Цели и задачи инвентаризации. Средства, подлежащие инвентаризации

Из положений приказа Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» можно выделить следующие цели инвентаризации:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация выполняет следующие задачи в правоохранительной деятельности:

1) установление действительной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;

2) контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3) обнаружение товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям.

4) установление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

5) проверку соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств.

С помощью инвентаризации правоохранительные органы:

1) проверяют полноту и достоверность данных бухгалтерского учета;

2) выявляют ошибки, допущенные в учете;

3) принимают на учет неучтенные хозяйственные объекты;

4) контролируют сохранность хозяйственных средств;

5) выявляют и предупреждают неучтенные ценности и допущенные потери;

6) контролирует работу материально-ответственных лиц.

Ценность инвентаризации состоит также в том, что ее могут осуществлять сами работники предприятия.

Функции инвентаризации:

1) учетная (можно в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных организаций);

2) контрольная (является методом фактического контроля за деятельностью материально ответственного лица).

Инвентаризации подвергается все имущество организации независимо от его местонахождения.

Инвентаризация бывает:

1) товарно-материальных ценностей (проводится в местах их хранения в присутствии материально ответственного лица путем проверки рабочей комиссией фактического наличия ценностей);

2) денежных средств и расчетов (в кассе проверяется фактическое наличие денежных средств).

3. Организация и порядок проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов. Участие сотрудника правоохранительных органов в проведении инвентаризации

Инвентаризация организуется на основании распоряжения руководителя организации. В случае ее проведения по инициативе правоохранительных органов руководитель органа дознания направляет мотивированный документ на имя руководителя организации. Требование о назначения инвентаризации может быть направлено по почте.

Проведение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов применяется в различных отраслях хозяйства, но чаще всего необходимо в целях обнаружения признаков преступления на предприятиях торговли и общественного питания, где значительная часть хозяйственных операций при продаже товаров за наличный расчет первичными документами не оформляется.

Основаниями проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов являются сведения:

1) о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу;

2) о фактах обмана потребителей;

3) об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;

4) об умышленном уничтожении имущества;

5) о наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях.

Ознакомившись с имеющейся информацией, сотрудник правоохранительного органа может принять решение о назначении инвентаризации на конкретном объекте. При этом необходимо провести подготовительные действия, направленные на обеспечение внезапности и эффективности предстоящей проверки.

Перед началом инвентаризации могут быть произведены следующие действия:

1) закрытие организации, предприятия и прекращение торгово-закупочных, расчетных операций;

2) изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов, при необходимости визирование их;

3) изъятие документов оперативно-технического учета, а также черновых записей.

Инвентаризация состоит из следующих обязательных частей:

1) подготовительные мероприятия ― сопровождаются изданием приказа по форме № ИНВ-22 о проведении инвентаризации (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе назначается инвентаризационная комиссия, подсчитывается примерное время, которое потребуется для проведения инвентаризации. Для получения наибольших результатов необходимо грамотно разработать внутренние инструкции;

2) вещественная и документальная проверка ― сопровождается выявлением, взвешиванием, обмериванием и подсчетом материально-производственных запасов. На данном этапе происходит оформление актов инвентаризации инвентаризационных описей;

3) сравнительно-аналитические мероприятия ― сопровождаются проверкой и сопоставлением данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учета. На данном выявляются расхождения учетных оценок и текущих, происходит и подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации;

4) заключительные мероприятия сопровождаются оформлением ведомостей учета результатов, выявленных инвентаризацией по форме № ИНВ-26 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе необходимо внести бухгалтерские записи в учетные регистры по результатам инвентаризации и издать приказ об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Инвентаризации может быть проведена успешно только при соблюдении ряда требований:

1) комиссионности ― создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия;

2) внезапности - проведение инвентаризации должно быть для проверяемых неожиданным;

3) действительности - все виды товарно-материальных ценностей подлежат обязательному подотчету, взвешиванию, обмеру;

4) непрерывности - при невозможности закончить инвентаризацию в течение 1 дня она должна быть закончена в течение последующих дней.

По прибытии комиссии сотрудники правоохранительных органов представляются ей и объясняют причины проведения инвентаризации.

Прежде чем комиссия приступит к непосредственному снятию остатков, материально ответственное лицо должно дать подписку, что к моменту проведения инвентаризации у него на руках нет никаких приходных и расходных документов, не приложенных к отчету.

Начинать инвентаризацию рекомендуется с кассы. Результаты инвентаризации кассы оформляются актом.

Перед началом инвентаризационная комиссия должна провести следующие действия:

1) проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

2) получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении (п. 3.14. Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39)).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии материально ответственных лиц.

На заключительном этапе инвентаризации осуществляется сравнения показателей бухгалтерского учета с данными инвентаризационной описи.

По результатам инвентаризации составляются следующие документы:

1) документы, где фиксируются фактические остатки (инвентаризационные описи);

2) документы, на основе которых определяются результаты инвентаризации (сличительная ведомость);

3) акт результатов инвентаризации;

4) акт контрольной проверки проведенной инвентаризации;

5) расчет естественной убыли;

6) акт на испорченные товары;

7) объяснения материально ответственного лица;

8) решение руководителя по результатам инвентаризации;

9) иные документы.

При проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов описи должны быть составлены не менее чем в 3 экземплярах как рукописно, так и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками.

Результатами инвентаризации являются:

1) равенство фактического и книжного остатков;

2) превышение фактических остатков над книжными;

3) превышение книжного остатка над фактическим.

По окончании инвентаризации ее материалы рассматривают на заседании постоянно действующей инвентаризационной комиссии, на котором выясняют причины недостач и излишков.

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета проверок правильности проведения инвентаризаций.

Сотрудник правоохранительного органа, по инициативе которого назначена инвентаризация, проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, а также наличие подписей членов комиссии.

4. Основные способы сокрытия излишков и недостач

Материалы, оформленные по результатам инвентаризации, являются важными документами при выявлении материального ущерба. При этом прилагаются инвентаризационные описи, сличительные ведомости, акты результатов инвентаризации и другие документы.

После приобщения материалов к делу сотрудниками правоохранительных органов проверяются соблюдение всех требований её проведения и фиксируются причины отклонения от норм действующего законодательства, при этом производится опрос соответствующих лиц, сопоставление данных инвентаризации с другими документами и материалами дела.

Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому инвентаризационные документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. Эти документы дают возможность правоохранительным органам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.

Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:

1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);

2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);

3) составление бестоварных расходных накладных;

4) несвоевременное оприходование товаров.

Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.

Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:

1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);

2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:

а) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;

б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);

в) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.

Способами предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации являются следующие:

1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;

2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.

При выявлении попыток сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.

Заключительная проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:

1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:

а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;

2) проверяются учетные данные бухгалтерии:

а) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;

б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.

Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления фактических данных, при помощи которых можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством по делу.

5.Определение материального ущерба, ответственность за причинение ущерба

Материальный ущерб – это материально существующий факт объективной действительности, который измеряется с помощью специальных методик, различных экономических экспертиз, в том числе и судебно-бухгалтерских.

Эксперт-бухгалтер определяет размер материального ущерба на основании бухгалтерских документов.

На предприятии сумма материального ущерба устанавливается по результатам проводимой инвентаризации, где выявляются недостачи или излишки товарно-материальных ценностей.

Основными результатами инвентаризации являются:

1) равенство фактического и бухгалтерского остатков материальных ценностей;

2) излишки – превышение фактических остатков над бухгалтерскими;

3) недостачи – превышение бухгалтерских остатков над фактическими.

В результате недостачи предприятию причиняется материальных ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества или ухудшение его состояния.

Размер ущерба при утрате или порче имущества исчисляется по рыночной цене данного имущества, которое действовало в данной местности на день причинения ущерба. Рассчитанное таким способом стоимость имущества не может быть меньше его балансной стоимости.

При определении ущерба стоит учитывать, что при хранении, перевозки и реализации некоторых товаров их масса (вес) может уменьшаться в результате естественной убыли.

Естественная убыль – это уменьшение физико-химических свойств отдельных видов материальных ценностей.

Для производственных товаров – это потери в результате усушки (грибы), распыла (мука, крупа), утечки (таяние замороженных товаров), разлива (жидкие товары). Естественной убыли подвержены различные виды нефтепродуктов, этиловые спирт, а так же зерно, продукты, его переработки, семена трав, корма травянистые, искусственно высушенные, семена масленичных культур.

Величина естественной убыли определяется по установленным нормам от массы или стоимости материальных ценностей. Ее списывают по факту недостачи материальных ценностей, выявленным в результате инвентаризации.

Основанием является инвентаризационные описи, сличительные ведомости, расчеты естественной убыли, оформленные бухгалтерской справкой, распоряжения руководителей организации.

Нормы естественной убыли не применяются в случае хищения.

Таким образом, материальный ущерб наступает в результате преступления, который находит отражение в бухгалтерском учете предприятия в виде позитивных или негативных следов. Материальный ущерб связан с материальной ответственностью.

Материальная ответственность - это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации, в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность может существовать одновременно уголовной, административной и дисциплинарной. За одно и то же нарушение на работника может быть возложена материальная, а также уголовная и административная ответственность.

Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, выявленные инвентаризацией, исчисляется по рыночной цене данного имущества, которая действовала в данной местности на день причинения ущерба.

Для установления размера причиненного с работника должно быть взято письменное объяснение, отказ работника не может освободить его от материальной ответственности.

Материальная ответственность работников организации подразделяется на ограниченную, полную и коллективную.

Ограниченная материальная ответственность - в пределах среднего месячного заработка, а средний месячный заработок исчисляется исходя из расчета последних трех календарных месяцев работы лица, причинившего ущерб.

Полная материальная ответственность означает обязанность возместить ущерб в полном размере. В ст.243 ТК РФ приведен перечень случаев полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб. Ст. 277 ТК РФ определяет полную материальную ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Коллективная материальная ответственность - при невозможности разграничить ответственность каждого. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

Полная материальная ответственность работника наступает в том случае, если с ним заключен договор в письменной форме о полной материальной ответственности (дополнительно к трудовому договору).

Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только с работником, достигшим 18 лет.

Возмещение ущерба. Ст.138 ТК РФ определен такой порядок материального ущерба - 20% от месячного заработка. Разрешение удерживать у работника 50% может принять суд. В порядке исключения ТК РФ разрешает удерживать 70% зарплаты, если ущерб причинен в результате преступления. Нельзя производить удержание и возмещение ущерба с той части зарплаты, которая начислена ему за работу с вредными условиями труда.

Допускается рассрочка платежа на основе письменного обязательства работника с указанием в нем конкретных сроков платежей. Не погашенная в срок задолженность взыскивается в судебном порядке.

Тема 10. Судебно-бухгалтерская экспертиза и заключение эксперта

Литература:

1. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2004. – С.98.

2. Баширов Р.А., Баширова Н.В. Судебная бухгалтерия. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. – С.90.

3. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005, - С. 50.

4. Голубятников С. Л., Леханова Е. С. Судебная бухгалтерия: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 134 с.

Вопросы:

1. Сущность и основные задачи судебно-бухгалтерской экспертизы. Основные черты ее сходства и отличия от документальной ревизии.

2. Организация судебно-бухгалтерской экспертизы в Российской Федерации.

3. Предмет, метод и значение судебно-бухгалтерской экспертизы.

4. Основания и порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы.

5. Участие специалиста-бухгалтера при производстве первоначальных следственных действий.

6. Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом-бухгалтером.

7. Заключение эксперта-бухгалтера.

Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).

2. Общие черты и отличия судебно-бухгалтерской экспертизы от других экспертиз экономического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: