Сущность обеспечения законности

Законность – единообразное понимание, точное соблюдение и исполнение законов и принятых на их основе подзаконных актов всеми органами государства, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Сущность обеспечения законности заключается в предупреждении и пресечении нарушений закона, в принятии мер по ликвидации причин, порождающих такие нарушения, восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, наказании виновных, в создании атмосферы неотвратимости ответственности за правонарушения, в воспитании государственных служащих в духе строжайшего соблюдения и исполнения законов.

Обеспечение законности в исполнительной власти осуществляется по двум основным направлениям:

1) обеспечение законности каждым работником аппарата управления в целях организации работы органа исполнительной власти;

2) обеспечение охраны и защиты интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

Для обеспечения законности государство юридически закрепляет ее гарантии: политические, экономические, социальные, правовые и организационные (см. стр. 23 настоящего пособия).

Органы и должностные лица, осуществляющие функции охраны законности, применяют различные правовые и организационные методы и приемы, которые обобщенно называют способами обеспечения законности, или контролем, надзором и обжалованием.

Контроль - это проверка исполнения решений, система наблюдения за действием исполнителей.

Целями контроля являются соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законов и подзаконных нормативных актов, повышение эффективности их деятельности.

К основным принципам контроля относят: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Контроль осуществляется в отношениях подчиненности или подведомственности. Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого. Контролирующий имеет право отменить решение контролируемого и применить в отношение последнего меры дисциплинарного воздействия.

Надзор заключается в постоянном наблюдении уполномоченных органов за деятельностью не подчиненных им органов с целью выявления нарушений законности. Поскольку оценка деятельности поднадзорных осуществляется только с точки зрения законности, но не целесообразности, постольку вмешательство в действие поднадзорного не допускается.

Различают прокурорский и административный надзор.

В системе мер по обеспечению законности важную роль играют общественный контроль и обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Законность непосредственно связана с дисциплиной. Государственная дисциплина - сознательное подчинение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, а также выполнение государственными служащими общих и должностных обязанностей. Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины.

2. Государственный контроль и его виды.

Контроль, осуществляемый всеми государственными органами в ходе исполнения поставленных перед ним задач, называется государственным. Он осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный. Общий охватывает все направления деятельности подконтрольных объектов, специальный - отдельные направления.

Контроль, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, называют внешним. Внутренний контроль производится внутри министерства, ведомства, учреждения собственными силами.

По субъектам контроля, объему и характеру их полномочий выделяются следующие виды государственного контроля:

- контроль органов представительной власти;

- президентский контроль;

- контроль органов исполнительной власти;

- судебный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: