Понятие менеджмента пришло к нам с рыночной экономикой, которая потребовала от руководителей новых навыков организации производства товаров и услуг в условиях хозяйственной самостоятельности и экономической свободы (что, как и для кого производить - определяют не вышестоящие инстанции, а собственник, руководитель предприятия). Слово «менеджмент» имеет английские корни (management - управление, руководство, организация), где оно определяется как:
- способ, манера обращения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки;
- орган управления;
- административная единица.
В русском языке наиболее близким к понятию «менеджмент» является слово «управление», которое толкуется В. Далем как «править, давать ход, распоряжаться, заведовать, преодолевать трудности, приводить в порядок, своеволие».
С современных позиций менеджмент представляет собой непрерывный процесс воздействия на коллектив людей (персонал) с целью улучшения организации и координации деятельности, а также для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Современный менеджмент можно определить как:
- достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей;
- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
- процесс оптимального распределения ресурсов на предприятии с заранее заданной целью по разработанному плану и с постоянным контролем результатов работы.
Неоднозначность имеющихся подходов к его определению современного менеджмента (различные трактовки наиболее известных авторов приведены в приложении) свидетельствует о его сложности и многогранности. Вместе с тем менеджменту присущи основные особенности, которые характеризуют его как: вид управления, присущий рыночной экономике;
- мир существования менеджеров (управление имеет место в любой организации, на любом предприятии);
- управление, предполагающее обязательное наличие целей;
- профессиональный вид деятельности, отличающийся особым интеллектуальным характером;
- науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей.
Содержание менеджмента принято рассматривать в 3 аспектах:
как науку и искусство управления;
как вид деятельности (процесс управления и принятия управленческих решений);
как аппарат управления деятельностью организации.
На содержание менеджмента оказывают важное влияние две группы факторов: тенденции развития организации, а также специфические региональные, отраслевые и национальные особенности развития экономики.
Категории менеджмента представляют собой наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. В состав основных категорий входят: объект и субъект менеджмента, власть, стиль управления, принципы, функции, организационные структуры, виды менеджмента и др.