Управление как процесс

Этапы и функции управления. Социальное управление как процесс обычно трактуется как ход какого-либо явления, последовательность смены стадий, состояний развития; как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Процессный подход к управлению был предложен в 30-х гг. и широко применяется в настоящее время. Сторонники процессного подхода стали рассматривать функции управления как взаимосвязанные. Авторство данной концепции приписывается А.Файолю. Он считал, что существует пять исходных функций: управлять - означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Процесс управления понимается им как общий объем непрерывных взаимосвязанных действий (функций) в рамках организации.

Сегодня управленческий процесс анализируется с точки зрения организационной и функциональ­ной структуры, т.е. выделения в нем стадий (этапов) и функций. С точки зрения организаци­онной структуры процесс социального управления можно разделить на этапы, т.е. совокупность последовательно совершаемых, следующих друг за другом определенных стадий. Выделяют следующие обязательные стадии социального управления: 1) постановка управленческой проблемы; 2) сбор необходимой информации; 3) выработка решения; 4) принятие решения; 5) организация исполнения принятого решения; 6) контроль. Выделяют такие функции управления: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок.

В американском менеджменте считается, что процесс управления состоит из основных функций, применимым ко всем организациям: планирование, организация, мотивация и контроль. Планирование в своем функциональном значении предполагает: 1) разработку научно обоснованной программы развития системы социального управления в целом или ее отдельных составных частей; 2) определение целей и задач субъектов социального управления по реализации данной программы; 3) обеспечение программы необходимыми материальными, финансовыми, организационными и трудовыми ресурсами; 4) определение средств достижения планируемых результатов. Планирование тесно связано с прогнозированием. Эти функции часто рассматрива­ют как единую, которая сочетает в себе собствен­но планирование, т.е. определение и обеспечение целенаправ­ленного развития управляемой системы, и прогнозирования, т.е. выработку вероятностных вариантов будущего состояния управ­ляемой системы.

Организация как общая функция управления представляет такой вид деятельности субъектов управления, который направ­лен на более конкретные цели, а именно - на формирование уп­равляемой и управляющей систем, на создание их упорядоченнос­ти и отношений между ними. Соответственно, она включает деятельность по образованию предприятий, учреждений, раз­личных органов управления; подбор и расстановку кадров, уп­равляющих и исполнителей; определение компетенции органов и должностных лиц; установление порядка взаимодействия участников управленческих отношений; решение структурных вопросов.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фак­тическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных из­бранных - награды. С конца XVIII по XX в. было широко распространено убеждение, что мотивация - это простой вопрос, сводящийся к предложе­нию соответствующих денежных вознаграждений в обмен за пред­лагаемые услуги.

Исследования в области поведенческих наук помогли понять, что мотивы поступков людей определяются, в основном, не экономическими факторами, а различными потребностями, которые могут быть частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Стало понятно, что для эффективной мотивации работников руководителю необходимо определить, какие потребности для них актуальны. В современном менеджменте пришли к выводу, что работа, приносящая удовлетворение работнику, является главным элементом мотивационной структуры в процессе труда. То есть хорошо организованный эффективный труд мотивирует трудовую деятельность работника.

Постоянно действующим фактором процесса управления является контроль. Он охватывает все стороны деятельности объектов, представляя собой постоянное наблюдение (надзор) за упорядоченностью системы. Существуют три аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов (точное определение целей в процессе планирования); 2) измерение того, что достигнуто за определенный период (сравнение с ожидаемыми результатами); 3) предпринятие действий (для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана).

Стадия принятия решений. Ведущую роль и центральное место в системе управления принадлежит принятию решений. Управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо социального действия, изменения в организации, в осуществлении которого, помимо субъекта решения, участвуют и другие члены организации. Решение есть элемент отношений руководства – подчинения.

Решения в социальном управлении отличаются большим разнообразием: 1) жесткие, содержание кото­рых предопределено нормативными документами; 2) инициативные, принимаемые по инициативе органов управления и предполагающие творческий вклад принимающих решение; 3) ситуационные, имеющие преимущественно эпи­зодический или локальный характер (поощрения, наказания, назначения на должность); 4) реорганизационные, направленные на изменение структур, введение новшеств; 5) единоличные и групповые, принимаемые с учетом мнения специалистов и т.д.; 6) кратковременные и долговременные; 7) организационные, кадровые, трудовые, бытовые и т. д.

Любая ситуация принятия решения характеризуется наличием следующих элементов: социальная проблема, задача; лицо, принимающее решение; управляемые переменные, альтернативы (факты, условия, способы действий), которые находятся в распоряжении лица, принимающего решение; неуправляемые переменные (условия обстановки, окружающей среды); возможные исходы, которые зависят как от управляемых, так и от неуправляемых переменных. Лицо, принимающее решение, стремится выбрать способы действий (стратегию, линию поведения), которые приводят к желательному исходу, ведут к решению социальной проблемы.

Процесс принятия решения в теории социального управления разбивается на четыре этапа: 1) формирование субъективного представления о задачах; 2) оценка последствий альтернатив, т.е. возможных результатов; 3) прогнозирование возможных условий, влияющих на результаты; 4) выбор альтернативы. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной, точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Управленческая информация представляет собой совокупность сведений об объекте, состоянии среды, различных факторов.

Методологию современного подхода к управлению можно описать как следующий процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со всеми средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) применения этих методик.

3. Руководитель должен правильно интерпретировать информацию, правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные схемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

ТЕМА8. Лекция 2. Социальный конфликт и способы его разрешения (2 часа).

План лекции: 1. Определение конфликта и конфликтной ситуа-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: