Управление дебиторской задолженностью.
Решающими факторами является стоимость заемного капитала и его эффективное использование.
Управление кредиторской задолженностью.
Тема 6. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью.
Существует внегласное "золотое правило" экономистов - "Если возможно не отдавать деньги на сколько можно долго и без последствий, то лучше их не отдавать".
Что лучше - быть должником и развивать свой бизнес или погасить долги и тешить себя мыслью о суперплатежеспособности и финансовой устойчивости?
Внутренние источники финансирования - нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления.
Внешние источники финансирования:
1. Акции, облигации;
2. Кредиты;
3. Налоговые льготы;
4. Неплатежи.
Если правильно использовать заемный капитал, можно значительно увеличить возможности компании.
Отказ от этого видится как непродуманное самоограничение и отказ от использования серьезного инструмента в конкурентной борьбе. Правильное использование долга или другими словами, эффекта финансового рычага поможет компании с оптимизированными постоянными затратами вытеснить конкурирующие продукты.
|
|
Этапы управления дебиторской задолженностью (8 этапов):
1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.
2. Формирование вариантов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
1. 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.
4. Формирование системы кредитных условий.
5. Формирование стандартов оценки покупателей (по кредитоспособности и деловой репутации).
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
7. Использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг; форфейтинг).
8. Построение системы контроля за движением и инкассацией дебиторской задолженности.
Все компании, акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг, неизбежно сталкиваются с необходимостью создания стоимости для своих акционеров. Каждой из них приходится выбирать собственный путь к цели, исходя из своих стартовых позиций и индивидуальных установок.
Максимизация стоимости компании – одна из наиболее распространенных стратегических целей бизнеса. Более того, возможно в будущем должность финансового директора будет звучать как директор по управлению стоимостью компании.
Чтобы стоимость компании увеличивалась, темпы ее роста должны превышать средние темпы роста по отрасли.
Главный вопрос, связанный с измерением стоимости, заключается в том, каким образом создается стоимость и как фондовый рынок оценивает компании.
|
|
Существуют пять направлений деятельности по созданию стоимости:
1. Целевые установки компании. Часто цели сводятся к наращиванию прежних результатов и определяются скорее не экономическими критериями, а бухгалтерскими показателями, такими как прибыль в расчете на акцию. Целевые установки - это сочетание декларации о намерениях с количественными и целевыми индикаторами создания стоимости.
1.1. Декларация о намерениях. Чаще всего бывает недостаточно простого провозглашения цели максимизации стоимости для акционеров. Поэтому разрабатывается более подробный меморандум о целях.
Примером может служить фирма Disney. Она выразила свою миссию девизом «Создавать стоимость для акционеров, оставаясь ведущей мировой компанией развлекательного бизнеса в творческом, стратегическом и финансовом планах».
В практическом плане целевые установки должны служить ответом на вопрос «что за бизнес мы ведем и какого признания намерены добиться?». Важно, чтобы в декларации были сформулированы соображения о смысле существования организации в целом, разделяемые всеми ее сотрудниками. Вот лишь несколько примеров: уберечь компанию от надвигающегося кризиса; сокрушить конкурента; обеспечить фирме богатство и процветание.
1.2. Индикаторы создания стоимости (количественные и целевые)
Количественные индикаторы создания стоимости.
Свои цели необходимо сделать измеряемыми с помощью количественных индикаторов, привязанных к созданию стоимости. Некоторые компании выбирают в качестве такого индикатора курс своих акций, обещая, скажем, удвоить его в течение трех или пяти лет. Другие предпочитают выразить их в различных показателях — финансовых (допустим, прибыль до вычета процентов и налогов) или нефинансовых (к примеру, количество клиентов).
Целевые индикаторы создания стоимости. Не существует единого метода определения целевых индикаторов. Но есть три требования к их установлению:
1). Целевые индикаторы следует устанавливать, исходя из ожиданий финансового рынка. Для этого можно изучить аналитические отчеты, а главное — с помощью метода обратного расчета цены акций. Он заключается в том, чтобы привести к текущему моменту ожидания будущего роста и рентабельности инвестированного капитала (return on invested capital, ROIC), заложенные в цену акций.3
2). При разработке целевых индикаторов следует учитывать отраслевую специфику, чтобы, во-первых, выявить реальные возможности соответствующих рынков, а во-вторых, определить, на что способны конкуренты.
3). Крупные успешные компании можно рассматривать как ролевые модели, являющиеся образцами в отношении устанавливаемых индикаторов и достигнутых ими результатов.