Патологически повышенные иммунные реакции на антиген, которые вызывают повреждение тканей, получили название аллергических реакций. Аллергические заболевания не являются редкостью: аллергические риниты, конъюнктивиты, поллинозы, дерматиты, бронхиальная астма. Также аллергические реакции могут сопровождать прием лекарственных препаратов. В зависимости от причины и формы аллергии подбирают средства ее лечения и профилактики. Аллергическая реакция – всегда следствие дисбаланса иммунной системы. Нарушения иммунитета могут быть как врожденными, так и приобретенными в ходе онтогенеза. Для их коррекции применяют иммуномодуляторы различного происхождения.
Студент должен представлять:
· механизмы действия противоаллергических препаратов и иммунокорректоров.
Студент должен знать:
· классификацию антиаллергических средств;
· классификацию иммунотропных средств;
· фармакологическую характеристику групп антиаллергических средств;
· принципы иммунотерапии.
|
|
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на антиаллергические препараты.
Список препаратов к теме:
Гистаглобулин, дифенгидрамина гидрохлорид, диазолин, фенкарол, супрастин, астемизол, терфенадин, лоратадин, клемастин, дипразин, кромогликат натрия, недокромил-натрий, кетотифен, тималин, тактивин, интерферон человеческий лейкоцитарный, реаферон, виферон, гриппферон, циклоферон, КИП (комплексный иммуноглобулиновый препарат), полиоксидоний, деринат, галавит, левамизол, ликопид, полудан, амиксин.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация противоаллергических средств.
2. Препараты гистамина, показания и противопоказания к применению.
3. Антигистаминные средства. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. Применение кромолин-натрия, глюкокортикоидов и адреномиметиков в качестве противоаллергических средств.
5. Иммунокорректоры, определение и классификация. Принципы иммунотерапии и иммунопрофилактики.
6. Препараты, полученные из центральных органов иммунной системы (тималин, тактивин). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
7. Препараты интерферонов. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
8. Препараты индукторов интерферонов (полудан, циклоферон). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
9. Синтетические иммунокорректоры. Особенности действия и применения.
|
|
10. Вакцинопрофилактика. Виды вакцин, особенности применении.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: аллергия, бронхиальная астма, гиперчувствительность замедленного типа, гиперчувствительность немедленного типа, гистамин, интерфероны, тимус, цитокины.
2. Выпишите рецепты: а) гистамина гидрохлорид; б) димедрол, свечи; в) лоратадин, сироп; г) полиоксидоний, свечи; д) ликопид.
3. Пользуясь справочной литературой, найдите синонимы данных лекарственных средств:
· Клемастин;
· Зодак;
· Эриус;
· Кларитин;
· Декарис;
· Интал.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Данный препарат препятствует выделению медиаторов аллергии из тучных клеток; не обладает свойствами адреномиметика. Применяют для предупреждения приступов бронхиальной астмы; для купирования развившихся приступов препарат не эффективен.
Задания:
· Определите препарат;
· укажите формы выпуска препарата;
· Перечислите возможные побочные эффекты.
Б) Пациентке К., 20 лет, был назначен по показаниям (иммунодефицитное состояние) препарат белковой структуры, стимулирующий продукцию цитокинов, а также восстанавливающий подавленную функцию Т-киллеров.
Задания:
· Определите препарат и приведите пример другого средства из данной группы;
· Укажите источник происхождения препарата;
· Уточните, можно ли назначать данное средство при лимфолейкозах;
· Уточните, как долго можно применять данное средство после химиотерапии у онкологических больных.
В) Ребёнку 7 лет при ОРВИ рекомендован препарат Цитовир на пятый день заболевания.
Задания:
· Назовите групповую принадлежность препарата и формы выпуска;
· Укажите, насколько целесообразно данное назначение и обоснуйте ответ;
· Перечислите действующие вещества, входящие в состав препарата и укажите их фармакологическое действие;
· Назовите тип взаимодействия действующих веществ, входящих в состав препарата.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 26.