Функции и субъекты управления качеством

Нередко случается, что в интересах экономии средств жертвуют качеством, чтобы выйти на намеченный экономи­ческий уровень производства. В большинстве случаев в низ­ком качестве продукции виновато руководство предприятия (менеджеры высшего уровня).

Конкурентоспособность товара или услуги по качеству требует от высших менеджеров решения ряда задач — это политика в области качества, организация системы управле­ния качеством. Обеспечить качество — это значит комплексно руково­дить всеми фазами деятельности: от замысла до выпуска го­товой продукции. Подлинное управление качеством — "от колыбели до могилы" изделия.

Если менеджеры своевременно решают эти задачи, ис­чезают и проблемы, связанные с сокращением затрат и вы­полнением планов, с сохранением конкурентоспособного по­ложения на рынке. "Сделать качество основой сокращения затрат и выживания в условиях международной конкурен­ции" — такова политика известной компании "Хьюлетт-Пак-кард", которую полезно взять на вооружение всем субъек­там экономических отношений.

Менеджер по качеству, получивший соответствующую подготовку, является важным действующим лицом в бизнесе развитых стран. Дисциплины по управлению качеством препо­даются в университетах, институтах, колледжах. Такие име­на, как японский профессор К. Исикава, американцы Д. Джуран и А. В. Фейгенбаум, итальянец Г. Д. Сегецци, известны на весь мир, а их труды стали необходимы для всех, кто все­рьез занимается проблемой качества. Фирмы тратят немалые средства на обучение и переподготовку кадров, создают та­кую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалифика­цию — престижно.

В обязанности менеджера по качеству входит обширный круг вопросов. Это и контроль за сырьем и полуфабрикатами от субпоставщиков, и анализ всех собранных материалов ис­пытаний выпускаемых изделий, проводимый для того, чтобы сделать выводы о необходимости внесения изменений в технологию производства и систему управления. Менеджеры обязаны проводить оценку действующей системы обеспечения каче­ства на ее соответствие современным принципам и нормам.

На менеджеров по качеству возложена и работа с потре­бителями. Они обязаны анализировать рекламации, прово­дить уточнения и конкретизацию возникающих проблем и предлагать пути их решения (например, выяснять удовлет­воренность потребителя послепродажным обслуживанием и содействовать повышению его эффективности). Важным ас­пектом работы менеджеров по качеству является составле­ние программ повышения качества продукции.

Менеджер по качеству — это специалист, владеющий методами статистики и методикой стандартизации, основами управления, маркетингом, вопросами бухгалтерского учета, обладающий определенным запасом экономических знаний. Специалист по качеству на фирме — это полноправный член управленческого звена, а ни в коей мере не работник вспомо­гательной службы.

На предприятиях, в акционерных обществах, объедине­ниях действует служба технического контроля: отделы (ОТК) или управления (УТК), организующие работу по контролю и испытаниям качества продукции и осуществляющие конт­рольно-испытательные операции.

Определив политику в области качества, руководство предприятия обеспечивает:

♦ документирование качества, документацию требова­ний и их выполнимость, систему документации и планирова­ния;

♦ ана­лиз качества, применение статистических методов;

♦ внутренний контроль за системой поддержания каче­ства, проверку качества (входные проверки, межоперацион­ный контроль, окончательный контроль, документация ис­пытаний), контроль за испытательными средствами, обра­щение с дефектными изделиями;

♦ качество во время разработки изделия (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изме­нения), качество во время закупок (документация, контроль), качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль), качество при хранении, переме­щении, упаковке, отправке, корректирующие мероприятия, обучение.

Менеджеры службы управления качеством руководят:

♦ поддержанием уровня качества продукции в соответ­ствии с политикой фирмы в отношении качества, предуп­реждением брака, защитой потребителя от дефектной про­дукции, защитой репутации фирмы;

♦ анализом причин и видов брака, участием в оценке проектных решений;

♦ контролем приобретаемых деталей и инструмента, тех­нологических процессов, сокращением непроизводительных работ, составлением статистических отчетов;

♦ составлением рабочих инструкций, определением ме­тодов и периодичности проверок продукции, выдачей реко­мендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству;

♦ оказанием помощи другим подразделениям в деле обес­печения качества выпускаемой продукции, поддержанием связей и обменом информацией с другими службами;

♦ определением методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции.

Государственная система стандартизации обес­печивает реализацию единой технической политики в облас­ти стандартизации, метрологии и сертификации, защиту интересов потребителей и государства в вопросах безопасно­сти продукции (процессов работ и услуг) для жизни, здоро­вья и имущества граждан, охраны окружающей природной среды, создание нормативной базы функционирования сис­тем стандартизации и сертификации продукции.

Ни одна организационная структура не будет эффектив­но функционировать без систематического и целенаправлен­ного обучения персонала вопросам обеспечения качества. По­стижение науки о качестве пробуждает сознательность и из­меняет отношение к качеству. Воздействие на эффективность производства, перспективы повышения качества продукции напрямую связаны с качеством труда всех рабочих и служа­щих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: