double arrow

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ


Раздел первый «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

Глава 1. ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.

Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего по­коления, поэтому целесообразно сделать небольшой исто­рический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение боль­шого исторического отрезка времен» воспитание осуществ­лялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

Материалы археологических раскопок, данные этногра­фии позволили ученым сделать предположение, что воспи­тание как объективный процесс начало складываться в пе­риод перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его созна­ния, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяй­ственной деятельности сказалась на общих условиях жиз­ни людей: улучшилось питание, стали возникать постоян­ные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.




В обществе стала формироваться объективная потреб­ность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, что­бы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Первоначально эта потребность удовлетворялась в со­вместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общи­ны. Затем она концентрируется в руках представителя стар­шего, умудренного опытом поколения.

Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и пове­дение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине пра­вила, требования, запреты. Это знаменовалозарождениесоб­ственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответство­вали требованиям общества, особенностям хозяйствования.



Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества отно­сятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произ­ведения устного народного творчества).

С упорядочением брачных отношений, появлением пар­ного брака зарождаютсядомашне-семейные формы воспи­тания, где функцию воспитания выполняют родители, род­ственники. Усложнение хозяйственной деятельности, соци­альных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникаетпервая в истории человече­ства форма воспитания иобучения - инициация. Инициа­ция - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усво­ить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготов­ке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.



Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтап­ная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прооб­разом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвя­тившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой ко­лыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образо­ванного раба, который сопровождал ребенка своего гос­подина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидал­ся окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.

Позднее из обычного раба педагог превратился в домаш­него воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утрати­ло свое первоначальное значение.Педагогами стали назы­вать профессиональных воспитателей, а затем и преподава­телей, учителей.







Сейчас читают про: