double arrow

В детском саду

Аквааэробика получила признание во многих спортивных клубах и детских садах у нас в стране и за рубежом. Количество занимающихся этим видом аэробики постоянно растет. Первопроходцем в создании программ стала компания «Reebok». Она разработала и распространила программу «Гидро Рибок» в США в 1989 году.

Всего за 5 лет программа «Гидро Рибок» получила признание в США и других странах мира. Аквааэробика – это комплекс упражнений, выполняемых в воде. Она позволяет без сильного ударного воздействия достичь высокоэффективных результатов. Аквааэробика доступна практически всем. Выполняемая работа не сложна, а движения естественны. Таким образом, в одной группе могут заниматься дети с различным уровнем подготовки.

Расширенная программа по аквааэробике включает разнообразные упражнения – от базовой хореографии до упражнений с предметами. Это вид тренировки, воздействующий на весь организм, выполнение которой одновременно эффективно и увлекательно для всех участников, независимо от их подготовки.

Базовая программа О. А. Ивановой по детской аквааэробике должна строиться на следующих основах:

• детской спортивной медицины и физиологии;

• учета влияния систематических занятий на функциональное состояние организма детей;

• планирования учебно-воспитательного процесса, его структуры и методики проведения урока.

Температура воды в бассейне, где проводятся занятия аквааэробикой, 26–30° для взрослых, 30–32° для детей, в открытых бассейнах – 36° и более.

Глубина при занятиях аквааэробикой не должна превышать грудины и для дошкольников составлять 50–60 см. Длительность занятий для детей от 10 до 20–30 минут в зависимости от возраста.

Для занятий аквааэробикой можно использовать бассейн любого размера. Если вода теплая (28–30°), можно работать над гибкостью. Если вода умеренно теплой температуры (25–26°), можно заниматься совершенствованием сердечно-сосудистой системы.

Занятия в воде дают ощущение, что вы попадаете в новую среду, как только погружаетесь в воду. Упражнения в воде способствуют правильной осанке, сбалансированной силе мышц, повышают гибкость, выносливость, улучшают координацию движений, повышают настроение.

Типичный урок включает «игровые станции» и «аэробные волны». «Игровые станции» представляют собой стационарные места, где занимающиеся работают малыми группами или индивидуально, используя спортивное снаряжение и сопротивление воды для улучшения физической формы. «Аэробные волны» предназначены движениям, в которых группа передвигается вместе, пересекая бассейн в различных направлениях в аэробном режиме. Смена музыки или команда по свистку служит для занимающихся сигналом для перехода к следующей серии упражнений.

Как известно, регулярные аэробические упражнения – отличное средство укрепления здоровья и наилучший способ профилактики различных заболеваний. Однако в некоторых случаях физические упражнения аэробного характера могут оказать и отрицательное воздействие на детский организм, являющееся, как правило, следствием неправильного распределения нагрузок, интенсивности занятий, их продолжительности. Именно поэтому рекомендуется соблюдать некоторые правила организации занятий по аквааэробике.

– Перед началом занятий необходимо медицинское обследование детей.

– При показе упражнений следует четко следовать инструкции, в основном это касается числа повторов, а также характера упражнений.

– При выполнении программы необходимо следовать такому правилу: «медленное начало, упорная работа, позитивный настрой».

– Соблюдение осторожности при выполнении упражнений на растягивание.

– В течение первых двух недель любое упражнение выполняется не более двух минут в 3–4 подхода. Затем можно постепенно увеличить нагрузку.

– При составлении программы следует выделять подготовительный, начальный и последующие этапы реализации программы.

Осуществление программы начинается после того, как дана оценка состояния здоровья и физической формы детей. Важно, чтобы упражнения на раннем этапе занятий доставляли удовольствие, не требовали больших физических нагрузок и много времени.

Постепенное вовлечение ребенка в заданную программу способствует формированию положительного отношения к физической активности и увеличивает шансы на длительное участие детей в программе.

Значительное место в занятиях аквааэробикой занимают методы использования слова (изложение материала, инструктаж, указания, исполнительные команды, ответы на вопросы, разъяснения, объяснения, обсуждения, оценка действий, художественное слово и др.).

Включая аквааэробику в традиционные занятия плаванием, можно значительно повысить уровень функциональных возможностей организма, изменить показатели физического развития, повысить интерес к занятиям плаванием.

Урок аквааэробики следует начинать с разминки, включающей выполнение упражнений стретчинга в центре бассейна или с прохождением через все станции от 2 до 5 мин на каждой станции, 3–4 мин затрачивать на аэробные серии, затем урок заканчивается легким расслабляющим плаванием.

В заключительной части следует использовать простые движения, такие, как махи, ходьба, приставные шаги, но без спортоборудования и упражнений на развитие гибкости.

Тело в воде остывает в 4 раза быстрее, чем на суше, поэтому упражнения на растягивание должны выполняться в динамическом режиме в сочетании с передвижением или плаванием.

Занимающиеся, которые не умеют плавать, должны опираться ногами о дно бассейна. Для тех, кто умеет плавать, урок проводят на достаточной глубине.

Занятия должны сопровождаться музыкой для лучшей стимуляции движений и общего настроя.

Темп музыки должен быть от 130 до 160 ударов в минуту для основной части урока и 110–120 ударов в минуту для упражнений стретчинга в заключительной части занятия, направленных на растяжение мышц.

Гидроаэробика доступна для всех возрастов, начиная от людей, ведущих малоподвижный образ жизни, и заканчивая подготовленными спортсменами. Для этого необходимы следующие условия:

– Доступность комплексов определенному возрасту.

– Хороший показ упражнений инструктором.

– Упражнения «закодированы» в названия предметов, зверей, насекомых (для образного восприятия).

– Занятия непременно проводятся под музыку, что дает повышенный эмоциональный эффект.

«Аквааэробика» помогает испытывать радость от двигательной активности, поддерживаются интерес и необходимость в занятиях, создается прекрасное самочувствие, ощущение бодрости и хорошего настроения.

3. 9. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР И СПОРТИВНЫМ ИГРАМ

ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ

Детей старшего дошкольного возраста можно обучать элементам спортивных игр и самим играм по упрощенным правилам. Эти игры имеют большое значение для всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста. Их под­бирают с учетом возраста и состояния здоровья, а также индивидуаль­ной склонности и интересов ребенка.

Спортивные игры укрепляют мышечную систему ребенка, развива­ют психофизические качества, повышают умственную работоспособность, ориентировку в пространстве. У детей развивается сообразитель­ность и быстрота мыслительных процессов, а также осознание собственных двигательных действий. Ребенок лучше согласовывает свои действия с действия­ми других детей; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается двигательное творчество. Ув­леченность ребенка игрой, повышенное эмоциональное состояние усиливают физиологическое состояние организма.

Спортивные игры имеют и большое воспитательное значение. У детей в процессе обучения спортивным играм воспитываются морально-волевые качества: воля, ответственность, решительность, сдержанность и самооблада­ние. Дети испытывают чувство радости, яркие переживания и постоянный интерес к результатам игры, снимается нервное напряжение, дети могут свободно выражать свои эмоции. Обогащается их словарный запас новыми словами из терминологии спортивных игр.

Бадминтон (мяч с перьями) – это спортивная игра с ракетками и воланом. Нужны две ракетки и волан. Целью игры является недопущение падения волана на своей части игровой площадки и приземление волана на стороне противника. Пра­вила игры достаточно просты. Кроме того, имеется возможность играть на любой площадке, лужай­ке, пляже – все это делает игру в бадминтон широкодоступной. Игре в бадминтон обучают детей, начиная со старшей группы. Для освоения игры необходимы специальные упражнения: обучение правильному держанию ракетки (ее дер­жат в правой руке, конец ручки должен упираться в основание ладони, а большой палец, слегка вытянутый вперед, упирается в ручку ракетки); обучают отбиванию волана. Это делается следующим образом: ребенок левой рукой подбрасывает волан перед собой, а затем отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть. Это упражнение выполняется стоя на месте, в передвижении шагом, бегом, поворачивая ракетку и ударяя по волану разными ее сторонами.

Далее дают упражнения в парах, когда на расстоянии 3–4 метров один ребенок бросает волан, другой отбивает его ракеткой, а затем оба отбивают друг другу волан ракеткой.

После освоения этих упражнений дети переходят к упражнениям в подачах и отбивании волана через сетку (вместо сетки можно натянуть шнур на уровне голо­вы ребенка). Детям предлагают играть правой и левой рукой. В ходе игры дети стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебро­сил его через сетку), то другой играющий ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Баскетбол – командная игра, в которой совместные дей­ствия игроков обусловлены единой целью[36]. Эта игра довольно сложна, эмоцио­нальна, построена на движениях в быстром беге, прыжках, бросках мяча, осуще­ствляемых в оригинальных задуманных комбинациях, которые проводятся при противодействии партнеров по игре. Для освоения игры в баскетбол ребенок должен овладеть упражнениями «Школы мяча».

Обучают элементам этой игры детей старшего дошкольного возраста. Обучение начинают с принятия стойки баскетболиста: ребенок слегка сгибает ноги в коленях, расставляя их на ширину плеч, при этом одна нога выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределена на обе ноги. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу.

Детей учат передвигаться по площадке, выполняя ходьбу, бег с поворотами, прыжками, с остановками и приставным шагом. Остановкам обучают в основном детей в подготовительной группе.

Детей обучают правильному держанию мяча, передачам мяча друг другу, ловле мяча, а также броскам мяча в корзину. Передачи мяча осуществляются вначале на месте, затем в движении.

Обучают ведению мяча на месте, в ходьбе и затем в беге. Главной задачей обучения всем элементам игры в баскетбол детей старших групп детского сада является усвоение разнообразных действий с мячом и подготовке детей к игре в целом. Освоенные умения дети совершенствуют в подвижных играм с мячом и играх, подводящих к игре в баскетбол.

В подготовительной группе дети продолжают закрепление всех разученных умений, упражняются в ведении, передачах и ловле мяча. Осваиваются упражнения на взаимодействие игроков команды и на взаимодействие с противником. Детей обучают при ведении мяча на 2 шага выполнять один удар, остановку после ведения мяча и его передачу.

Э. Я. Степаненкова[37] предлагает следующие упражнения для освоения техники перемещений в баскетболе:

1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; пос­ле сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правиль­ную стойку.

2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу при­нимая правильную стойку.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середи­не, на расстоянии 2–3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспи­татель часто меняет направление передвижения.

4. Дети встают в 2–3 колонны на расстоянии 2–3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.

5. Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать оста­новке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного оттал­кивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет вто­рой шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

Для освоения техники удержания мяча следует формировать чувство мяча. Для этого необходимо, чтобы ребенок научился так чувствовать мяч, будто это часть его тела, и мог легко и точно управлять им. Поэтому в начале обучения используются игры с мячом, которые дают возможность познакомить детей с некоторыми свойствами мяча, показывая, что высота отскока зависит от силы, прилагаемой к мячу, а дальность броска зависит от веса мяча и тоже от прилагаемой к нему силы. Педагог предлагает детям поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебрасывая его с одной руки на другую. В этих упражне­ниях дети привыкают управлять мячом. При обучении дошкольников элементам игры в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Детей обучают правильно удерживать мяч.В исходном положении мяч держат на уровне груди двумя согнутыми руками, локти опущены вниз, кисти рук находятся сзади и сбоку мяча, а пальцы широко расставлены.

При ловле мячадетей учат встречать мяч руками как можно раньше, делая из пальцев полушар, в который должен поместиться мяч. Ребенок, следя за поле­том мяча, должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движе­нием, как только мяч прикоснется к кончикам его пальцев. При этом одновременно следует сгибать ноги, чтобы при­нять положение исходной стойки.

Передача мяча осуществляется двумя руками вначале с места, а затем – в движении. Детей обучают передавать мяч двумя руками от груди из стойки баскетболиста. Ребенок при передаче мяча должен описать им небольшую дугу к туловищу вниз, затем к груди и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти с одновременным разгибанием ног.

Упражнения[38]:

1. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2–3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.

2. Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой ше­ренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвра­щает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т. д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится пер­вым в своей шеренге.

3. Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают мяч друг другу.

4. Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети пере­дают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место того, кому бросил мяч.

На начальном этапе обучения детей шестилетне­го возраста ведению мяча более доступным является ведение мяча с высоким отскоком, потому что это упражнение не требует низкой стойки. Затем, когда ребенок научится передвигаться на полусогнутых ногах, он легко усваивает ведение мяча с обычным отско­ком как по прямой, так и с изменением направлений.

При ведении мяча рука, ведущая мяч, согнута в локте, а кисть с расставленными паль­цами положена на мяч сверху и от себя. В этом упражнении играющий ребенок выполняет толчки мяча несколько сбоку от себя и равномерно.

В начале обучения ведению мяча целесообразно исполь­зовать отбивание мяча обеими ру­ками, затем отработать поочередное отбивание мяча правой и левой рукой на месте, ведение на ме­сте попеременно правой и левой рукой. Когда ребенок сможет контролировать мяч в ведении той и другой рукой достаточно уверен­но, можно приступить к ведению мяча в движении шагом, потом бегом.

Упражнения[39]:

1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, за­тем левой рукой.

2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещают­ся по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третье­му и выполняет то же самое. Последний игрок возвращается на место первого.

4. Дети строятся в колонны по 4–6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1–2 м друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую – слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны.

Движения при передаче мяча и бросках его в корзину сходны по своей структуре. Поэтому обучать броскам мяча в корзину можно на основе навыка броска мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Бросок мяча в корзину двумя руками от груди применяется при бросании мяча с места, а после ведения или после ловли мяча бросок чаще всего выполняется одной рукой от плеча. При этом броске одна нога выставля­ется на полшага вперед, мяч удерживается на ладони согнутой в лок­тевом суставе руки, придерживается другой рукой. Затем, одновременно с разгибанием ног и с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ре­бенок направляет мяч в корзину мягким толчком кисти.

Упражнения[40]:

1. Дети строятся в две колонны по 4–6 человек в каждой, на­против одной корзины. Одна колонна занимает место с левой сто­роны корзины, другая – с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.

2. 5–6 детей свободно располагаются напротив корзины, каж­дый с мячом. После сигнала воспитателя дети бросают мяч, стара­ясь как можно чаще попасть в корзину.

Правила игры в баскетбол:

1. Мяч ведут, передают и бросают в любом направлении.

2. Запрещается ударять по мячу кулаком и ногами, но нечаянное касание ногой мяча не считается за ошибку.

3. Нести мяч в руках можно не более 3 шагов, после чего его нужно передать товарищу по команде или вести его. Нельзя вести мяч одновременно двумя руками.

4. При попадании мяча за пределы площадки он считается вышедшим из игры. Виновный тот, от кого ушел мяч. Команда, игрок которой нарушил правила, лишается мяча, мяч передается другой команде для выбрасывания его из-за боковой линии.

5. Розыгрыш начального и спорного мяча производится в центральном круге.

Игра состоит из 2 таймов по 5 минут с перерывом между ними тоже 5 минут. За каждое попадание в кольцо дается 2 очка.

Для игры в баскетбол необходима площадка размерами 15х8 м с деревянным или асфальтовым покрытием, но допускается и грунтовая. Игровую площадку ограничивают боковыми и лицевыми линиями. В центре площадки размечается круг диаметром 1,8 м для розыгрыша мячей. За лицевой линией по центру устанавливаются стойки со щитами 120х90 см, на щиты крепится корзина диаметром 45 см, высота корзины не ниже 180 см и не выше 200 см над площадкой.

Теннис – спортивная игра, которая заключается в ударах ракетки по резиновому мячику массой 56,7–58,5 г, диаметром 6,35–6,67 см. Игра ведется на площадке, имеющей размеры в длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки – 8,23 м при длине 23,77 м.[41] Покрытие для площадки асфальтовое или деревянное, но можно оборудовать грунтовую – глино-песчаную, а также и с травяным покрытием. Сущность игры: игроки занимают противоположные стороны площадки и пере­брасывают мяч через сетку, стараясь при этом направить его так, чтобы соперник не смог отразить мяч.

Для обучения игре в теннис используется система подводящих уп­ражнений: броски мяча о стенку и ловля его правой и левой рукой; перебрасывание мяча через сетку партнеру; упражнения с мячом и ракеткой – ходить, держа мяч на ракетке; подбрасывать мяч ракеткой; броски мяча об пол и удары по нему после отскока; передача мяча ракеткой в парах с лета, с отскока, удары наносят правой и левой рукой; упражнения в подачах мяча.

Дети осваивают стойку теннисиста – положение, в котором мож­но наиболее эффективно перемещать­ся по площадке и подготавливаться к удару по мячу. Положение в стойке: ноги слегка согнуты в коленях, находятся на ширине плеч, масса тела удерживается на обеих ногах, ракетку держат в правой или левой руке, поддерживая ее за шейку, а головка ракетки обра­щена в сторону сетки. Основной способ держания ракетки – хватка, которая в значительной степени опреде­ляет стиль игры теннисистов и каче­ство выполнения ударов. Главным обра­зом теннисистами используются три вида хватки: универсальная, для ударов справа и для ударов слева.

Эти способы держания ракетки имеют и определен­ные различия и общее в положении пальцев на руке, они располагают­ся не в кулаке, а в следующем положении – указательный палец несколько отставлен, что позволяет увеличивать плоскость соприкосновения руки с ракет­кой при выполнении ударов. После освоения способов держания ракетки детей обучают технике основных ударов.

Предлагаются следующие упражнения с ударом по мячу ракеткой[42]:

1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты: поймать после двух отскоков или нескольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.

2. Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты: выпол­нить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед.

3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.

4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрыви­стым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продви­жением вперед, в стороны, ударять по мячу другой стороной ра­кетки, «чеканить», выполнять левой рукой.

Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:

1. Рукой бросить мяч о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вари­ант: один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону, бьет один, затем второй и т. д.

2. Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену. Вариант такой же, что и в первом упражне­нии.

3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.

4. Между двумя играющими расстояние 5–6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.

5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. На­правляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отби­вает мяч.

Серсо в переводес французского означает обруч. В детском саду могут использоваться игры в серсо, начиная со старшей группы. Эти игры развивают основные физические качества: ловкости, силу, быстроту, выносливость, развивают ориентировку в пространстве, согласованность совместных действий и вестибуляр­ный аппарат. Также они формируют нравственно-волевые качества, способствуют только правильному и красивому выполнению упражнений. Для игры в серсо используются кольцо и шпажка.

Правила игры: ребенок бро­сает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит брошенное кольцо ру­кой, на руку или на шпажку. Играющие дети поочередно меняются ролями. Побе­дителя определяют по числу пойманных колец, число которых устанавли­вается заранее.

Насчитывается порядка 60 разнообразных упражнений, игр и эс­тафет с серсо; обучение им проводится в определен­ной последовательности, начиная с более простых и переходя к более сложным с посте­пенным увеличением физической нагрузки.

Первую группу упражнений представляют игры и эстафеты с кольцом без шпажки. В них дети приобретают начальные навыки игры с кольцом: прокатывание кольца по полу, земле, асфаль­ту, деревянному настилу, по гимнастической скамейке; набрасы­вание кольца на горизонтальные и вертикальные предметы, как неподвиж­ные, так и подвижные; упражнения в подбрасывании и ловле кольца. Держание кольца с помощью захвата может быть снаружи и изнутри, одной и двумя руками.

Вторая группа упражнений – это игры, эстафеты, выполняемые с кольцом и шпажкой. Дети взаимодействуют уже с двумя предметами: прокатывают кольцо, направляя его шпажкой, надевают кольцо на шпажку и т. п. По возможности игры в серсо следует проводить на открытом воздухе.

Все упражнения, игры и эстафеты при правильном их использо­вании не являются опасными для детей. После освоения необходимых упражнений по технике игры в серсо детей обучают основным правилам всех игр в серсо.

Настольный теннис – спортивная игра, в которой могут принимать участие двое (одиночная игра) или четверо (парная игра) детей. Для игры в настольный теннис необходимы сто­лы соответствующего размера для каждой возрастной группы: для средней группы – высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола составляют: высота – 68 см, длина – 250 см, ширина – 130 см. Игровой стол делится на две равные части натянутой поперек сеткой. Для игры также необходимы две небольшие ракетки с короткой ручкой и целлулоидный маленький мяч.

Суть игры заключается в следующем. Один из играющих детей осуществляет подачу мяча ракеткой так, чтобы мяч после удара о стол на стороне подающего, перелетел через сетку, не задев ее, и ударился о стол на другой стороне. Игрок, принимающий мяч, должен отбить его после отскока мяча на его половине. Проигравшим будет считаться тот, кто первый пошлет мяч за пределы стола или в сетку.

Для проведения игры в настольный теннис детей обучают способам держания ракетки. В основном используют наиболее простой вариант держания ракетки: ребенок обхватывает ручку ракетки так, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности ракетки, а большой палец прижат к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы без напряжения свободно обхватывают ручку ракетки.

Далее детей обучают исходному положению и перемещению. В исходном положении ребенок в ожидании приема мяча находится в 40–60 см от стола, туловище при этом наклонено вперед, а ноги слегка согнуты, вес тела находится на передней части стоп. Рука, в которой находится ракетка, согнута в локтевом суставе. Ребенок перемещается на несколько согнутых ногах, выполняя шаги, выпады, прыжки, скользящие шаги.

В ходе игры выполняются удары по мячу. Подача мяча – это удар по нему, посредством которого мяч вводится в игру. Для осуществления подачи ребенок, подающий мяч, подбрасывает его одной рукой, производя другой рукой удар ракеткой по мячу. После подачи мяч должен прежде опуститься на стороне подающего, а затем, перелетев после отскока через сетку, опуститься на стороне соперника. Дети-дошкольники овладевают только простым ударом по мячу при подаче, не вызывающим его вращения.

Детей обучают выполнению удара по мячу в ходе игры. Для этого ребенок стоит на небольшом расстоянии от стола, слегка наклонив тело вперед, ноги согнуты в коленях, ракетка удерживается чуть выше пояса, над столом, рука согнута. Удар по мячу наносится в тот момент, когда он отскакивает от стола несколько выше сетки. Для нанесения удара правая рука выносится вперед и, выпрямляясь в локте, выполняет удар по мячу. Плоскость ракетки при этом вертикальна относительно горизонтальной плоскости стола. В сам момент удара тяжесть тела переносят на правую ногу.

Для подготовки к игре в настольный теннис широко используются упражнения с мячом, мячом и ракеткой.

После таких упражне­ний детям предлагается игра с мячом парами, затем можно пред­ложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения:

Упражнения:

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4–5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его от­ражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола – на своей половине, затем на половине партнера – только потом игрок его отражает.

Детям следует освоить простейшие правила игры:

1. Подавать мяч по очереди по пять подач каждый.

2. Отбивать мяч только ракеткой, передавая его на сторону партнера.

3. Принимать мяч после удара его о стол.

4. Каждая ошибка одного из игроков приносит очко другому.

5. Счет ведется до 21 очка, но его можно произвольно сократить до 11 или 15 очков. Партия будет считаться выигранной при перевесе в два очка.

6. Игру детей можно проводить из трех партий. Встреча считается законченной, если одна из сторон выигрывает две партии.

Хоккей. Освоение элементов игры в хоккей можно начинать со старшими дошкольниками. Рекомендуется играть в хоккей в любое время года, на площадке, лужайке клюшкой с мячом, а зимой – на утрамбованной снежной площадке без коньков. На ледовой площадке дети могут играть, когда они достаточно хорошо научатся кататься на коньках.

В подготовительный период освоения игры в хоккей дети знакомятся со следующими основными понятиями: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п.

Детей обучают стойке хоккеиста: туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленных суставах, клюшка опущена на лед. При обучении держания клюшки ребенок держится за нее двумя руками. При этом он удерживает клюшку одной рукой сверху за конец рукоятки, а другой – снизу в 30–40 см от конца рукоятки.

Вначале детям дают играть маленькими клюшками на снегу без коньков, чтобы ребенок привык к тяжести клюшки. В процессе этой игры у детей развивается ловкость, они учатся маневрировать и бить по шайбе. Дети могут осуществлять ведение маленькими клюшками льдинки или другого предмета, стараясь загнать его в лунку, круг или воротца. Можно использовать игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и др. С самого начала обучения игре в хоккей важно на­учить правильно и свободно держать клюшку двумя руками. Крюк клюшки нужно держать так, чтобы он нижним ребром приле­гал ко льду. Во время игры дети не должны перехватывать клюшку рука­ми. Чтобы в руках играющих детей она была легкой и послушной, детям предлагаются различные упражнения: махи руками с клюшкой, пере­нос клюшки вокруг туловища и из одной руки в другую; вращение клюшки, держа ее двумя руками, и др. Даются также упражнения на ведение шайбы: плавное ведение – крючок клюшки постоянно соприкасается с шайбой; ведение «рубка шайбы»: шайба ведется легкими уда­рами крючка то справа, то слева.

Детей обучают броскам шайбы клюшкой. При броске слева принимается и. п. стойки: ноги на ширине плеч и слегка согнуты, правая нога выставлена немного впереди левой, игрок становится в полоборота к цели, шайба с клюшкой находится слева от игрока. Во время выполнения броска шайбу не от­рывают от крюка клюшки. Аналогичным способом выполняются броски шайбы справа.

Если дети овладели навыком передвижения на коньках, то им можно предложить игру в хоккей на коньках по упрощенным правилам. Подготовительными упражнениями для такой игры являются: упражнения на конь­ках для развития ловкости и умения маневрировать, дети стараются проскользнуть между какими-либо ограничителями, стараясь не задеть ни одного; пробежать на коньках, ведя тряпичный мяч или деревянную шайбу клюшкой; пробегают все вместе на коньках до черты расстояние 10–15 м, при этом каждый ведет клюшкой по льду свою шайбу, и тот, кто пересечет черту первым, считается победителем.

Можно давать и такие групповые упражнения, как ведение шайбы с последующим загоном ее в ворота, отмеченные краской на льду. Побеждает тот, кто первым загонит шайбу (льдинку) в ворота 3 раза.

Дети играют в хоккей на небольшой ледовой пло­щадке 15x7,5 м, расположенной на участке детского сада. Этот небольшой каток обносят снежными валами высотой 1 м. Для игры детям ставят ворота с металлическим корпусом и сеткой размером 1,8 м. Для игры в хоккей одежда детей должна быть лег­кой и свободной, не стесняющей движений.

Предлагаются следующие правила игры:

1. Играют двумя командами по 5–6 человек в каждой команде.

2. Общая продолжительность игры – 20 мин, играют два периода по 10 мин с перерывом между ними 5–8 мин.

3. В процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи или педагога.

4. Во время игры нельзя толкаться, поднимать клюшку выше плеча и перебрасывать шайбу высоко по воздуху.

5. Через каждые 5 мин следует заменять вратаря членами команды (по­очередно, по предложению судьи).

6. Игрокам нельзя заходить в зону вратарской площадки.

7. После пропущенной шайбы игру начинают с центра поля.

8. За нарушение правил игрока можно удалять с поля на 1–2 мин.

Городки это старинная русская игра, которая способствует развитию глазомера, точности движений, укреплению мышц рук и плечевого пояса, повышению эмоционального состояния детей.

Для детей-дошкольников подбираются облегченные биты длиной 45–50 см, весом 400–450 г, городки должны быть высотой 10–12 см, сечением 3–4 см. В упрощенном виде игра доступна детям с 5 лет.

Ребенка обучают бросать биту двумя способами: согну­той в локте высоко поднятой рукой с битой, другой способ – бросок прямой рукой, отведенной в сторону-назад. Ребенок в ходе игры может пользоваться любым способом.

На земляной площадке чертят «город» – квадрат, каждая сторона которого рав­на 1 м. На расстоянии 3–4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, обозначающая кон. Между городом и коном на расстоянии 2–2,5 м от города наносится вторая черта – полукон. После того, когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и по­лукона относят на расстояние 5–6 м (кон) и 2–3 м (полукон).

Детей знакомят с названиями фигур и с их выкладыванием. Далее на передней линии города складываются следующие фигуры: «забор», «бочка», «колодец», «письмо», «самолет» и др. Бросая биты в ходе игры, игра­ющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Вначале биты бросают с кона, а когда выбьют хотя бы один городок – с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество город­ков при меньшем количестве бросков.

Для проведения игры детей делят на два звена по три человека в каждом; биты в начале игры должны лежать у линии кона, там же должны находиться и играю­щие. На площадках из городков поочеред­но выкладываются фигуры. Когда выбита одна фигура, то тогда можно выкладывать следующую. Если с линии кона выбивается один городок, то играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигу­ры. Выигравшим считается то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом учитываются: правильность позы и сильного удара по желанию либо от плеча, либо наотмашь. Городки и биты приносятся только с внешней стороны площадки в целях безопасности, чтобы не попасть под удар другого звена.

Занятия могут проводиться с группой детей и индивидуально.

Футбол. В старшей группе детского сада дети в основном осваивают упражнения, подводящие к игре в футбол. Даются упражнения: в катании мяча подошвой ноги в различные стороны, стоя и подпрыгивая на одной ноге, жонглирование мячом, подбивая его подъемом ноги, бедром, чередуя ту и другую ноги. Дети упражняются индивидуально, каждый со своим мячом. Даются упражнения в прокатывании мяча в заданном направлении, попадании в кеглю, в ворота. Обучают детей перемещаться с мячом по площадке, слегка подбивая мяч ногами, поочередно. Необходимо следить, чтобы мяч не откатывался далеко. Дети учатся передавать мяч друг другу ударом, который называется «щечкой» (внутренней стороной стопы). В упражнениях участвуют мальчики и девочки.

В подготовительной группе совершенствуются ранее приобретенные навыки передачи мяча партнеру в медленном беге. Обучают удару по мячу с разбега. Когда дети достаточно уверенно действуют с мячом, переходят к игре в футбол.

Для игры готовят площадку размером: 30–40 м – длина, 15–30 м – ширина, поперек площадки проводится средняя линия. На торцовых сторонах стойками обозначаются ворота размером 3–4 м. Края площадки обозначаются 6 флажками – 4 угловых, 2 – средних.

Каждая команда состоит из 5–7 игроков. Из них: 1 капитан, 1 вратарь. Перед началом игры капитаны команд бросают жребий, по которому одна из команд начинает игру.

Игроки, начинающие игру, ведут мяч серией передач к воротам, стараясь забить гол. Другая команда защищается, не пропуская противника к своим воротам. Мяч передается только ногами (можно головой, туловищем). Руками ловить мяч может только вратарь. Играют 2 тайма по 15 минут. Перерыв – 5 минут. Перед вторым таймом меняются воротами. Выигрывает команда, забившая больше голов.

Кегли – спортивная игра, доступная дошкольникам. Цель ее – сбить мень­шим количеством шаров, пускаемых руками, как можно большее число фи­гур-кеглей, которые устанавливают на площадке в определенном порядке.

В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должно быть оборудование для игр в кегли, городки, серсо, бадминтон, настольный теннис, баскетбол.


3.10. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольных учреждениях физическая культура направлена на реализацию двигательной активности детей. Однако необходимо наряду с решением оздоровительных задач решать и задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Дети старшего дошкольного возраста способны усвоить ряд необходимых знаний о физической культуре, которые помогут им лучше понимать значение физических уп­ражнений, соблюдения гигиенических правил во время занятий физической культурой. Также следует учить детей приме­нять полученные знания. Усвоение знаний должно формировать сознатель­ное отношение детей к занятиям физической культурой и потребность в самостоятельно­м использовании физических упражнений. Все преподносимые ребенку необходимые знания должны быть строго научными, тщательно отобранными, дозированными в объеме, чтобы ребенок их усвоил. Кроме того, следует очень точно подбирать средства и методы для преподнесения детям-дошкольникам этих знаний. С. О. Филиппова и другие отмечают, что формирование знаний по физической культуре у детей является сложной проблемой, которая «заключается в том, что знания обусловливаются двойствен­ной природно-социальной сущностью совокупности ценностей в этом виде культуры. Объектом освоения являются не только природ­ные составляющие человека, но и его социальные качества. И чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать»[43]. Любые знания, в том числе о физической культуре, детям преподносят с учетом особенностей каждого возрастного этапа дошкольного детства и с учетом уровня их познавательных возмож­ностей. Весь учебный познавательный материал о физической культуре необходимо конкретизировать на определенный возраст детей. Можно предварительно составить теоретические модели этих знаний по каждому разделу. Такие модели помогут оценивать уровень формируемых у ребенка знаний.

Источниками знаний, которые дети получают на занятиях физическими упражнениями, являются: информация педагога, непосредственно двигатель­ная деятельность самих детей, заранее подготовленный иллюстративный материал, при этом такие сведения не должны снижать моторную плотность занятия. Знания могут сообщаться детям и в других формах работы с ними как педагогом, так и при чтении художественной и специальной литературы. Возможно использование экс­курсий на места занятий изучаемых детьми видов спорта; отображение в рисунках увиденного на экскурсии, также дети могут нарисовать и свои занятия физической культурой. Учитывая, что ведущим видом деятельности детей-дошкольников является игра, поэтому возможно проведение игр: «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена» и т. д. Можно рекомендовать просмотр телепере­дач о спорте вместе с родителями или в условиях ДОУ. Также специалисту по физической культуре ДОУ следует организовывать встречи со спортсменами, приглашая их для бесед с детьми и показательных выступлений; про­ведение физкультурных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья», занятия физической культурой вместе с родителями. Все это будет способствовать повышению интереса детей к занятиям физическими упражнениями, спортивным соревнованиям, проходящим в стране. Дошкольники могут узнавать чемпионов по фотографиям в печатных изданиях, могут на­звать их имена, вид спорта, могут понимать, за что они удостоены высоких спортивных званий.

Необходи­мо, чтобы все сообщаемые сведения соответствовали особенностям их восприятия детьми. Полезен будет совместный с детьми анализ прочитанной литературы. Сформированная у ребенка система знаний способствует реше­нию следующих задач:

– повышать мотивацию занятий физическими упражнениями;

– усиливать эффективность освоения физических упражнений;

– формировать желание самостоятельно заниматься фи­зическими упражнениями;

– способствовать лучшему усвоению программы дошкольного учреждения в целом.

Следует помнить, что формирование интереса к определенному виду спорта начинается еще в дошкольном возрасте и содействуют этому окружающие взрослые.

В условиях ДОУ наибольшего эффекта в формировании знаний у детей можно добиться при условии совместной деятельности специалиста по физической культуре и воспитате­лей возрастных групп. Это может происходить в следующих вариантах взаимодействия: в начале месяца воспитатель проводит занятие в группе с детьми на заданную тему. Этот рассмотренный материал закрепляется в течение всего месяца специалистом по физической культуре на каждом физкультурном занятии и связан с физическими упражнениями, которые дети осваивают. Теоретические сведения могут сообщаться либо в подготовительной части занятия, нацеливая детей на предстоящую двига­тельную деятельность, либо в процессе выполнения упражне­ний. В заключительной части эти сведения могут быть кратко повторены.

С. О. Филипповой и другими предлагается следующая структурная организация учебного материала:

В первую группу «История физической культуры» выделя­ются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталки­вается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т. п.).

Вторая группа «Организм человека» объединяет темы, рас­сказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.

Третья группа «Основы личной гигиены» включает темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана при­учить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы.

Четвертая группа тем «Физические упражнения» не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.

В пятой группе тем, объединенной названием «Охрана здоро­вья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет зна­ния о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.

Седьмая группа тем «Играем сами» является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирова­ние ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее све­дениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэто­му воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упраж­нениями. А специалист по физической культуре на занятиях пред­лагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Темы, отнесенные к восьмой группе «Веселая физкультура», предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры).

В результате целенаправленной работы по формированию зна­ний в области физической культуры старшие дошкольники:

• могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта;

• знают основные системы организма, их предназначение, изме­нение функционирования в процессе занятий физическими уп­ражнениями;

• имеют навыки личной гигиены при занятиях физическими упражне­ниями;

• соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями;

• понимают значение занятий физическими упражнениями;

• знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования;

• могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, умеют организовать подвижную игру[44].

Также имеются и такие рекомендации, как ис­пользование элементов олимпийского образования с целью воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культурой (С. О. Филиппова и др.). При этом отмечается, что олимпийское движение выступает важной частью культуры и истории человечества. Оно также несет воспитательную функцию, помогает решать проблемы патриотического воспитания.

Теоретические сведения для старших дошкольников должны опираться на мифические персонажи Олимпа, традиции Олимпийских игр, историю появления олим­пийских медалей. Важно отмечать те человеческие качества спортсменов, которые приводят их к победе. Организация такой работы в ДОУ должна строиться на взаимодействии всех специалистов.

В программе Т. С. Казаковцевой «Здоровье с детства» представлены темы, по которым у детей должны формироваться знания. Так, для детей от 3 до 5 лет следует формировать знания по следующим темам: «Я – человек», «Как я устроен», «Режим дня», «Как правильно умываться», «Я чищу зубы», «Я всегда буду чистый», «Как нужно правильно одеваться», «Для чего нужно закаляться», «Правила здорового приема пищи», «Что делать, если заболел», «Как быть здоровым», «Как называются физические упражнения», «Как безопасно заниматься физическими упражнениями», «Помоги себе сам», «Как не попасть в беду».

Для детей 5–7 лет выделены такие темы для формирования соответствующих им знаний у детей: «Как беречь свое здоровье», «Как я устроен», «Я и мои родители», «Твои гигиенические процедуры», «Правила личной гигиены», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Правила ухода за одеждой» (в этой теме можно рассматривать и уход за спортивной одеждой и обувью), «Какая еда полезна для человека», «Из чего состоит наша пища», «Культура еды – основа здоровья», «Как уберечь себя от болезни». О физических упражнениях предлагается давать знания о каждом из них по следующей схеме: как называется упражнение, как оно появилось, для чего это упражнение необходимо, что оно укрепляет в организме человека, как безопасно им заниматься. Также рекомендуется сообщать сведения о физкультурном инвентаре и оборудовании. Очень важными и, на наш взгляд, связанными с занятиями физической культурой являются сведения о негативном воздействии на человека вредных привычек, сведения о полезности для здоровья нравственных поступков человека, соблюдении безопасного поведения и о мерах самопомощи. Такие темы для изучения и рекомендации к упражнениям и играм по их изучению тоже предложены автором.

Следует отметить, что перечень тем по формированию знаний у ребенка, касающихся в целом проблем здоровья, физической культуры и ее пользе для здоровья человека, представлен в работах Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжковой, М. М. Самодуровой, Г. К. Зайцева, Л. В. Баль, В. В. Ветровой и др. В современных программах также рассматриваются и знания о здоровом образе жизни ребенка.

3.11. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

Современная концепция образования детей в дошкольном уч­реждении предусматривает выстраивание всех взаимодействий с детьми на основе личностно-ориентированного подхода. Поэтому педагогу необходимо изучать каждого ребенка и учитывать его ин­дивидуальные особенности. В процессе занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста педагог должен учитывать уровень их развития, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности и половые особенности.

Учет уровня физического развития ребенка. За период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается. Масса тела ребенка прибавляется по 2–2,5 кг ежегодно, а к 6–7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Происходит увеличение окружности грудной клетки, величина которой зависит от упитанности ребенка, уровня его физического развития, физической подготовленности и у 7-летнего ребенка она равна его полуросту. Увеличивается окружность головы. Этому способствуют занятия физическими упражнениями, которые совершенствуют массу головного мозга, развивают его функции. В дошкольном возрасте начинается окостенение опорно-двигательного аппарата (с 2–3 лет), формируются изгибы позвоночника и своды стопы. Также увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани, однако тонус мышц-сгибателей выше, чем разгибателей. В дошкольном возрасте мышечный тонус играет большую роль в формировании правильной осанки ребенка, поскольку он создает «мышечный корсет». Рост мышечной массы происходит за счет утолщения мышечных волокон, и вначале развиваются мышцы таза и ног. Мышцы рук развиваются к 6 годам. К 5-летнему возрасту увеличиваются сила и работоспособность мышц. Однако к длительным мышечным нагрузкам ребенок еще не способен, поскольку костно-мышечный аппарат относительно слаб.

По уровню развития основных движений, по их количественным и качественным характеристикам можно определить уровень совершенствования костно-мышечного аппарата и центральной нервной системы ребенка.

В период от 3 до 7 лет происходит увеличение роста ребенка, однако

этот процесс происходит неравномерно. Так, 3–5-летний ребенок за год вырастает примерно на 4–6 см, а в 5 лет рост ребенка по сравнению с его ростом при рождении удваивается. В 5 лет интенсивность роста возрастает, и этот период называется периодом «первого вытяжения». У детей дошкольного возраста меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее, растут быстрее, чем туловище. Рост и развитие ребенка рассматриваются как реализация организмом генетической программы при условии взаимодействия его с окружающей средой.

За период дошкольного детства увеличивается масса сердца и сила его сокращений, повышается работоспособность сердца. Пульс становится реже: так, у детей 3 лет он составляет 100–110 уд./мин, а к 6 годам составляет примерно 80 уд./мин. В этот же возрастной период артериальное давление составляет 80/55 – 110/70 мм/ рт. ст.

По мере развития дыхательных мышц увеличиваются объем легких и глубина дыхания. Однако продолжается развитие легочной ткани, а узость дыхательных путей затрудняет поступление воздуха в легкие. Это обусловливает большую, чем у взрослых, частоту дыхания (в 4 года она составляет 22–26 дыханий в минуту). Кроме того, дошкольники не могут согласовывать дыхание с движениями, что говорит об отсутствии сознательного его регулирования. Развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма способствуют физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

Энергозатраты ребенка увеличиваются пропорционально росту интенсивности физических упражнений. Восполнение всех энергетических трат организма ребенка происходит за счет сбалансированного питания.

Следует также отметить, что в период от 3 до 7 лет особо выделяют третий, пятый и седьмой годы жизни ребенка, поскольку в эти годы происходит количественный рост и основательная перестройка функций организма.

Улучшает физическое состояние дошкольников двига­тельный режим, реализуемый дифференцированно с учетом уровня со­стояния здоровья, физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Это воз­можно только при взаимодействии педагогов и медицинских работников дошкольного учреждения. Режим двигательной активности детей дошкольного возраста складывается из количества движений, выполненных ребенком в течение дня, и нормируется по объему и интенсивности. Объем суточного режима двигательной активности нагрузки подсчитывается по количеству выполненных упражнений по данным шагомера или по времени, в течение которого осуществлялась двигательная активность. Количество шагов в сутки для детей 3 лет должно составлять 9–9,5 тыс.; для детей 4 лет – 10–10,5 тыс. для 5-летних –11–12 тыс.; для 6-летних – 13–13,5 тыс.; для 7-летних – 14–15 тыс. (Эти данные можно контролировать с помощью «шагомера»).

По продолжительности временного компонента гигиенически обоснованный двигательный режим должен составлять не менее 50% времени бодрствования ребенка.

В программе «Здоровье с детства» Т. С. Казаковцевой предлагается следующий вариант двигательного режима:

– для второй младшей группы летний двигательный режим составляет 4 часа, т.е. 66% от времени бодрствования; зимний двигательный режим составляет 3 часа 20 мин, т. е. 55% времени бодрствования;

– для средней группы летний двигательный режим рекомендуется тоже 4 часа (66%); а зимний – 3 часа 40 мин (61%);

– для детей старшей группы летний режим – 4 часа 10 мин (69% времени бодрствования), а зимний – 3 часа 50 мин. (63% времени бодрствования);

– для детей подготовительной группы летний двигательный режим рекомендован продолжительностью 4 часа 20 мин. (72% времени), зимний – 4 часа (66% времени бодрствования). Определяя время бодрствования, исходили из времени пребывания ребенка в ДОУ с 8 час до 18 часов. Приведенный вариант двигательного режима рассматривается как развивающий. Кроме того, рекомендовано в отдельные его периоды несколько повышать интенсивность двигательной активности детей и разнообразить виды движений.

Учет состояния здоровья детей. После перенесенных детьми заболеваний состояние их здоровья определяет врач. Существующая практика предусматривает временное освобождение детей, перенесших такие заболева­ния, как ОРЗ, грипп, тонзиллит, бронхит, пневмонию и т д., от физкультурных занятий и прогулок. На период освобождения у детей снижается двигательная активность и не восполняется дефи­цит движений, возникший во время болезни. Все это понижает биологическую надежность систем организма, снижает эмоциональный тонус и ведет к более позднему выздо­ровлению. Это положение может исправить осторожно дозированная мышечная нагрузка, которая будет способствовать восстановлению сниженных в результате болезни ребенка его функциональных возможностей.

Поэтому для детей, перенесших заболевания, следует индивидуализировать физическую нагрузку на физкультур­ных занятиях, поскольку занятия физическими упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреждение после болезни будут способствовать более быстрому восстановлению ребенка. При дозировании нагрузки следует ис­ключить упражнения, которые требуют большого физического напряже­ния. К таким упражнениям следует отнести бег, подвижные игры, прыжки, лазание, а также упражнения, связанные с резким изменением положения тела, что может вызвать у ребенка головокружение.

Упражнения и величину их нагрузки для каждого ребенка определяет врач на основании анамнеза, в зависимости от его физического состояния и результатов функциональных проб.

Учет психологических особенностей детей. Для занятий физической культурой педагог должен знать особенности нервной системы детей. Можно выделить возбудимых детей, у которых наблюдается высокий уровень физической работоспособности. Эти дети хорошо и достаточно ус­пешно выполняют упражнения на скорость, а упражнения, требующие выносливости, у них получаются хуже. Такие дети выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использо­вать чередование упражнений с разным темпом и добиваться стро­гого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх полезно чаще давать им роли, требующие активного тор­можения.

У детей со слабым типом нервных процессовдвигательная активность понижена, для них особенно трудными являются нагрузки скоростного характера, а также упражнения на выносливость. Они довольно долго овладевают новыми движениями, поэтому для них требуется большее количество повторений упражнения при разучивании, а для за­крепления двигательных навыков с такими детьми следует проводить дополнительную индивидуальную работу, она необходима и для подготовки ребенка к участию в подвижных играх. Педагог должен побуждать их к участию в подвижных играх во время самостоятельной деятель­ности детей и поручать им роли, тре­бующие активного действия в организованных подвижных играх. Эти дети требуют постоянного одобрения, поощрения, похвалы для укрепления веры в свои силы.

Как показали исследования, проведенные совместно со студентами ВятГГУ[45], дети со слабым типом высшей нервной деятельности при условии доброжелательного отношения к ним, могут сами включаться в двигательную деятельность, подражая другим детям (Т. С. Казаковцева, Л. Н. Безденежных).

Педагог должен помнить, что положительная оценка действий ребенка вызывает у него активизацию деятельности, а отрицательная – подавляет и рассогласовывает физиологические процессы. У детей также могут быть разные ответные реакции на оценку их деятельности педагогом. У самоуверенных детей по­ложительная оценка педагога может вызвать слабый отклик, отрицательная же может оказаться более эффективной. Детей робких, физически слабых отрицательная оценка может полностью дезорганизовать. Особую значимость имеют совместные с ребен­ком радостные сопереживания педагога по поводу его достижений и успехов. Однако бывают иногда необходимы переживания ребенком по по­воду совершенных им нехороших поступков, выражающиеся в виде отрица­тельных социально значимых эмоций, огорчения, раскаяния.

Учет половых особенностей детей. Сегодня наиболее актуаль­ным и наименее исследованным является вопрос учета пола ребенка в занятиях с ним физической культурой. Принадлежность к определенному полу – одна из фундаментальных ха­рактеристик личности. Поэтому современные требования реализации индивидуального подхода в процессе формирования личности ребенка не могут быть реализованы без учета половых особенностей. При отсутствии дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек стираются границы между жен­скими и мужскими социальными ролями, не осуществляется полоролевая социализа­ция и воспитание полоролевого поведения ребенка. Это приводит к тому, что все менее отчетливо прояв­ляются традиционные черты, присущие свойствам личности детей разного пола. Это касается проявления мальчиками мужественности и девочками женственности.

Стирание половых различий приходит в противоречие с существу­ющими в обществе культурными нормами во взаимоотношениях полов, нарушает тради­ции половой дифференциации, которые формировались на протяжении мно­гих веков. Важно помнить, что уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников связан с уровнем профессио­нальной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в сфере воспитания детей разного пола. Среда дошкольного учрежде­ния также не содействует полоролевому воспитанию и полоролевой социализации маль­чиков и девочек, не содержит примеров проявления мужских и женских способов поведения.

Мальчик в процессе сложившегося современного феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие. Его воспитывают, в основном, женщины: мать, вос­питательница, учительница. От маль­чика не требуют мужественности, внимательного и заботливого отношения к девочкам и окружающим его женщинам, он слышит только высказывания о том, каким должен расти мужчина, он вос­питывается как «удобный» ребенок в обращении с ним женщин.

С. О. Филиппова выделяет 4 типа полоролевого поведения.

Маскулинные дети (от лат. таsсиlinиs –мужской): ценят авто­ритет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают жен­ское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому автори­тету, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в зна­чимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любы­ми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции (в играх выполня­ют главные доминантные роли, предполагающие активные дейст­вия). Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками: у боль­шинства из них (75%) маскулинные проявления поведения (сила, решительность и т. п.) носят преимущественно деструктивный ха­рактер.

Феминные дети (от лат. fетinа – женщина, в литературе также используется термин «фемининные»): независимо от половой при­надлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль пове­дения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельно­сти, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксирован­ная тенденция прослеживается у феминных мальчиков, для которых оказалась значимой стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то же время у феминных мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожи­даниях, связанных с верой в их силы и возможности. Феминные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социаль­ной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными де­вочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся про­демонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети (от лат. апdros – мужской, giпе – женщина): относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без при­вязанности к традиционным нормам, для них характерна направлен­ность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодо­ление трудностей. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведе­нии традиционно мужские и женские черты, берут на себя маску­линные и феминные роли. Их маскулинные качества носят кон­структивный характер (защита, помощь и т. п.). Им присущи настой­чивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их лич­ностного благополучия.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и жен­ский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: