Понятие, сущность и особенности менеджмента

Понятие менеджмента пришло к нам с рыночной экономикой, которая потребовала от руководителей новых навыков организации производства товаров и услуг в условиях хозяйственной самостоятельности и экономической свободы (что, как и для кого производить - определяют не вышестоящие инстанции, а собственник, руководитель предприятия). Слово «менеджмент» имеет английские корни (management - управление, руководство, организация), где оно определяется как:

- способ, манера обращения с людьми;

- власть и искусство управления;

- особого рода умелость и административные навыки;

- орган управления;

- административная единица.

В русском языке наиболее близким к понятию «менеджмент» является слово «управление», которое толкуется В. Далем как «править, давать ход, распоряжаться, заведовать, преодолевать трудности, приводить в порядок, своеволие».

С современных позиций менеджмент представляет собой непрерывный процесс воздействия на коллектив людей (персонал) с целью улучшения организации и координации деятельности, а также для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Современный менеджмент можно определить как:

- достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей;

- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);

- процесс оптимального распределения ресурсов на предприятии с заранее заданной целью по разработанному плану и с постоянным контролем результатов работы.

Неоднозначность имеющихся подходов к его определению современного менеджмента (различные трактовки наиболее известных авторов приведены в приложении) свидетельствует о его сложности и многогранности. Вместе с тем менеджменту присущи основные особенности, которые характеризуют его как: вид управления, присущий рыночной экономике;

- мир существования менеджеров (управление имеет место в любой организации, на любом предприятии);

- управление, предполагающее обязательное наличие целей;

- профессиональный вид деятельности, отличающийся особым интеллектуальным характером;

- науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей.

Содержание менеджмента принято рассматривать в 3 аспектах:

как науку и искусство управления;

как вид деятельности (процесс управления и принятия управленческих решений);

как аппарат управления деятельностью организации.

На содержание менеджмента оказывают важное влияние две группы факторов: тенденции развития организации, а также специфические региональные, отраслевые и национальные особенности развития экономики.

Категории менеджмента представляют собой наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. В состав основных категорий входят: объект и субъект менеджмента, власть, стиль управления, принципы, функции, организационные структуры, виды менеджмента и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: