Нередко случается, что в интересах экономии средств жертвуют качеством, чтобы выйти на намеченный экономический уровень производства. В большинстве случаев в низком качестве продукции виновато руководство предприятия (менеджеры высшего уровня).
Конкурентоспособность товара или услуги по качеству требует от высших менеджеров решения ряда задач — это политика в области качества, организация системы управления качеством. Обеспечить качество — это значит комплексно руководить всеми фазами деятельности: от замысла до выпуска готовой продукции. Подлинное управление качеством — "от колыбели до могилы" изделия.
Если менеджеры своевременно решают эти задачи, исчезают и проблемы, связанные с сокращением затрат и выполнением планов, с сохранением конкурентоспособного положения на рынке. "Сделать качество основой сокращения затрат и выживания в условиях международной конкуренции" — такова политика известной компании "Хьюлетт-Пак-кард", которую полезно взять на вооружение всем субъектам экономических отношений.
|
|
Менеджер по качеству, получивший соответствующую подготовку, является важным действующим лицом в бизнесе развитых стран. Дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Такие имена, как японский профессор К. Исикава, американцы Д. Джуран и А. В. Фейгенбаум, итальянец Г. Д. Сегецци, известны на весь мир, а их труды стали необходимы для всех, кто всерьез занимается проблемой качества. Фирмы тратят немалые средства на обучение и переподготовку кадров, создают такую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию — престижно.
В обязанности менеджера по качеству входит обширный круг вопросов. Это и контроль за сырьем и полуфабрикатами от субпоставщиков, и анализ всех собранных материалов испытаний выпускаемых изделий, проводимый для того, чтобы сделать выводы о необходимости внесения изменений в технологию производства и систему управления. Менеджеры обязаны проводить оценку действующей системы обеспечения качества на ее соответствие современным принципам и нормам.
На менеджеров по качеству возложена и работа с потребителями. Они обязаны анализировать рекламации, проводить уточнения и конкретизацию возникающих проблем и предлагать пути их решения (например, выяснять удовлетворенность потребителя послепродажным обслуживанием и содействовать повышению его эффективности). Важным аспектом работы менеджеров по качеству является составление программ повышения качества продукции.
Менеджер по качеству — это специалист, владеющий методами статистики и методикой стандартизации, основами управления, маркетингом, вопросами бухгалтерского учета, обладающий определенным запасом экономических знаний. Специалист по качеству на фирме — это полноправный член управленческого звена, а ни в коей мере не работник вспомогательной службы.
|
|
На предприятиях, в акционерных обществах, объединениях действует служба технического контроля: отделы (ОТК) или управления (УТК), организующие работу по контролю и испытаниям качества продукции и осуществляющие контрольно-испытательные операции.
Определив политику в области качества, руководство предприятия обеспечивает:
♦ документирование качества, документацию требований и их выполнимость, систему документации и планирования;
♦ анализ качества, применение статистических методов;
♦ внутренний контроль за системой поддержания качества, проверку качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний), контроль за испытательными средствами, обращение с дефектными изделиями;
♦ качество во время разработки изделия (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения), качество во время закупок (документация, контроль), качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль), качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке, корректирующие мероприятия, обучение.
Менеджеры службы управления качеством руководят:
♦ поддержанием уровня качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества, предупреждением брака, защитой потребителя от дефектной продукции, защитой репутации фирмы;
♦ анализом причин и видов брака, участием в оценке проектных решений;
♦ контролем приобретаемых деталей и инструмента, технологических процессов, сокращением непроизводительных работ, составлением статистических отчетов;
♦ составлением рабочих инструкций, определением методов и периодичности проверок продукции, выдачей рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству;
♦ оказанием помощи другим подразделениям в деле обеспечения качества выпускаемой продукции, поддержанием связей и обменом информацией с другими службами;
♦ определением методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции.
Государственная система стандартизации обеспечивает реализацию единой технической политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, защиту интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции (процессов работ и услуг) для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей природной среды, создание нормативной базы функционирования систем стандартизации и сертификации продукции.
Ни одна организационная структура не будет эффективно функционировать без систематического и целенаправленного обучения персонала вопросам обеспечения качества. Постижение науки о качестве пробуждает сознательность и изменяет отношение к качеству. Воздействие на эффективность производства, перспективы повышения качества продукции напрямую связаны с качеством труда всех рабочих и служащих.