Организационные формы управления городским хозяйством, их характеристика и основные этапы развития

Организационная структура управления хозяйством города может создаваться в два этапа. На первом этапе неизбежно сосуществование административного (в большей мере регулируемого) управления с формированием и становлением рыночных отношений. На втором этапе структуры управления модифицируются в структуры рыночного типа, в которых методы опосредованного воздействия будут преобладать над непосредственными, административными методами. В рыночные отношения будут втягиваться такие сферы деятельности, традиционно находящиеся под контролем государственных органов, как образование, культура, спорт, здравоохранение.

Практика внедрения различных оргструктур управления городом показывает, что нельзя предложить единой, при этом оптимальной для всех городов структуры управления.

В структуре управления хозяйством города выделяют 5 крупных блоков.

Первый блок обеспечивает потребности всех блоков. В состав этого блока включены два департамента: Департамент юридического и кадрового обеспечения муниципальной деятельности; Департамент информационно-аналитического обеспечения муниципальной деятельности.

Второй блок - блок стратегического обеспечения хозяйственной деятельности. В его состав входят шесть основных департаментов: Департамент управления муниципальной собственностью; Департамент управления муниципальными ресурсами; Департамент управления муниципальными финансами; Департамент управления муниципальными взаиморасчетами и долгами; Департамент развития потребительского рынка; Департамент развития малого предпринимательства.

Названные департаменты формируют основные источники, за счет которых будет развиваться город. Город должен не только эффективно использовать собственность, но и получать от нее определенные доходы. Так, например, департамент управления муниципальной собственностью кроме учета собственности и соблюдения ее сохранности должен оперировать ею с целью получения дополнительного дохода. Собственность можно не только продать, но и приобрести, стать совладельцем доходно функционирующих предприятий. Однако за последние годы были проданы многие муниципальные предприятия, которые могли бы сейчас приносить немалую прибыль. В складывающейся ситуации департамент управления муниципальной собственностью будет функционировать в другом режиме - покупать контрольные пакеты акций своих бывших предприятий, которые могут приносить прибыль. Администрация города сможет осуществлять функции перераспределения ресурсов от активной части населения к социально незащищенной или направлять эти средства на решение социальных проблем города.

Департамент управления муниципальными финансами - это не традиционное финансовое управление города. Его задачи носят принципиально иной характер - поиск и становление новых (рыночных) источников финансирования, т. е. каждый рубль, поступивший в муниципальную казну, должен использоваться с максимальной эффективностью, приносить прибыль. Новая структура предполагает функционирование муниципального банка (в качестве муниципального можно использовать уже имеющийся банк), муниципальной страховой компании и других элементов рыночной инфраструктуры.

Департамент управления взаиморасчетами и долгами строится на концепции необходимости обслуживания городского бюджета. Сегодня всем известна устойчивая тенденция сокращения бюджетного финансирования. В этих условиях важнейшая задача - квалифицированно обслужить доходную часть городского бюджета и организовать мониторинг его расходной части, т.е. постоянно отслеживать рациональность расходования средств и размещения заказов. Следующая важнейшая задача - мониторинг текущего состояния бюджета и муниципальных долгов. Муниципальные долги состоят из двух частей: долгов предприятий и организаций перед администрацией города и долгов администрации перед предприятиями и организациями. Нормализовать процесс оформления и обращения этих долгов на рынке долговых обязательств, значит уменьшать их и дополнительно зарабатывать средства. Для этого можно использовать не только систему взаимозачетов, но и корпоративную, муниципальную и вексельную системы. Новая структура управления хозяйством города будет способствовать повышению эффективности использования денежных средств для решения муниципальных проблем.

Третий блок - блок инвестиционного программирования муниципальной деятельности, в рамках которого целесообразно выделить два департамента - проектного финансирования и

Четвертый и пятый блоки - это структуры функционирования города. В четвертый - блок оперативного обеспечения жизнедеятельности - входят департаменты жилищно- и архитектуры; застройки и реконструкции города; охраны окружающей среды; транспорта и связи. В пятый - блок текущего обеспечения муниципальной - входят департаменты здравоохранения; науки, образования и молодежной политики; социальной защиты населения; по делам национальностей; культуры; физической культуры и спорта; защиты прав потребителей, а также центр занятости населения.

Органы МСУ решают вопросы местного значения посредством управления муниципальным хозяйством (муниципального управления). При этом из двойственности МСУ здесь также вытекают некоторые особенности. С одной стороны органы МСУ – это органы местной власти, их решения обязательны для всех хозяйствующих субъектов на территории МО, независимо от формы их собственности, независимо от того служит их деятельность удовлетворению коллективных потребностей, или нет. С другой стороны, как хозяйствующий субъект орган МСУ по-разному ведет себя по отношению к организациям, учреждениям и предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, не находящимися в муниципальной собственности, но осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей, и просто не находящимися в муниципальной собственности. Орган МСУ является собственником первых, заинтересован в эффективной работе вторых и является органом власти для всех трех категорий хозяйствующих субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: