Учебное пособие 1 страница

Н. Е. ОРЛОВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
В ХІХ — НАЧАЛЕ ХХ в.

Учебное пособие

МИНСК
2008


УДК

ББК

  О Орлова, Н. Е. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в ХІХ — начале ХХ в. Учебное пособие / Н. Е. Орлова. — Минск: БГУ, 2008. — 109 с. ISBN

В учебном пособии прослеживается динамика социально-экономического развития стран Запада в период формирования индустриального общества — в XIX — начале XX в. На примере ведущих стран Европы и США анализируются экономические и социальные последствия процесса модернизации в указанный период, рассматриваются основные тенденции и события социально-экономической жизни стран Запада в XIX — начале XX в. Издание рассчитано на студентов исторических факультетов высших учебных заведений.


ВВЕДЕНИЕ

Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи уже на рубеже XV—XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления — аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становлениеправового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Индустриальная цивилизация ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и давших мощный толчок прогрессивным изменениям в развитии западного общества: промышленной революции — технологического переворота, сопоставимого по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великой французской революции, разрушившей основы феодального порядка в Европе. Крупнейший современный британский историк Э. Хобсбаум обозначает эти события как «двойственную революцию», вызвавшую непрерывные революционные преобразования в западном обществе на протяжении первой половины XIX в.: «Великая революция 1789—1848 гг. явилась триумфом… капиталистической промышленности... экономики и государства в определенном географическом районе мира (части Европы и некоторых областях Северной Америки), центром которых были соседние государства — Великобритания и Франция. Преобразования 1789—1848 гг. стали по существу двойным переворотом, происшедшим в тех двух странах, и были распространены отсюда по всему миру.

Таким образом, эта двойственная революция может рассматриваться не только как французская политическая и британская промышленная революция... но скорее как двойной кратер довольно значительного действующего вулкана... от этого двойного кратера англо-французской революции, она распространилась по всему свету, а потому ясно, что она приняла форму европейской экспансии и победы во всем мире».

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества. В обозначенное время шло его становление. Эпицентр индустриальной цивилизации находился в Англии с последующим перемещением на континентальную Европу и в Северную Америку. До середины XIX в. длилась фаза быстрого распространения. В формационном измерении обозначенный этап соответствовал стадии «классического (зрелого, промышленного) капитализма», основанного на принципах свободной конкуренции.

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям. Уже в 1850—60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих странах Запада были созданы условия для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия. В современной исторической литературе она обозначена как вторая промышленная революция (в советской историографии — техническая революция). Ее стержневой основой стала энергетика, получившая новый источник — электричество. Теперь ведущие позиции заняла тяжелая индустрия, решающую роль стала играть наука. Машинный век изменил весь образ жизни людей, значительно облегчил труд и быт человека. Вместе с тем появилось и множество новых, доселе неизвестных проблем.

Вторая промышленная революция обусловила бурную индустриализацию в странах Запада и формирование здесь зрелого индустриального общества. Переход западного общества в фазу его расцвета, длившуюся до начала Первой мировой войны, завершает эпоху Нового времени (затем последует фаза заката индустриальной цивилизации и период Новейшего времени).

Новый технологический переворот повлек за собой большие изменения и в формационном плане, вызвав усиление концентрации и централизации производства и капитала, создание акционерных обществ и монополий. В этих условиях капитализм переходит на новую стадию развития: из «классического» он трансформируется в монополистический. В силу своего экспансионистского характера ранний монополистический капитализм получил название империализм.

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Рост социальной мобильности повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными характеристиками теперь становятся отношение к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа — средний класс. Вместе с тем индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих класса — наемные работники, живущие продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX в.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными образцами стали конституционная монархия в Англии и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении социальных и политических сил. Эта борьба проходила в разных формах, мирными либо насильственными методами, путем реформ или революций. Следует отметить, что революция и реформа — это не антиподы, а специфические проявления сложного процесса эволюции. Они диалектически дополняют друг друга, в целом играя сопоставимую по значимости роль в развитии общества на протяжении всей его истории. Выбор инструмента модернизации общества — революция или реформа — зависел от соотношения нового и старого укладов (буржуазных и феодальных элементов), способности правящей элиты к компромиссу с оппозицией, степени радикализации низших слоев и от специфики исторического развития той или иной страны. Образцом эволюционного развития являлась Англия, после XVII в. двигавшаяся путем реформ, революционного — Франция, пережившая в XIX в. три революции. Так или иначе, к концу XIX в. большинство стран Запада заложили основы буржуазной демократии, создали у себя буржуазную государственность.

Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой. В прошлом великая монархия Габсбургов отошла на второй план, вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции в Европе. Франция, несколько веков боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство своих конкурентов — Англии, затем и Германии.

Индустриализация оказывала огромное влияние и на духовную жизнь общества, на самого человека. В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой — терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности — класса или нации.

Огромные стимулы для развития получило искусство, оно становилось все более «земным». Вместе с тем индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это отмечали уже в начале XX в. представители интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» писал о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества — доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.


Глава I

Основные тенденции социально-экономического
развития стран Западной Европы и США
в эпоху «классического» капитализма
(конец ХVIII в. — 60-е гг. XIX в.)

1. Промышленный переворот и его сущность.

2. Экономический аспект промышленной революции.

3. Социальные последствия промышленного переворота.

4. Завершение промышленной революции: экономический подъем 1850—60-х гг.

1. Промышленный переворот и его сущность

ХVIII век — век трансформации западного общества, последнее столетие переходной эпохи новой истории. Позднефеодальная цивилизация пришла к своему логическому концу: возможности дальнейшего развития были исчерпаны. Назрела объективная необходимость в технологическом перевороте, в переходе к широкой модернизации общественной системы стран Запада. Начало этому процессу положила промышленная революция, открывшая эпоху новой индустриальной цивилизации.

Промышленная революция — это процесс перехода производства на механизированную основу. Он содержал в себе коренные преобразования, направленные на создание индустриального общества и утверждение буржуазных отношений. Это знаковое событие неизменно вызывало повышенный интерес у каждого поколения исследователей. Известнейший историк современности Ф. Бродель подчеркивает глубинный и глобальный характер данного события: «... промышленная революция, что перевернет Англию, а затем весь мир, ни в какой момент своего пути не была четко ограниченным сюжетом, пучком заданных проблем в заданном пространстве и времени». Это утверждает и Э. Хобсбаум: «... однажды в 1780-х гг. впервые в человеческой истории были сорваны оковы с производительных сил общества, которые с этого момента получили возможность постоянно, быстро и беспредельно увеличивать объем рабочей силы, товаров и услуг... По любому расчету это явилось наиболее важным событием мировой истории, по крайней мере, со времен появления сельскохозяйственного производства и городов». Промышленная революция представляет собой сложный процесс, имеющий две стороны: технико-экономическую и социальную. Главным итогом первой составляющей был переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, второй — формирование классовой социальной структуры общества с преобладанием промышленных классов — фабричной буржуазии и пролетариата.

Промышленный переворот представлял собой раннюю фазу индустриализации. Он зародился и впервые развернулся в Англии, наиболее подготовленной к обозначенным переменам. Эта страна и стала первопроходцем индустриализации и первой моделью индустриального общества. Э. Хобсбаум пишет: «Очевидно, это произошло не случайно. Если бы должно было произойти состязание для достижения первенства в промышленной революции в XVIII в., в нем на самом деле могло участвовать лишь одно государство... Некоторые малые государства и регионы были довольно развиты в промышленном отношении, например Саксония и Льежская епархия, хотя их промышленные комплексы были слишком малы и обособлены друг от друга, чтобы оказывать революционное воздействие, сравнимое с британским».

Предпосылки промышленной революции включают в себя ряд взаимопереплетающихся факторов: аграрный переворот, технический и научный прогресс, развитие мануфактурного производства, финансовой сферы, торговли, демографических процессов, изменения в социальной структуре, ускорение социальной мобильности, политические преобразования. Во всех отмеченных сферах происходила подлинная революция. Уже в первой половине ХVIII в. наблюдался экономический подъем, рост производства, о чем свидетельствовал демографический взрыв середины ХVIII в. Соответственно данным показателям увеличивалась емкость рынка, что в свою очередь стимулировало дальнейший рост производства и, прежде всего, сельскохозяйственного.

Ключевым событием в создании условий для промышленного переворота была аграрная революция — процесс утверждения рыночных отношений в сельской сфере (внедрение аренды, наемного труда, организация фермерского хозяйства), перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Ф. Бродель отводит сельскому хозяйству определяющую роль в развитии промышленного переворота. Именно здесь, по его мнению, зарождаются основные стимулы для начала индустриализации. В результате аграрной революции улучшилось предложение сельскохозяйственного сырья для промышленности и продуктов питания в городах, повысилось благосостояние сельского населения и соответственно его платежеспособность. Наконец, аграрная революция содействовала накоплению капиталов, часть которых инвестировалась в промышленность. Первой страной, успешно завершившей во второй половине XVIII в. аграрную революцию, была та же Англия, где в течение XVI—ХVIII вв. происходили «огораживания», ориентированные на утверждение рыночных отношений в деревне. По примеру Англии новые методы ведения сельского хозяйства постепенно стали распространяться и на континенте. Однако этот процесс здесь начался позже и происходил гораздо медленнее, поскольку европейские страны не пережили столь глубокой перестройки в аграрной сфере.

Важнейшим условием промышленной революции был технический и научный прогресс. При этом следует иметь в виду, что изобретатели, положившие начало индустриализации, в большинстве своем не имели технического образования, были просто смекалистыми мастерами, самоучками. Соответственно новых изобретений было немного, и они были относительно просты. По мнению Э. Хобсбаума: «Ее (промышленной революции) технические изобретения были более чем скромны и не выходили за рамки кругозора смышленых мастеровых, производивших опыты в своих мастерских, или за конструктивные способности плотников, техников и слесарей: летающий челнок ткацкого станка, прядильный станок, мюль-машина. Даже самая совершенная в техническом отношении машина Джеймса Уатта — вращающийся паровой двигатель (1784) — не требовала никаких усовершенствований и применялась почти все столетия...». А Ф. Бродель, более того, утверждает: «... историография последних лет располагает солидными аргументами для того, чтобы перестать видеть в ней (технике) первичный двигатель... Совершенно очевидно, новшества зависели от действия рынка: они лишь отвечали на настойчивый спрос потребителя». И далее он приводит мнение исследователя П. Бэроша: «В течение первых десятилетий промышленной революции техника гораздо более была фактором, определяемым экономикой, нежели фактором, определявшим экономику». Тем не менее применение разного рода механизмов и более производительных промышленных технологий обеспечивало резкий скачок производительности труда.

Промышленный переворот был обусловлен и рядом других факторов: наличием полезных ископаемых (особенно каменного угля и железной руды), капиталов, ресурсов рабочей силы и предпринимательской элиты, историческими и культурными традициями народа.

В основе промышленной революции в странах Запада лежали «три кита» — хлопчатобумажный текстиль, железо и каменный уголь. Начавшись в Англии, она в первые десятилетия XIX в. охватила континентальную Европу и США. На континенте в первую очередь промышленный переворот развернулся и завершился в Бельгии — новом государстве, образованном на большей части бывших Южных Нидерландов, затем получил развитие во Франции, других странах Европы и в США. В каждой стране промышленный переворот проходил со своей спецификой, и лишь в Англии он имел последовательный и самоподдерживающий характер. В других же странах на пути модернизации стояли серьезные препятствия, зачастую политического характера, поэтому и промышленная революция развернулась там позднее и проходила неравномерно. В этой связи не случайно промышленный переворот зачастую ассоциируется с Англией и обозначается некоторыми исследователями как «британская революция». Впрочем, в этом можно убедиться, обратившись к изучению данного явления.

2. Экономический аспект промышленной революции

Промышленный переворот в производственной сфере начался в хлопчатобумажной отрасли, сравнительно молодой и высокодоходной. Э. Хобсбаум отмечает: «Хлопчатобумажная промышленность была первой отраслью промышленности, пережившей революцию, и трудно найти какую-либо другую, которая смогла бы продвинуть частное предпринимательство к революционным переменам». Начало машинному веку положили английские изобретения, ускорявшие темп прядения. Первыми среди них были механическая прялка ткача Дж. Харгривса «Дженни» (1765 г.), простые модели которой были доступны семейной мастерской, и гидравлическая (использовавшая водную энергию) прядильная машина Т. Хайса (1769 г.), патент на изобретение которой удалось получить предпринимателю Р. Аркрайту. Если прялка «Дженни» производила тонкую, но непрочную нить, то станок Аркрайта — прочную, но грубую. Недостатки обоих изобретений были устранены С. Кромптоном, создавшим новую более совершенную прялку — мюль-машину (1779 г.), выпускавшую тонкую и прочную нить. Вскоре появилась необходимость в механизации ткачества, и в 1785 г. сельский священник Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок с ножным приводом. А в 1793 г. последовало еще одно важное изобретение в этой отрасли: американский промышленник Э. Уитни создал хлопкоочистительную машину «Джин», что дало мощный толчок развитию производства хлопка в США.

Механизация хлопчатобумажной промышленности подготовила почву для технической реконструкции других отраслей текстильного производства — шелковой, льняной, шерстяной. В начале XIX в. появились важнейшие французские изобретения: в 1808 г. ткач Ж. Жаккар создал механизм для узорчатого ткачества (Жаккардова машина), а в 1810 г. изобретатель Ф. Жирар сконструировал первую льнопрядильную машину. При содействии русского правительства Ф. Жирар в конце 1820-х гг. под Варшавой основал льнопрядильную фабрику.

Широкое использование текстильных машин потребовало более мощный и независимый источник энергии, чем водяной двигатель. В 1784 г. английский механик Дж. Уатт запатентовал универсальный паровой двигатель двойного действия. В 1785 г. он был впервые применен на прядильной фабрике и вскоре получил широкое распространение на производстве. Промышленные предприятия, оснащенные паровыми двигателями, располагались вблизи источников топлива, в связи с этим районы добычи каменного угля становились местами высокой концентрации крупной машинной индустрии. Паровой двигатель Уатта сыграл ключевую роль в техническом перевооружении производства.

Дальнейший прогресс в промышленном развитии невозможен был без усовершенствования металлургической и горной отраслей: создание машин вызвало потребность в прочных конструкционных материалах, в более высоком качестве металла. В этой связи последовали важные открытия в металлургии: в 1784 г. английский инженер Г. Корт изобрел прокатный стан, увеличивший производительность в 15 раз, и новую технологию производства железа — пудлингование (получение ковкого железа). По словам Ф. Броделя: «... пудлингование было решающим прогрессом в английской металлургии, революцией одновременно в качестве и в количестве, которая единым махом вывела на первое место в мире, и притом на целое столетие, английскую продукцию, до того относившуюся к числу самых заурядных в смысле качества и даже количества». В конце XVIII в. основным конструкционным материалом в Англии уже становится железо, что дало мощный толчок развитию металлургии.

Новые технологии плавки были эффективны только при использовании каменного угля (кокса). Так, «революция железа» повлекла за собой массовый переход производства на минеральное топливо и соответственно рост добычи каменного угля, который в XIX в. стал не только главным источником энергии в промышленности, но и основным домашним топливом. Отмеченные перемены содействовали в целом бурному росту горнодобывающей промышленности.

Несмотря на механизацию производства сами машины в первой трети XIX в. создавались еще на основе ручного труда. Благодаря достижениям в металлургии стало возможным формирование машиностроительной отрасли, что выражалось в создании различных типов металлообрабатывающих станков. Революционным прорывом здесь было изобретение в 1797 г. английским механиком Г. Модсли токарно-винторезного станка с суппортом, механизировавшим производство винтов и гаек. Его дальнейшее усовершенствование привело к появлению в первые десятилетия XIX в. новых видов металлообрабатывающих станков — фрезерного, строгального, сверлильного, шлифовального. Однако лишь по мере совершенствования самих машин и увеличения спроса на них, к середине XIX в. произошло окончательное формирование машиностроения (машины уже производятся машинами). Это явление и знаменует окончание промышленной революции.

Отмеченные изобретения дали толчок развитию науки, в частности химии (было открыто отбеливание и крашение тканей). Механизация производства привела к возникновению нового типа промышленного предприятия — фабрики и завода. Фабрично-заводскую систему отличало широкое применение машин, относительно высокая концентрация производства и рабочей силы, а также капитало- и энергоемкость производства.

Важнейшей составляющей промышленного переворота была механизация транспортной системы. В конце ХVIII в. главным видом транспорта в странах Запада являлось морское судоходство (приходилась основная доля грузовых перевозок), осуществляемое парусными судами. Большое значение также имело речное судоходство на внутренних водных путях. Оно совершенствовалось на протяжении второй половины ХVIII — первой половины XIX в. путем строительства каналов, водохранилищ, шлюзов и т. д. В пассажирских перевозках ведущее значение имелгужевой транспорт. Его быстроходность заметно возросла благодаря замене с середины XVIII в. грунтовых дорог шоссейными. Однако формирующаяся индустриальная экономика нуждалась в создании более стабильных и мобильных транспортных коммуникаций. Начало промышленной революции на транспорте связано с попыткой использования паровой машины на речных судах. Она впервые была предпринята в США в начале XIX в.: в 1807 г. изобретателем Р. Фултоном был построен первый пароход «Клермонт». В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морских судах, а в 1820-х гг. появились первые суда из цельнометаллического корпуса. Так началось бурное развитие парового судоходства на морях и внутренних водных путях. В 1819 г. американским пароходом была предпринята первая попытка пересечь Атлантический океан, а в 1838 г. английский пароход впервые без помощи парусов совершил океанский рейс Ливерпуль — Нью-Йорк. Однако паровое судоходство вплоть до начала XX в. оставалось дорогостоящим видом транспорта и использовалось в меньшей степени, чем парусное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: