1. Бухгалтерский баланс, система счетов бухгалтерского учета
Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.
В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.[1]
По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.
Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления. Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта.
Форма бухгалтерского баланса используемая в России, утверждённая приказом Минфина РФ № 66н[2], предусматривает два раздела в активе и три раздела в пассиве. Актив – внеоборотные активы, оборотные активы; Пассив – капиталы и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.
2. Виды цен. Механизм ценообразования
Цена – денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара для потребителя. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования[3]
На формирование цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:
- потребители;
- рыночная среда;
- участники каналов товарообращения;
- государство.
К внутренним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:
- жизненный цикл товаров на рынке;
- издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу.
Выбор метода ценообразования является наиважнейшим этапом формирования цены. Методы ценообразования, используемые субъектом хозяйствования, различны. Наиболее распространены на практике следующие методы ценообразования: затратный или наценочный метод; обеспечение безубыточности и целевой прибыли, ощутимой ценности (уникальности) товара, на основе закрытых торгов; следование за лидером (конкурентом) или уровнем текущих цен[4].
Предприятия общественного питания имеют особенности в ценообразовании:
Оптовая цена с НДС + Торговая наценка = Розничная цена
Розничная цена + Наценка общественного питания = Розничная продажная цена общественного питания.
На продукцию собственного производства цена формируется путем калькулирования. При этом учитываются особенности:
- закладка продуктов осуществляется по массе брутто (масса нетто – если полуфабрикаты);
- цену за кг можно указывать без НДС и без наценки, либо с НДС, но без наценки или с НДС и с наценкой;
- если поступило сырье не основной кондиции, следовательно, происходит перерасчет в основную кондицию по формулам (таблицам).
3. Учет расходов, доходов и финансовых результатов
Финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи продукции определяется как разница между выручкой от реализации (кредитовый оборот счета 90) без НДС и акцизов и фактической себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) (дебетовый оборот счета 90).
Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость поданных товаров, а по дебету их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») сумма скидок сторнируется (счет 42 «Торговая наценка»).
Субсчет 90 -1 «Выручка» - поступление активов, признанных выручкой.
Субсчет 90 -2 «Себестоимость продаж».
Субсчет 90 – 3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость от покупателя.
Субсчет 90 - 4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции.
Субсчет 90 - 9 «Прибыль/убыток от продаж» для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме 90 - 9), закрываются внутренними записями на субсчет 90 – 9.
Финансовый результат от прочих видов деятельности включает результаты от реализации основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п., отражаемых обычно на счете 91.
Порядок признания доходов в бухгалтерском учете определено ПБУ 9/99[5], расходов – ПБУ 10/99[6].






