Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.
Функции: Воспроизводственная функция - один из источников финансирования расширенного воспроизводства. Стимулирующая - источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива. Контрольная - один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.
валовая П (брутто) = выручка (нетто) за вычетом НДС, акцизов – с/с
П от продаж (операционная) = валовая П – коммерческие и упр. расходы
П до налогооблажения (балансовая) = П от продаж ± операционные и внереализационные доходы/расходы
ЧП = П до налогооблажения – налоги
EBIT (П до вычета % и налогов) = операционная П.
EBITDA (… и аморт.) = EBIT + амортизация
Чистая (нераспределенная) прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных платежей.
Потребляемая прибыль – это та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления.
Рентабельность - отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат). (прибыль на единицу вложенных средств).
В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции работ, услуг) и др.
В западной практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность инвестиций.
коэффициент рентабельности инвестиций (Кри), определяется по следующей формуле:
К ри = Чистая прибыль-Дивиденды/Собственный капитал-стоимость акций о номиналу
коэффициент рентабельности активов, определяется по следующей формуле:
К ра = Чистая прибыль / Активы
Используются следующие группы показателей относительной доходности: рентабельность продукции, работ, услуг; рентабельность производственных фондов; рентабельность всего имущества (всех активов); рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями: рентабельность реализации (оборота, продаж), рентабельность выпущенной продукции, рентабельность отдельных изделий.
Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношением прибыли от реализации продукции (или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах: Rпродаж (оборота) = (Пр / Вр) х 100%. Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Под стоимостью фирмы понимается величина ее собственного капитала (капитала собственников). Оценка может быть сделана как по учетным, так и по рыночным ценам. Говоря о стоимости фирмы в терминах рыночных цен, следует различать две ситуации: (а) обычная компания, если и имеющая отношение к фондовому рынку, то лишь в качестве участника вторичного рынка; (б) фирма котирует свои акции на организованном фондовом рынке.
В первом случае - оценкой ее чистых активов, сделанной в условиях фиктивной ликвидации и с использованием рыночных оценок имеющихся на балансе фирмы активов. Во втором случае оценка ее стоимости формируется рынком и проявляется в текущей рыночной цене акций, т. е. в режиме реального времени становится известной и общедоступной ее действительно рыночная стоимость..
Понятие «стоимость фирмы» не следует смешивать с оценкой активов фирмы; в первом случае оценивается капитал (т. е. часть пассива баланса) или чистые активы, а во втором — актив баланса. С формальных позиций стоимость фирмы обобщает стоимостную оценку трех компонентов: (а) чистых активов фирмы, остающихся в распоряжении ее собственников после удовлетворения требований третьих лиц, причем оценка делается, исходя из цен возможной реализации активов фирмы по отдельности; (б) гудвилла фирмы как совокупности нематериальных внутрифирменных факторов, обеспечивающих фирме дополнительные конкурентные преимущества; (в) ожиданий рынка в отношении перспективности данной фирмы (этот компонент проявляется лишь в отношении листинговых компаний
Совокупная рыночная стоимость фирмы — это суммарная рыночная стоимость эмитированных фирмой акции и облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Это стоимостная оценка фирмы с позиции всех поставщиков капитала (инвесторов), т. е. лиц, вложивших в нее капитал на долгосрочной основе.
57.Характеристика текущего (тактического) плана предпринимательской организации, связь с оперативным и стратегическим планами
Планирование – процесс получения и обработки информации с целью обоснования предстоящих действий, определение наилучших способов достижения поставленной цели.
По содержанию плановых решений:
1. Стратегические;
2. Тактические;
3. Оперативно-календарные;
4. Бизнес-планы.
Стратегический план – документ, содержащий долгосрочные цели предприятия, стратегию и ее достижение с учетом возможных изменений внешней среды и его внутренних особенностей.
Этапы:
1. Разработка и корректировка
2. Определение долгосрочный целей
3. Анализ и оценка внешней среды
5. Разработка и оценка стратегии альтернатив
6. Выбор и детализация
Особенности стратегического планирования
1. Стратегический план не может дать детального описания будущего, его результаты это описание качественного состояния к которому фирма должна стремиться.
2.Стратегическое планирование не имеет четко составленного плана
3. Высокие требования к разработчику
4. Требует достаточных материальных ресурсов и времени по сравнению с тактическим.
5. Негативные последствия сильнее, чем тактического планирования.
6. Само по себе стратегическое планирование результатов не приносит, необходимо вмешательство руководящего состава.
Тактический план - это сбалансированный по целям, результатам, исполнителям план развития организации на текущий год. Тактический план разрабатывается на 1 или 2 года.
Тактический план – развернутая программа хоз, соц. и др деятельности, направленная на реализацию заданий стратегического планирования.
Должен отвечать требованиям: гибкость, комплексность, полнота, поддержка со стороны менеджмента, ответственные за выполнение заданий, ясность формулировок, участие исполнителей в разработке
План: 1 год – дерективный, 2 год – индикативный (для анализа), Чаще на 1 год – текущий.
Структура плана
1) Сокращенный вариант
I раздел. Прогноз продаж
II раздел. План производства и реализации (матер.-техничес. обоспеченность, труд. ресурсы и т.д)
III.Финансовый план
2) Развернутый вариант
I. Экономическая эффективность II. Нормы и нормативы III.Прогноз продаж IV. План производства и реализации V. Материал.-тех. Обеспеченность VI. Персонал и оплата труда VII. Издержки, прибыль
VIII. Инновации IX. Инвестиции X. Экология XI. Социальная политика XII. Финансовый план
Разработка тактического плана
1. В процессе разработки плана выполняется:
- анализ выполнения плана за прошлый год
- сбор предложений от подразделений и отделов работкников по параметрам нового тактического плана
- обоснование плана решений по всем разделам тактического плана
2. Тактический план целесообразней разрабатывать в нескольких вариантах(сценариях)
3. тактический план разрабатывается в два этапа:
- подготовительный (проведении ТЭО, маркетинговых исследований, разработок норм и нормативов, проекта плана АО ключевым параметрам)
- разработка окончательного варианта
Оперативные планы разрабатываются на более низком уровне организации, чтобы определить конкретные действия, необходимые для достижения оперативных целей и реализации тактических планов. Эти планы описывают то, как могут быть достигнуты цели, имеющие точное количественное выражение. Оперативное планирование определяет действия супервайзеров, менеджеров отделов и сотрудников. Тактическое планирование обеспечивает реализацию стратегического плана, а оперативное планирование – тактического плана.