Определение менеджмента, объекты и инструменты менеджмента

«Менеджмент» в переводе с английского языка означает управление. В самом общем виде можно сказать, что менеджмент – это управление совместной деятельностью людей; это значит – делать дело вместе со всеми, мобилизуя усилия всех. Понятие менеджмента неразрывно связано с осознанием управления как сферы деятельности, требующей умений

Ключевыми позициями в содержании менеджмента являются:

¾ Управление совместной деятельностью людей для достижения поставленных целей

¾ Мобилизация финансовых, человеческих, информационных и материальных ресурсов с ориентацией их на максимальную эффективность использования

¾ Постоянное обновление структуры организации, методов и процессов управления по мере изменения целей, задач и внешней среды

С точки зрения объекта управления менеджмент характеризуется прежде всего умением разрабатывать и реализовывать конкурентоспособную стратегию, сформировывать гибкую экономическую организационную структуру и технологию управления предприятием, подбирать команду профессионалов, отвечающих за управление ключевыми областями предприятия. Это так называемый общий или генеральный менеджмент. Кроме того выделяется управление отдельными областями деятельности предприятия – специальный или объектный менеджмент. Здесь большую роль играют профессиональные знания в конкретной области.

Существует несколько инструментов воздействия на работников предприятия, которые применяются в менеджменте для решения поставленных задач.

Формализованные инструменты:

Иерархия власти

Мотивация через осознанную экономическую заинтересованность

Делегирование прав и ответственности

Неформализованные инструменты

Конкуренция и соревновательность

Авторитет и лидерство

Групповые нормы и правила поведения

В науке и практике не существует одного рецепта, предписывающего, какой инструмент, когда и в какой мере необходимо применять. Чаще всего в менеджменте для воздействия на персонал используется сочетание нескольких инструментов, учитывающих занимаемую работником должность, вид выполняемой работы, сложившиеся традиции управления.

2. Процесс менеджмента и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: