double arrow

Экономическая политика нацистов. Социальные мероприятия


Нацисты приняли германскую экономику в 1933 г. в полуживой состоянии. В конце 1930-х гг. от большинства экономических болезней остались одни воспоминания. Некоторые современные политики даже высказываются насчет правильности экономического курса Гитлера. Что же было на самом деле? На конец 1932 по самым оптимистичным данным безработными являлись 5,6 млн. Человек (43% членов профсоюза или 29,9% всей рабочей силы), а с учетом скрытой безработицы - аж 7,6 млн. Индекс промышленного производства за кризисные годы неуклонно снижался. Резко ухудшилось материальное положение немцев.

Экономическое регулирование в нацистской Германии проводилась в основном теми же методами, что и в других странах. Так наблюдалось резкое увеличение государственных расходов. За период с 1933 по 1938 годы. они возросли в 7 раз. Для оздоровления экономики использовались многие другие традиционные механизмы - поощрение капиталовложений предпринимателей, субсидии, налоговые льготы крупным фирмам.

Однако тоталитарно-фашистская модель государственно-монополистического регулирования имела некоторые принципиальные особенности. Во-первых, большая часть расходов государства шла на создание военной промышленности и восстановление мощных вооруженных сил. Расходы на военные нужды за 1933-1938 гг. возросли в 20 раз! Таким образом в конце 1930-х гг. можно говорить о создании в Германии военно-государственного регулирования. Во-вторых, в нацистской Германии возникла система не косвенного, а прямого регулирования экономики. Государство установило непосредственный контроль за ходом производства и распределения промышленной продукции, а иногда и государственного управления экономикой за счет ограничения частновладельческих прав. Вот важнейшие меры нацистов по преодолению кризиса и созданию нацистской экономической модели.




15 июля 1933 г. была создана Генеральный совет экономики. В Совет вошли руководители крупнейших монополистических объединений (Круп, Цисэн и др.), А также представители гитлеровской правящей верхушки, которые сами быстро превращались в крупнейших монополистов. Например, за счет "арыизацыи" экономики (поголовной конфискации собственности евреев) и подобных чрезвычайных мероприятий одним из богатейших в Германии человеком стал председатель рейхстаге, министр-президент Пруссии и рэйхсминистр авиации Герман Геринг. Однако высшим органом экономики Рада не была. Все самые принципиальные проблемы государственного регулирования решались в Имперском министерстве хозяйства, где безраздельно господствовали национал-социалисты.

Важнейшим принципом управления экономикой закон от 27 февраля 1934 г. объявил т.н. "Фюрерские рыжие принцип". Это означало ликвидацию всякого выборного начала в экономике. Руководители всех хозяйственных объединений получали звание фюрера данного подразделения и неограниченные полномочия в сфере своей компетенции. Примерно в то же время, 20 января 1934 г. был принят Закон о регулировании национальной работы. Были окончательно ликвидированы существовавшие с революционных времен фабзавкамы и введена жесткая иерархическая система управления предприятиями.



Жестокое военно-государственное экономическое регулирование, главной целью которого являлось подготовка Германии к войне, приобрело свое логическое завершение в сентябре 1936 г. На партийном съезде в Нюрнберге А. Гитлер объявил 4-летний план, главной целью которого становилась подготовка страны к войны. Планирование и регулирование экономики усилились. Рыночные механизмы замяшчалися командно-административными.

Неотъемлемым элементом нацистской экономической политики являлось внеэкономические принуждение рабочих. Вводилась 6-месячная трудовая повинность, каждая 18-летняя девушка должна отработать один год в пользу Рейха в крестьянском хозяйстве, с вводом трудовых книжек сильно ограничивалась возможность смены места трудоустройства, со временем приобретает значение использование неприкрыто несвободной работы (например, концлагеря).



Тоталитарный методы управления экономикой и улучшение экономической конъюнктуры позволили в быстрые сроки преодолеть последствия кризиса. К 1936 г. экономика окончательно вышла на докризисные показатели. Индекс промышленной продукции относительно докризисного уровня в 1934 г. уже составлял 83 пункта, в 1935 г. - 96, в 1936 г. - 107, а 1939 г., когда начались активная подготовка к войне и сама война, - 132! Быстро сокращалась безработица. В США, например, в 1936 году его уровень был еще порядка 24%. А в Германии - уже 7,4%, т.е. почти столько же сколько в докризисном 1928 (и это при 29,9% в 1932!).

Для привлечения широких слоев рабочих на сторону нацистского режима использовались специально рассчитанные социальные мероприятия. Государство не просто раздавала деньги. С большим вниманием она следила за тем, чтобы получатели должным образом оценили ее усилия. Все социальные программы обставлялась крупномасштабными рекламно-прапагандысцими компаниями.

Классический пример подобной компании строительство рэйхсавтабану (Reichsautobahn), имперской системы шоссейных дорог. Плакаты, газетные фотографии и кинохроника с А. Гитлером и лопатой, толпами ликующих работников на фоне строительных площадок наполняли усталую голодную нацию светлыми надеждами на обеспеченное фюрером и партией светлое завтра. Те же функции выполняла и громкая компания "Борьба за рабочие места".

Была создана система государственной благотворительности. Ее основы начали закладываться еще в первые месяцы гитлеровского правления с "компанией зимней помощи". Основным каналом государственной благотворительности стала специальная организация "Kraft durch Freude" ("Радость - это сила"). Она курировала созданную для рабочих и служащих систему доступного отдыха, туризма, поощрения физической культуры, спорта, любительских театров. Низкооплачиваемые рабочие могли пользоваться правом бесплатного участия в этих мероприятиях. Хотя все компании и системы работали на деньги страхового и пенсионного фондов, т.е. за деньги рабочих, они создавали качественную иллюзию постоянной заботы НСДАП о рабочем классе.

Поддержание устойчивой социальной стабильности требовало разного рода подачек и пособий среднем слоям - мелким предпринимателям, ремесленникам, торговцам, крестьянам, а также наиболее "перспективным" группам населения. Например, действовала программа помощи молодым парам, которые могли получить беспроцентный двухлетний кредит на сумму до 1 тыс. Марок на приобретение мебели. Уже в 1933 г. было заключено на 200 тыс. (!) Браков больше. И хотя трудно привязывать такой рост к одной только помощи, он не может не отражать, по меньшей мере, пробуждение надежды нации.

В результате население смирились с новой властью, которая сумела ликвидировать безработицу, гарантировала неплохой заработок, создала систему защиты работников от произвольных увольнений и специальные инстанции для обжалования действий предпринимателя, организовала массовый отдых и т.д. Однако цена, которую вскоре немцам пришлось заплатить за этот успех, - многие миллионы загубленных жизней, новый экономический крах, раскол Германии и т.д. - Оказалась непомерно высокой.







Сейчас читают про: