Тема 4.3.9. Противоаллергические средства. Иммунокорректоры

Патологически повышенные иммунные реакции на антиген, которые вызывают повреждение тканей, получили название аллергических реакций. Аллергические заболевания не являются редкостью: аллергические риниты, конъюнктивиты, поллинозы, дерматиты, бронхиальная астма. Также аллергические реакции могут сопровождать прием лекарственных препаратов. В зависимости от причины и формы аллергии подбирают средства ее лечения и профилактики. Аллергическая реакция – всегда следствие дисбаланса иммунной системы. Нарушения иммунитета могут быть как врожденными, так и приобретенными в ходе онтогенеза. Для их коррекции применяют иммуномодуляторы различного происхождения.

Студент должен представлять:

· механизмы действия противоаллергических препаратов и иммунокорректоров.

Студент должен знать:

· классификацию антиаллергических средств;

· классификацию иммунотропных средств;

· фармакологическую характеристику групп антиаллергических средств;

· принципы иммунотерапии.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на антиаллергические препараты.

Список препаратов к теме:

Гистаглобулин, дифенгидрамина гидрохлорид, диазолин, фенкарол, супрастин, астемизол, терфенадин, лоратадин, клемастин, дипразин, кромогликат натрия, недокромил-натрий, кетотифен, тималин, тактивин, интерферон человеческий лейкоцитарный, реаферон, виферон, гриппферон, циклоферон, КИП (комплексный иммуноглобулиновый препарат), полиоксидоний, деринат, галавит, левамизол, ликопид, полудан, амиксин.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация противоаллергических средств.

2. Препараты гистамина, показания и противопоказания к применению.

3. Антигистаминные средства. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Применение кромолин-натрия, глюкокортикоидов и адреномиметиков в качестве противоаллергических средств.

5. Иммунокорректоры, определение и классификация. Принципы иммунотерапии и иммунопрофилактики.

6. Препараты, полученные из центральных органов иммунной системы (тималин, тактивин). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

7. Препараты интерферонов. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

8. Препараты индукторов интерферонов (полудан, циклоферон). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

9. Синтетические иммунокорректоры. Особенности действия и применения.

10. Вакцинопрофилактика. Виды вакцин, особенности применении.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: аллергия, бронхиальная астма, гиперчувствительность замедленного типа, гиперчувствительность немедленного типа, гистамин, интерфероны, тимус, цитокины.

2. Выпишите рецепты: а) гистамина гидрохлорид; б) димедрол, свечи; в) лоратадин, сироп; г) полиоксидоний, свечи; д) ликопид.

3. Пользуясь справочной литературой, найдите синонимы данных лекарственных средств:

· Клемастин;

· Зодак;

· Эриус;

· Кларитин;

· Декарис;

· Интал.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Данный препарат препятствует выделению медиаторов аллергии из тучных клеток; не обладает свойствами адреномиметика. Применяют для предупреждения приступов бронхиальной астмы; для купирования развившихся приступов препарат не эффективен.

Задания:

· Определите препарат;

· укажите формы выпуска препарата;

· Перечислите возможные побочные эффекты.

Б) Пациентке К., 20 лет, был назначен по показаниям (иммунодефицитное состояние) препарат белковой структуры, стимулирующий продукцию цитокинов, а также восстанавливающий подавленную функцию Т-киллеров.

Задания:

· Определите препарат и приведите пример другого средства из данной группы;

· Укажите источник происхождения препарата;

· Уточните, можно ли назначать данное средство при лимфолейкозах;

· Уточните, как долго можно применять данное средство после химиотерапии у онкологических больных.

В) Ребёнку 7 лет при ОРВИ рекомендован препарат Цитовир на пятый день заболевания.

Задания:

· Назовите групповую принадлежность препарата и формы выпуска;

· Укажите, насколько целесообразно данное назначение и обоснуйте ответ;

· Перечислите действующие вещества, входящие в состав препарата и укажите их фармакологическое действие;

· Назовите тип взаимодействия действующих веществ, входящих в состав препарата.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: