Социальная политика в Республике Беларусь

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

40. Мировое хозяйство и формы международных экономических отношений

Существуют три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства:

  1. мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями;
  2. мировая экономика – система международных экономических отношений, связывающая национальные хозяйства/экономики;
  3. мировая экономика – экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил и производственных отношений.

Она объединяет экономические силы, производственные отношения, правовые нормы, регулирующие эти отношения. Основа существования мирового хозяйства – целостность и устойчивость.

Свойства международных экономических отношений: сложность и иерархичность мирового хозяйства; неравномерность развития его различных частей – около 33 % мировой покупательной способности сосредоточены в США, Японии и Германии, тогда как население этих стран составляет 9 % населения мира.

Цель мирового хозяйства – удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства строится на нормах частного и государственного права. Основа – производство, обмен, распределение и потребление национальных благ. Глобальное мировое хозяйство сложилось к началу XX в.

Мировой рынок образовался с периода Великих географических открытий. Начало мировому хозяйству положило мировое производство, что повлекло за собой переплетение мирового предпринимательского и ссудного капитала. Мир был поделен на сферы влияния, на протяжении нескольких веков происходил процесс формирования международных монополий.

Концепции глобальной экономической системы:

  1. империализм и неоимпериализм. Объясняет мировое хозяйство в борьбе между ведущими странами за рынки. Империализм – стадия в развитии при господстве финансового капитала и монополий, большое значение приобретает вывоз капитала, процесс раздела мира трестами и монополиями в экономическом плане и территориально – между государствами. Основатели – Бауэр, Ленин, Бухарин, Люксембург;
  2. модернизация и неоэволюция:
  3. переход к современному экономическому обществу, в котором господствуют духовные ценности. Традиционные общества управляются по-старому, не принимая нововведений. Теория получила небольшое распространение;
  4. преобразование из традиционных обществ через процесс социальной дифференциации. Доминировала в первой половине XX в.;
  5. зависимости (периферийного развития). Основал аргентинский экономист Пребиш (Фрейшнер). Существуют три направления: концепция зависимости и неразвитости, зависимого развития, воспроизводства зависимости. Капиталистический рынок хозяйств одновременно порождает экономическое развитие и неразвитость;
  6. в последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала и интернационализацией хозяйства развитых стран. Взаимоотношения возникают на основе зависимости взаимозависимости и партнерства.

Международные экономические отношения (МЭО) – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. Международные экономические отношения – особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда.

Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.

Международные экономические отношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.

Становление и развитие международных экономических отношений определяются усилением взаимосвязи взаимозависимости экономик отдельных стран.

Углубление и развитие международного рынка труда, а значит, и международных экономических отношений зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

  • международную торговлю;
  • международную специализацию производства и научно-технических работ;
  • обмен научно -техническими результатами;
  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капиталов и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками.

В этой сфере рыночные отношения предполагают:

  • множественность их объектов и субъектов;
  • определяющее воздействие спроса и предложения;
  • их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;
  • конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

Основные формы международных экономических отношений:

  • внешняя и мировая торговля;
  • кредитные отношения;
  • валютные и платежно-расчетные отношения;
  • миграция и вывоз капитала;
  • международная миграция рабочей силы;
  • международные интеграционные процессы;
  • создание и развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов;
  • межгосударственное регулирование международных экономических отношений (регулирование валютно-финансовых, торговых отношений);
  • деятельность международных кредитно-финансовых институтов (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития) в сфере международных экономических отношений;
  • научно-техническое и производственное сотрудничество.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: