекции по курсу МЕНЕДЖМЕНТ канд. эконом. наук Гавриловой В.В.


[1] Системы, которые могут быть представлены совокупностью подсистем постепенно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

[2] Данный термин отражает самосознание человека, его идентификацию себя с определенным стабильным явлением или состоянием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: