1. Почему в социологическом анализе личности понятие социального статуса зани
мает одно из ведущих мест?
2. Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная позиция»?
3. Какие виды социальных статусов принято выделять в социологической науке?
4. Что собой представляет статусный набор? Проанализируйте его применительно
к своей личности, определив конкретно целый ряд п агусных характеристик (прав, обя
занностей, статусной символики, престижа).
5. Как соотносятся понятия статуса, престижа, имиджа?
6. Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности?
7. Охарактеризуйте структуру социальной роли. Обратитесь к рассмотрению одной
из своих ролей с точки зрения ее структуры.
8. Какие виды социальных ролей вам известны?
9. Дайте трактовку роли в жизни и в театре.
10. В каких случаях возникает ролевая напряженность? Можно ли избежать роле
вых конфликтов?
11. Каковы способы и механизмы преодоления ролевых конфликтов, снижения ро
левой напряженности?
|
|
Раздел V. Личность
Литература
Ануфриев Е.А. Социальный сгагус и активность личности. М., 1984. Асмолов А Г. Психология личности. М, 1990. Бери Э. Игры, в которые играют люди. М, 1988. Кои И С. Социология личности М, 1967 Краткий словарь по социологии. М., 1989. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. Гл. 4. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. Психологический словарь. М, 1996. Российская социологическая энциклопедия. М, 1998. Смелзер НДж. Социология. М., 1994. С. 72-79.
Социология Основы общей [еории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5.
Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 90-106.
Ядов В А. Социальная идентификация личности. М., 1994.
Глава 25 Структура личности
§ 1, Подходы к изучению структуры личности. § 2. Впутриличностные механизмы. § 3. Структура деятельности личности
§ 1. Подходы к изучению структуры личности
Одна из наиболее сложных задач в изучении личности — анализ ее структуры. Первоначально «структурирование» личности было осуществлено в психологии за счет выявления ряда ее характеристик, связанных с внутренним, психическим миром человека. Собственно, в этом состоит смысл психологии — науки о «закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»1. Нас, однако, будут интересовать подходы к анализу структуры личности, имеющиеся в социологии. Обратимся к отечественным трактовкам этой проблемы.
Варианты структурирования личности
«Всплеск» интереса к структуре личности приходится на 1980-е гг. Одним из первых свой вариант структуры предложил Л.Н. Коган, положивший в ее основу сущностные силы человека. Это позволило ему выделить такие элементы структуры личности, как способности к выполнению того или иного вида социальной деятельности, социальные потребности, знания, навыки и умения, человеческие чувства^. Как видно, здесь представлена структура лишь внутреннего мира личности. В это же время появляется еще одна трактовка структуры личности, учитывающая ее социальную деятельность. По мнению Е.А. Ануфриева, «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит
|
|
1 Психологический словарь. С. 304,
2 См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М, 1984. С. 25—26.
Раздел V Личность
человек»1. Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности; нравственные нормы и принципы; убеждения^.
Иной подход к структуре личности предлагает В.Г. Немировский, включающий в нее: 1) положение личности в системе данных общественных, прежде всего производственных отношений; 2) реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей (или функций); 3) направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения3.
Наконец, согласно еще одной точке зрения (она принадлежит авторам монографии «Социология»), важнейшими компонентами структуры личности считаются память, культура и деятельность. Под памятью понимается система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Культура выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми личность руководствуется в процессе практической деятельности. Сама же деятельность характеризуется как целенаправленное воздействие субъекта на объект. При этом под субъектом деятельности понимается человек или социальная общность, под объектом — человек и условия жизни, как материальные, так и духовные4.
Можно полемизировать с таким пониманием структуры личности, равно как и с характеристикой ее компонентов, особенно культуры и деятельности. Но нельзя не признать правомерности подобного подхода. Его обоснование дается Г.В. Осиповым. Социолог включает в память информацию и знания, в культуру — социальные нормы и ценности, а деятельность рассматривает как практическую реализацию потребностей и интересов личности. Ядром же социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности являются ее убеждения. Осипов рассматривает их в качестве стереотипа, устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и
f См.: Ануфриев ЕЛ. Социальный сгагус и активность личноеiи С. 103.
2 См.: Там же. С. 104.
3 См.: Немировский В Г. Социоло! ия личное ги. С 25.
4 Социология. С. 97.
Глава 25. Структура личности 465
группы1. Справедливости ради следует отметить, что впервые этот подход встречается в более ранних работах по социологии, в частности в «Лекциях по социологии» Ю.А. Левады, где специально рассматривалась социальная структура личности^.
Системный подход к структуре личности
Анализируя структуру личности, следует подчеркнуть важность системного подхода к ней. Необходимо выявление не только отдельных элементов структуры, но и главного, определяющего среди них, а также связей между ними в системе личности.
|
|
Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Второй — деятельно-с т н ы й, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.
Понятно, что внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь различна. Причем диапазон здесь весьма велик — от полного соответствия, «совпадения» актов сознания и поведения (что практически встречается крайне редко) до их противостояния друг другу, глубокого противоречия между ними.
Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изучены специально. Не вдаваясь в излишние подробности и детали, назовем рассматриваемые элементы структур с последующей краткой их характеристикой. Но при этом нужно помнить, что все эти элементы и структуры взаимосвязаны.
В понимании структуры личности одна из наиболее важных для социологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, как было показано выше, это убеждения, для других — ценностные ориентации, для третьих — установки... Здесь нужно определиться с подходом: находится ли это «ядро» во внутреннем мире личности или выходит за его пределы?
Строго говоря, речь идет не о «пространственном центре» личности, находящемся «между» структурами сознания и поведения (деятельности) и связывающем их таким образом. Наиболее целесообразным является осмысление перехода, превращения в структуре
1 См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 156.
2 См.. Левада Ю.А Лекции по социологии. М., 1969. Вып. 2 С. 8—16.
Раздел V Личность
личности факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс перехода, охватывающий обе разновидности личностных структур, можно рассматривать в качестве «ядра» системы личности. Есть все основания считать, что так понимаемое <<ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни (рассмотрению которого будет посвящена следующая глава). При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности.
|
|
Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир сознания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Между тем и в научной, и в публицистической литературе оно имеет место. Наиболее часто такое противопоставление выражается в известной рядопо-ложенности понятий «образ жизни» и «образ мысли». Приходится нередко слышать, как говорят о конкретном человеке, например: «его образ жизни и образ мысли не встречают понимания». Но целесообразно ли разделять таким образом эти понятия, за которыми стоит реальный человек? Можно ли обнаружить такой способ деятельности личности, который не предполагал бы в качестве необходимого компонента образа жизни определенное состояние сознания, то, что принято называть словосочетанием «образ мысли»?
Социологические исследования образа жизни дают однозначно отрицательный ответ на эти вопросы. Все исследования проблематики образа жизни, имевшие место в нашей стране и за ее пределами, обязательно содержали в качестве неотъемлемых компонентов и изучение ценностных ориентации, установок, интересов личности, и анализ ее повседневного поведения в различных сферах деятельности, и рассмотрение условий жизни — как общих, так и конкретных, непосредственных, характеризуемых с помощью понятия «уровень жизни».
После того как были определены подходы к характеристике структуры личности, следует обратиться к краткому анализу ее элементов. Вначале речь пойдет о тех, что составляют внутренний мир личности. Они рассматриваются здесь в рамках трех основных механизмов — мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. «Действующие» в структуре личности, эти механизмы и образуют первую подсистему личности. Вслед за ними будет рассмотрена деятельностная структура личности, характеризующая ее вторую подсистему. Эти механизмы и структуры отражены на рис. 10. Как и всякое графическое изображение, эта схема условна, но с ее помощью можно получить наглядное представление о рассматриваемых далее вопросах.
Раздел V Личность
Мотивационный механизм
Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентации и мотивов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. В огличие от обычного (технического) механизма, в котором есть своя пространственно-временная последовательность перехода от одной части к другой, механизмы, рассматриваемые в структуре личности, предполагают временную последовательность (о пространственной по вполне понятным соображениям, обусловленным спецификой сферы сознания, не может быть и речи) лишь условно-теоретически, с точки зрения анализа самого процесса перехода от одного элемента структуры к другому.
Если речь идет о последовательности движения в цепочке «потребности — интересы — ценностные ориентации — мотивы — цель», то это прежде всего последовательность рассмотрения каждого элемента, логически следуемого за своим предшественником. На самом деле в процессе сознания его элементы на уровне личности (потребности, интересы и т.д.) проявляются синхронно, и нет возможности сказать, что у человека появились сначала потребности, затем интересы, вслед за ними ценностные ориентации, и только потом возникли мотивы и цель.
Вместе с тем доказано, что потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) исоциальных потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Названные потребности следует различать, учитывая их неодинаковую природу, разное содержание и особую направленность. Тем не менее резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную «оболочку». Особенно это характерно для периода кризисного развития общества.
Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами ее действий. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль»1.
1 Гегель Г В Ф Соч: В 14 т. М, Л., 1935. Т 8 С 20
Глава 25. Структура личности 469
Особенность интереса как структурного элемента личности состоит в том, что он всегда побуждает ее к познавательной деятельности. В этом смысле интерес тесно связан с освоением человеком окружающего мира в форме знаний. Поэтому не случайно начало реализации потребности в познании связано со словом «интересно». Следовательно, интерес может быть охарактеризован как определенное познавательное влечение.
Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могуг проявляться интересы личности.
Ценностные ориентации реализуются во всех сферах жизнедеятельности, будь то труд или досуг, быт или образование. Содержание ценностных ориентации связано с формами общественного сознания, в этом смысле различают моральные (нравственные), эстетические, политические, религиозные и другие ценности. Ценностные ориентации личности тесно сопряжены с ценностными ориентациями социальной группы, в которую она включена объективно либо включает себя сама. Следовательно, ценностные ориентации личности существуют в определенном ценностном пространстве.
Потребности и интересы, отражаясь в сознании личности, преломляясь через ее ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами. В них отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение определенной цели, венчающее «усилия» этого механизма.
Под целью обычно понимают мысленное предвосхищение результата деятельности, методов, средств и путей его достижения. С одной стороны, цели объективны, ибо порождаются объективным миром, с другой — субъективны, поскольку возникают в сознании индивида и выступают как мотив, побуждающий к определенному действию.
Диспозиционный механизм
Наряду с мотивационным механизмом в структуре личности действует другой «внугриличностный» механизм — диспозиционный. Диспозиция личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В из-
Раздел V. Личность
вестном смысле диспозиции — это предшествующие поведению личности ее ориентации. Сам названный механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности.
В отличие от мотива, стимул выступает как внешнее, а не внутреннее побуждение. Это воздействие на индивида объективных условий, превращающееся в мотив в случае их субъективной значимости, следовательно, в ситуации соответствия потребностям и интересам субъекта. Под стимулами чаще всего понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов (ведущего к появлению установки) возникают диспозиции.
Крайне важную роль в диспозиционном механизме играют установки. Установка — это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальная установка — один из наиболее значимых регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времени предшествуют деятельности, в них отражается «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения.
Следует отметить, что понятие социальной установки является одним из центральных не только в социологии, но и психологии личности. В западной социологии установки принято называть аттитюдами — со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918—1920), которые ввели этот термин в научный оборот и немало сделали для его изучения. Одна из наиболее разработанных концепций установки принадлежит советской социально-психологической школе Д.Н. Узнадзе.
С социальными установками тесно связаны диспозиции личности, занимающие одно из центральных мест в структуре ее внутреннего мира. Их роль и функции анализирует В.А. Ядов в диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности К
Диспозиционная теория регуляции
В соответствии с этой теорией существуют три уровня диспозиций. На нижнем происходит формирование установок элементарного, ситуационного характера, связанного с саморегуляцией поведения в условиях удовлетворения витальных (жизненных) потребностей. На среднем
' См. Ядов В А. О диспемициошши pel у пяции поведения личное ги // Методологи-ческие проблемы социальной исихожнии М., 1975; Он же Саморегуляция и прошози-рование социального поведения личности Л., 1979
Глава 25 Структура личности
уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Здесь речь идет об удовлетворении социальных потребностей, связанных с включением индивида в различные социальные группы, а также формы и виды общественной деятельности (профессиональной, семейной, политической, до-суговой и др.). При этом сама социальная установка проявляется на трех уровнях — эмоциональном (оценочном), когнитивном, поведенческом.
Наконец, третий, самый высший уровень диспозиций означает формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях. Здесь нужно иметь в виду удовлетворение самых существенных потребностей человека, связанных с высшими целями его жизнедеятельности. По мнению В.А. Ядова, именно этот уровень диспозиций оказывается главным в регулировании поступков и действий, всего поведения человека в целом.
Что дает диспозиционная теория саморегуляции социального поведения? Структурируя внутренний мир личности, она позволяет прежде всего понять и объяснить механизм ее социального поведения в разных условиях функционирования и развития, начиная от ситуативных и кончая стратегическими. В одних условиях человек руководствуется элементарными установками, в других начинают «включаться» и «работать» базовые социальные установки, наконец, возникают предпосылки для фундаментальных установок. Как отмечает Ядов, важнейшей функцией диспозиционного механизма структуры личности является «психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности»1.
В изложенной выше теории структурные элементы личности, несмотря на то, что касаются ее внутреннего мира, оказываются тесно связанными с социальными условиями, средой личности, наконец, обществом в целом. Установки, диспозиции, ценностные ориентации рассматриваются не сами по себе, а в единстве с деятельностью, в которой они реализуются, с потребностями, которые они отражают. Таким образом, диспо-зиционный механизм, если его рассматривать «по Ядову», выводит структуру внутреннего мира личности на ее поведенческие и деятельно-стные характеристики.
Механизм памяти
Структура личности в ее внутреннем разрезе будет раскрыта не полностью, если не коснуться вопроса о механизме, стоящем особняком от уже охарактеризованных, но от этого не менее значимом. Имеется в виду память личности, выступающая как разновидность социальной памя-
1 Ядов В А. О диспозициошюй регуляции поведения личности. С 97
Раздел V. Личность
ти. В таком качестве она предстает перед нами, по справедливому мнению Ю.А. Левады, на двух уровнях: глубинном уровне освоенного опыта человечества и его знаний (достаточно устойчивый элемент структуры личности) и внешнем, динамичном, быстро меняющемся уровне оперативной информации1.
Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, тактическое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Они, вместе с внешним слоем механизма памяти, оперативной информацией, в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным механизмами определяют поведение личности.
Следовательно, внутренние механизмы личности — мотивационный, диспозиционный, память — позволяют понять и описать субъективную детерминацию ее поведения. Само поведение предстает как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются — адекватно или нет — все три механизма с их элементами: потребностями, интересами, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др.
Может возникнуть вопрос, должен ли социолог заниматься «внутренними» механизмами личности. Или лучше отдать все это на откуп психологам? Нет, и еще раз нет. Ведь для социологии структура личности, и особенно рассмотренный ее срез, — не самоцель. Это лишь часть анализа личности, но такая, без которой ни ее поведение, ни деятельность в рамках социальной общности понять трудно. Ведь именно «работа» названных механизмов и определяет реальную жизнедеятельность личности или то, что мы называем ее образом жизни. А это, несомненно, социологическая проблема.
Не следует, однако, думать, что поведение личности детерминировано исключительно действием описанных механизмов. Если бы это было так, то возникла бы иллюзия полной автономии личности, ее независимости от внешнего мира, предшествующего опыта поколений. Какой бы значительной ни казалась свобода личности, ее внутреннего мира, на самом деле она отражает объективные обстоятельства, обусловливающие потребности и интересы личности. Здесь приходится сталкиваться с проявлением необходимости для личности действовать определенным образом, разумеется, с учетом выбора вариантов поведения. Функционирование названных выше механизмов является одним из аспектов деятельности личности — внутренним, непосредственно не наблюдаемым.
1 См.. Левада Ю А. Лекции по социологии Вып. 2. С 9-—11.
Глава 25. Структура личности 473
§ 3. Структура деятельности личности
Подходы к структуре деятельности
Внешне наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект деятельности — поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Необходимо отметить, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Этот подход по меньшей мере не точен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.
Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее «внешнем» выражении, нужно отметить, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.
Каждая из форм деятельности, которые далее будут рассмотрены, имеет сходную структуру, включающую следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, цели, средства, целенаправленные действия, компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата1.
Такое понимание структуры деятельности демонстрирует ее сложность и широкий диапазон элементов сознания и поведения. Это действительно так. Только в теоретическом отношении мы можем препарировать деятельность на «внутреннюю» и «внешнюю», на работу сознания и реальные действия, являющиеся ее результатом.
На самом же деле деятельность, выступающая основным специфическим способом человеческого бытия, в своем действительном, конкретном проявлении на уровне индивида «перемешивает» все вышеназванные элементы. Отделить их друг от друга ни во времени, ни в пространстве часто невозможно. Каждому ясно, что, прежде чем человек что-либо делает, он «пропускает» это «что-либо» через свое сознание и соотносит его со своими потребностями, интересами, установками и т.д. И если «что-либо» не совпадает с устремлениями индивида,
См.: Психологический словарь. С. 95
Раздел V. Личность
его ожиданиями определенных результатов, он постарается не совершать действий, противоречащих собственным ценностным ориента-циям. Так на индивидуально-личностном уровне выглядит каждое конкретное социальное действие, любой акт деятельности.
Основные формы деятельности
В социально-философском плаве и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Кроме того, имеет смысл говорить о смешанной форме, которую К. Маркс называл практически-духовным освоением мира (например, художественная или научно-экспериментальная деятельность).
Еще одна «внешняя» структура деятельности (а по существу, ее классификация) может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Однако полного соответствия этих форм, по-видимому, нет. Если раньше однозначно утверждалось, что революционная деятельность — прогрессивна, а контр революционная — реакционна, то сейчас, в связи с пересмотром отношения к ряду революций (особенно «кровавых»), вряд ли такие утверждения будут оправданными. Действительно, деятельность личности, имевшая террористический, пусть и в интересах революции, характер не может быть признана прогрессивной, коль скоро она сопряжена с уничтожением людей.
Говоря о структурировании деятельности, нельзя забывать о таком критерии, как получение нового результата. На этом основании выделяют творческую и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Деятельность личности может быть также инновационной и р у т и н н о й. В последние годы в социологии внимание к этим формам деятельности растет. Особенно это касается творческой и инновационной деятельности, определяющей npoipecc не только личности, но и общества. Далее, в последней главе учебника, проблема инноваций будет рассмотрена специально.
Разумеется, названные формы деятельности личности могут быть не только изучены в рамках общей социологической и даже социально-философской теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследований. Однако в силу достаточно общего характера многих форм деятельности сделать это не просто. С другой стороны,
Глава 25. Структура личности
есть структуры деятельности, изучаемые прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований.
Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам и видам. Это деятельность экономическая, политическая, социальная, духовная, равно как и производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная. Каждая из них (так же как и иные, не названные здесь) может быть, в свою очередь, структурирована более дробно, поскольку состоит из множества конкретных видов деятельности. Для примера отметим, что исследователи досуго-вой деятельности в нашей стране насчитали около 300 ее отдельных видов (а зарубежные специалисты называют даже 800 видов).
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности, играющими решающую роль в возникновении, функционировании и развитии личности, с точки зрения ее онтогенеза являются игра, образование и т р у д. В данном случае речь идет о последовательности основных видов деятельности, в процессе которых происходит становление личности индивида. Если же рассматривать личность с позиций филогенетического подхода, связанного с возникновением и развитием человека как продукта эволюции природы и общества, то здесь, несомненно, на первый план выходит труд, с! ним же генетически связаны (из него «происходят») все другие виды человеческой деятельности.
Труд — самый фундаментальный вид личностной деятельности, в какой бы форме он ни выступал — умственной или физической, квалифицированной или неквалифицированной, сложной или простой и т.д. Дело не только в том, что трудовая деятельность — основной источник, инструмент удовлетворения многочисленных личностных потребностей. Вне этой деятельности было бы невозможным развитие сознания, языка, общения, т.е. того, что делает человека личностью. Наконец, труд изначально базируется на совместности, коллективности усилий людей, что приводит к необходимости социальных, рассчитанных на других (а не только на себя) действий личности.
Структурируя деятельность, необходимо отметить те ее проявления, которые направлены непосредственно на какие-либо объекты (ими могут быть предметы труда, люди и т.д.). Это так называемая предметная деятельность. Когда она касается других людей, можно говорить о взаимодействии. Кроме того, деятельность личности выступает в форме ее самодеятельности, которая не перестает
Раздел V. Личность
быть от этого социальной и отчасти предметной, хотя и «сохраняет* своего индивидуального субъекта.
Вообще предметность и социальность деятельности личности тесно взаимосвязаны. Верно отмечает В.Е. Кемеров, что «предметность деятельности по сути означает социальность ее, ибо предмет не замыкает че- > ловеческую самореализацию, а открывает ее coi щалыюму м иру, другому; человеку, представляет ее разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» ее в пространстве и времени социального процесса»1.
Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности \ имеется множество. Оно детерминировано богатством человеческих проявлений жизни. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой социальных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Как отмечалось выше, в процессе социологического изучения личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания, способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности. К рассмотрению образа жизни мы приступаем в следующей главе.
Вопросы и задания
1. В чем сущееi во системною подхода к анализу струмуры личносш? Какие под
системы он позволяет выявить? Как они связаны между собой?
2. Какие вариан гы структурирования личности вам износ ты? ОхарамеризуГис и\
3. Почему анализ впутриличносгных механизмов явнясчея социоло! ическон про
блемой?
4. Охарактеризуйте «работу» основных внутриличшх шых механизмов, покажи ie
их взаимодействие и взаимодополняемость.
5 Попытайтесь проанализировать собственную «подсистему сошапия», используя знания о ее строении и функционировании.
6. Раскройте существо диспозициоипой юории саморегуляции В Л. Ядова.
7. Какие подходы к структурированию деятельноеiи вы.inaeie1'' Чем обьяспястся
их многообразие?
8. Какие формы деятельности можно счи iai ь основными? Назови ю их и обьяспи-
те, почему вы шс считаете.
9. Какие виды деятельности можно счшаи> основными? Назовите их и обьясниге,
почему вы так считаете.
Литература
Андреева Г.М Социальная психолошя М., 1996 С 288—302 Занюк С С. Психология мотивации. Киев, 2001. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, цешюсш. М, 1986. Кои И.С. Социология личности. М, 1907.
Современный философский словарь. Лондон... М., Минск, 1998. С. 138
Глава 25. Структура личности
Краткий словарь но социологии. М., 1989.
Могивационная регуляция деятельное! и и поведения личности. М., 1988.
Платонов К.К Струю ура и развитие личности. М., 1986.
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
Саморе1уляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
Социальная психология. М., 2002. Гл. 2.
Социолошя. Основы общей 1еории / Слв. ред. Г.В. Осипов, Л Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5.
Энциклопедический социологический словарь М., 1995.
Ядов В А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социол жури. 1997 № 3
Глава 26
Образ жизни личности
§ 1 Понятие обра ш жизни. § 2. Структура обра ш пси ши § 3 Жизненный путь личности
§ 1. Понятие образа жизни
Постановка проблемы
Как уже отмечалось, образ жизни личности — важное социологическое понятие, которое позволяет увидеть связь, соотношение, переход, превращение внутреннего мира личности, характеристик ее сознания во внешние, наблюдаемые проявления деятельности человека. Трансформация одной структуры в другую и есть «ядро» личности, которое будем называть ее образом жизни. Поскольку он включает в себя обе структуры личности, теряет смысл противопоставление одной другой.
Но вначале необходимо высказать самое общее отношение к проблеме образа жизни. На протяжении примерно 15 лет (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) это была одна из центральных проблем отечественной социологии, ее изучению посвящались десятки монографий и тысячи статей. Однако с такой же внезапностью, с какой проблематика образа жизни актуализировалась, она вдруг сошла с журнальных полос. Перестали, естественно, выходить и книги на эту тему.
«Ларчик» открыть было несложно: большинство исследований имело явно выраженный идеологизированный характер, в них шла речь не столько о реальных проблемах и противоречиях образа жизни в нашей стране, сколько подчеркивались особенности и преимущества социалистического образа жизни над буржуазным. Сам же способ жизневыра-жения личности в советском обществе показывался с сугубо позитивных и оптимистических позиций. Поскольку ситуация в стране в 1990-х гг. резко изменилась, последовал проблемный «откат». Именно так сложилась судьба исследований образа жизни в нашей стране.
Насколько это было оправданно? На такой вопрос ответить не просто, но, скорее всего, в ряде проблемных «полей» вместе с водой из ванны вы-
Глава 26. Образ жизни личности
плеснули и ребенка. Можно и нужно было отказаться от понятия «социалистический образ жизни» как насквозь идеологизированного, но чем помешало абсолютно нейтральное понятие образа жизни личности?
В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным на «круглом сюле» редакции журнала «Социологические исследования»1 о том, что «в социологии накопилось немало терминов, которые вышли из употребления и не "работают" ("образ жизни", "соревнование", "контрпропаганда" и т.д.)». Не вдаваясь в дискуссию, отметим справедливость этого суждения в отношении последнего термина, отчасти — соревнования (только как социалистического), но следует подвергнуть сомнению корректность такого утверждения применительно к понятию «образ жизни».
Познавательные возможности понятия «образ жизни»
Что дает категория «образ жизни» для более глубокого знания личности на уровне ее социологического анализа? Во-первых, благодаря этой категории появляется возможность комплексного изучения личности. Оно касается как единства условий жизни, состояния сознания, форм и видов деятельности, так и представления о целостности и взаимосвязанности самой деятельности, точнее, способа ее осуществления.
Во-вторых, использование понятия образа жизни личности дает возможность расширить ее изучение за счет анализа участия личности в производстве, детерминирующем деятельность любого вида. Речь, стало быть, идет о производственно-трудовой основе образа жизни. Целесообразно отметить в этой связи, что К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым рассматривать способ производства «не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами»2. Есть основания считать, что в данном контексте способ производства следует толковать не в традиционном для марксизма смысле (единство и связь производительных сил и производственных отношений), а как способ деятельности личности в сфере производства.
В-третьих, благодаря такому подходу, включающему в анализ рассмотрение способа деятельности человека в сфере производства, возникает возможность изучения влияния образа жизни на личность: какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. Перефразируя изве-
^ См. Социологические исследования. 1996 № 9 С 4 2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 3 С 19.
Раздел V Личность
стный афоризм, можно выразиться так: «Скажите мне, каков ваш образ жизни, и я скажу, кто вы как личность». ПереЕЮдя афоризм на язык социологии, следует отметить, что наиболее полное знание о личности можно получить, изучая ее образ жизни.
Изучение образа жизни личности и социальной группы
Возникает вопрос: как это делать? Ведь социология не исследует обособленного индивида, ее интересует типическое в массовом сознании и поведении. Можно ли в таком случае претендовать на изучение личности? Ответ на поставленный вопрос будет только положительным.
Прежде всего, это позволяет выявить специфику образа жизни личности, выступающего как определенный синтез, единство социально-типического и индивидуально-неповторимого в способе деятельности человека. Далее, изучая социальный объект как совокупность людей, имеющих ряд общих признаков (демографического, профессионального, образовательного или иного характера), всегда можно выделить в составе этой совокупности группы, отличающиеся какими-либо доминантами— ценностными ориентациями, формами поведения, видами деятельности. Эти группы в рамках изучаемого объекта представляют собой своего рода типизированные личности.
Вот пример такого исследования. Изучая в конце 1970-х гг. образ жизни учительства, мы обнаружили следующие его типы (критерий — ведущие ценностные ориентации педагогов): 1) с выраженной доминантой производственно-трудовых ориентации; 2) с явно выраженной доминантой семейно-бытовых ориентации; 3) с доминантой досуговых ориентации; 4) с рядоположенными, но не связанными между собой ценностными ориентациями на профессионально-педагогическую, се-мейно-бытовую и досуговую деятельность; 5) с разносторонней структурой основных ценностных ориентации, характеризуемой их взаимосвязью.
Исследование показало, что наиболее распространены первый, второй и четвертый типы образа жизни, наименее — пятый. Было, в частности, обнаружено, что треть учителей ориентируется исключительно на деятельность, связанную со школой. Эти данные подтвердились в ходе анализа реального поведения педагогов. Про таких учителей иногда говорят, что они днюют и почуют в школе. Сейчас не обсуждается вопрос, хорошо это или не очень, хотя точки зрения на этот счет различны. Руководство органов образования и школ в массе своей считает, что таких учителей надо ставить всем в пример, а их фотографии вывешивать на доски почета. Еще бы: когда учитель превращается в пастуха или наседку, постоянно находится около школь-
Глава 26 Образ жизни личности
пиков, как-то спокойнее па душе и меньше шансов, что они что-нибудь «учудят». Однако с точки зрения общественной потребности в постоянно работающих над собой педагогах такой образ жизни «днюющих и ночующих» в школе — атавизм, от которого нужно как можно быстрее освободиться.
В конце 1980-х гг. было проведено повторное исследование, которое охватило не только школьных педагогов, но и преподавателей профессионально- юхнических училищ. Оно показало значительное (поч i и двукратное) сокращение удельно] о веса учителей, репрезентирующих первый тип образа жизни и некоторое увеличение учителей, oiносящихся ко второму, третьему и четвертому (без изменения остался пятый тип). Образ жизни педагогов стал меняться в сторону увеличения внимания к собственной личной жизни, самообразованию, повышению квалификации.
Почему это произошло? Прежде всего потому, что изменились социальные условия, возросли требования общества к образовательному процессу и педагогической деятельности. Изменилось сознание педагогов, которые начали понимать необходимость интенсивной работы над собой в новых условиях.
Образ жизни как социологическое понятие
Что же такое образ жизни как социологическое понятие? В самом общем виде его можно рассматривать как способ деятельности людей, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов их бытия. Субьекюв образа жизни существует множество (личность, социальная группа, город, село и т.д.), но главный среди них — личность, поч ому что именно ее образ жизни составляет содержание, если угодно, «начинку» любого другого.
Основным в понимании образа жизни и его изучении в социологии является деятельности ы й п о д х о д. Это значит, что главное внимание уделяется сущностпо-содсржательным характеристикам способа деятельности, а не чертам, свойствам и качествам личности. Но при этом нужно иметь в виду, что последние формируются под влиянием как раз способа деятельности (еще раз вспомним: какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами). Если человек ведет активно-дея-телыюстный образ жизни, основанный на широких взаимодействиях с другими людьми и на производстве, и в социально-политической области, и в образовании, и в семейно-бытовой сфере, и в свободное время, то под ei о влиянием, несомненно, будут формироваться соответствующие черт ы личности: активность, энергичность, инициативность, деловитость, предприимчивость, общительность и др.
Раздел V. Личность
Выше были рассмотрены типы образа жизни, а еще ранее, в главе 23, типы личности. Конечно, типология личности существенно отличается от типологии образа жизни. Ведь он характеризует способ деятельности не только личности, но и различных социальных групп, общностей. Субъектом образа жизни может выступать тип поселения (город или село). Поэтому полностью совмещать категории образа жизни и личности, их типы нельзя.
Однако благодаря образу жизни социологический анализ личности получает более широкие перспективы. Они становятся заметными и в том случае, когда речь идет об изучении социальных отношений личности и общества, его структур. Нельзя забывать, что личность интегрирует в своей деятельности социальные отношения, «пропускает» их через себя, прежде всего вследствие того, что создает определенные системы социальных связей и взаимодействий. Личностное отношение к миру, окружающей среде — это то же общественное отношение, преломленное на индивидуальном уровне, в структуре образа жизни.
§ 2. Структура образа жизни
Трехэлементная структура
Для анализа структуры образа жизни наибольшее значение имеет знание трех ее элементов: условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга, образования и др.); потребностей, интересов и ценностных ориентации личности; форм и видов деятельности и поведения.
Среди последних важно выделять основные, определяющие или, как часто говорят в социологии, доминантные. Это могут быть профессиональный и любительский труд, общественная деятельность и бытовая занятость, образование, культурное участие, досуг.
Многие социологи США, Франции, ФРГ и других развитых стран часто сводят образ жизни к деятельности и поведению человека, исключив профессиональный труд. При этом производственная сфера и ее содержание — трудовая деятельность — изначально характеризуются как элементарно необходимая предпосылка образа жизни человека, специальное рассмотрение которой геряет свой смысл вследствие одинаковости, общности ее воздействия на любую личность.
Иная традиция сложилась в отечественной социологии, для которой деятельность на производстве — не просто предпосылка, а важнейший компонент образа жизни человека. Без ее учета нельзя получить целостной картины способа деятельности. В значительной мере это обусловлено тем, что влияние профессионально-трудовой дея-
Глава 26 Образ жизни личности
тельности на жизнь человека глубоко дифференцированно и способно существенно изменить образ его бытия.
В этой связи заслуживает внимания отношение различных людей к своей профессиональной деятельности как элементу образа жизни. Возможно, в условиях развитых стран Запада данная проблема и не стоит как одна из наиболее значимых и для личности, и для общества. По крайней мерс, в работах западных социологов ей не уделяется специального внимания.
Между тем фактор отношения индивида к собственному труду в наших условиях приобретает подчас решающее значение. Ибо от того, как человек относится к своему труду, воспринимает его содержание и характер, результаты и последствия, в большой степени зависят его мироощущение, социальное самочувствие да, наконец, и сам реальный (а не только психологически воспринимаемый) образ жизни.
Эти же рассуждения вполне уместны, когда речь заходит о категориях людей, не включенных в процесс профессионального труда: об учащихся школ, студентах, пенсионерах, не работающих в общественном производстве (занятых домашним трудом) женщинах и т.д. Только здесь место доминанты труда может быть заменено иной формой занятости — учебой, бытовой деятельностью, общественной работой и др.
Особо стоит вопрос об основной форме деятельности и в этой связи о специфике образа жизни безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, бомжей и некоторых других. В социологическом плане все эти очень разные группы людей изучены крайне недостаточно. Здесь они оказались объединены только на том основании, что производственный труд как основная форма деятельности отсутствует в их образе жизни, вследствие чего сам он оказывается «не как у других людей».
Между тем причины такого явления весьма различны, а иногда просто диаметрально противоположны. Одни не могут найти работу (безработные), другие не хотят ее искать (бомжи), у третьих сложности с трудоустройством сопряжены с поиском места жительства (беженцы и вынужденные переселенцы). По существу, все эти группы характеризуются маргинальным образом жизни, он же является следствием одной главной причины — отсутствия в структуре способа деятельности производственного труда как основной его составляющей, оказывающей решающее влияние на все стороны индивидуального бытия.
Сегодня наличие многочисленных групп с маргинальным образом жизни не может не вызывать беспокойства общества, государства, его различных структур. Во-первых, численность этих групп составляет, по приблизительным подсчетам, порядка 12—14 млн человек, или 9—10% общего населения страны. Во-вторых, в ближайшие годы эта цифра бу-
Раздел V. Личность
дет, скорее всего, расти в связи с прогнозируемым увеличением безработицы, усиливающейся из-за стремления русскоязычного населения многих стран СНГ (равно как и «горячих точек» на Северном Кавказе) переехать в Россию. В-третьих, проблемы образа жизни маргинальных групп оказываются все больше не только их собственными, но затрагивают интересы, в том числе и материальные, остальных жителей страны (растущая часть собираемых с населения налогов идет на решение вопросов жизнеустройства этих групп).
Вернемся к «нормальным», типичным социальным общностям, в образе жизни которых дос га точно рельефно представлены основные, наиболее распространенные формы и виды деятельности. Наши исследования показали, что существуют ведущие, лейтмотивные связи между ними, характерные для способов деятельности различных групп людей. Для одних это может быть связь труда и бытовой деятельности, для других — труда и учебы, для третьих — быта и досуга и т.д.
Соотношение трудовой и досуговой деятельности
В соответствии с исследованиями, проведенными нами в 1980—1990-х гг., среди различных групп занятого в общественном производстве населения — рабочих, инженерно-технических работников, учителей школ, педагогов профтехучилищ и др., наиболее характерной, /детерминирующей их образ жизни связью является соотношение профессионально-трудовой и досуговой (осуществляемой в свободное время) деятельности. Содержание и характер этой связи во многом обусловливают специфику образа жизни и даже позволяют вывести его определенные типы. При этом следует учитывать не только место, объективно занимаемое трудом и досугом, их соотношение между собой в структуре образа жизни человека, но и интерес последнего к ним, ценностные ориентации личности на профессионально-трудовую и досуговую деятельность, т.е. момент субъективный.
Почему именно соотношение трудовой и досуговой деятельности составляет основу, «скелет» образа жизни? И в той и в другой реализуются наиболее глубокие, сущностные потребности человека. И та и другая выступают главным пространством его развития. Обе они в совокупности занимают более половины времени жизни человека, включенного в систему профессиональной деятельности.
Даже полярность труда и досуга оказывается построенной на своеобразном принципе «дополнительности». Если в трудовой деятельности господствует фактор непреложности обязанностей, функций, последовательности действий, строгой нормативности поведения, т.е. степень свободы выбора относительно невысока, то в досуговой дея-
Глава 26 Образ жизни личности
телыюсти выбор варианта поведения максимально свободный. Да и функции досуговой деятельности — отдых, развлечение, разрядка, развитие, характеризующие ее как самоценность, как фактор преимущественно личностный, существенно дополняют функции труда, имеющего и личное, и общественное предназначение.
Что касается третьей основной формы деятельности в структуре образа жизни личности, включенной в общественное производство, — бытовой, то она также оказывается достаточно значимой для человека, хотя и не играет такой существенной роли в способе его бытия, какая принадлежит труду и досугу. Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, что и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С друтй стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой, нежели всякой иной де-ягельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом.
Итак, была представлена структура образа жизни, выступающая как расчлененность, дифферепцировашюсть способа деятельности на отдельные элементы (формы деятельности) при наличии глубокой внутренней связи между ними. Фундаментом этой структуры является выделение в бытии человека основных видов производственной и внепроизводственной деятельности, выступающее объективной необходимостью обеспечения условий существования индивида, удовлетворения его разнообразных потребностей. При этом рассматривался образ жизни человека, включенного в общественное производство, что означает наличие в качестве основы способа деятельности профессионально-трудового начала.
С таким лее успехом может быть охарактеризован образ жизни человека, включенного не в общественное производство, а, скажем, в образовательную деятельность, являющуюся для этого индивида основной. К примеру, образ жизни студента. В этом случае основными формами его деятельности в структуре образа жизни будут образовательная, досуговая, бытовая.
При таком подходе к структуре образа жизни немаловажное значение приобретает вопрос о субъективном отношении к тем или иным формам и видам деятельности со стороны индивида и социологическом изучении этого отношения. Понятно, что объективно для студента ведущую роль должна играть образовательная деятельность, но его основные жизненные интересы в студенческие годы (либо в какую-то часть этого периода)
Раздел V Личность
могут быть связаны со спортом, развлечениями, художественным творчеством, иными видами досуговой деятельности; во время создания семьи доминантой его образа жизни могут стать те или иные виды семей-но-бытовой деятельности. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов получающую вес более широкое распространение в последние годы практику трудоустройства в период получения образования, что имеет для студентов не только значение материальной «подпорки» образа жизни, но и становится основой будущей профессиональной занятости.
Постановка этого вопроса и его изучение имеют немалое практическое значение, прежде всего с точки зрения создания для личности определенных благоприятных условий самореализации в основной сфере деятельности.
Уровень жизни
Социологический анализ структуры образа жизни может быть связан с рассмотрением таких его элементов, как уровень жизни, качеств о жизни, стиль жизни. Применительно к личности уровень жизни характеризует ее материальное и духовное потребление. Его показателями служат величина душевого дохода, количество и качество потребляемых человеком благ и услур, реализующих потребности индивида в питании, одежде, жилище, поддержании здоровья, удовлетворении иных материальных и духовных запросов.
Будучи категорией больше экономической, чем социологической, уровень жизни тем не менее является крайне важным показателем (или системой показателей, что точнее) образа жизни индивида. Отсутствие необходимых средств, жилищно-бытовых и культурных условий не позволит вести полноценный образ жизни, удовлетворять основные материальные, духовные, нравственные, эстетические, физические потребности. В этом смысле способ деятельности индивида зависит от наличного, достигнутого им состояния уровня жизни.
Связь между способом деятельности и уровнем жизни нельзя недооценивать, но вместе с тем не следует и переоценивать, иначе можно впасть в крайность: считать, что все в жизнедеятельности человека зависит только о г уровня материального благосостояния. Тогда придется признать, что чем выше уровень жизни, тем многообразнее, полнее и насыщеннее образ жизни (чего на самом деле в жестком виде в каждом конкретном случае не существует). Если встать на такую точку зрения, то невозможно будет объяснить, почему многие богатые люди, в том числе и в России (особенно среди так называемых «новых русских»), ведут, мягко говоря, очень «бедный» в духовном и нравственном плане образ жизни. Поэтому правильнее утверждать, что чем сильнее в общест-
Глава 26. Образ жизни личности 487
ее выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого человека. Именно в форме тенденции и может существовать зависимость между уровнем жизни и способом деятельности.
Качество жизни
Еще одно важное понятие, характеризующее структуру образа жизни, — качество жизни. Если уровень жизни дает представление о количественных характеристиках способа деятельности, то качество жизни, как это следует из самого термина, — о сущностно-содержательных. К показателям качества жизни человека относятся: характер и содержание его труда, качество жилой и окружающей среды, ее экологическое состояние, степень комфортности производственной и внепроизводственной жизни, мера реализации, воплощения в способе деятельности личности имеющегося социального (индивидуального) идеала и др.
В западной социологии понятие качества жизни часто используется для характеристики образа жизни не только личности, но и социальных общностей, даже общества в целом. В этом отношении понятие качества жизни особенно активно употребляется для характеристики окружающей среды, в целом экологической ситуации в обществе. Такой подход присущ прежде всего американским социологам. В отличие от них, ученые ФРГ делают акцент на более широком понимании качества жизни, включающем также уровень свободы, социальной справедливости, ощущения счастья.
Следовательно, есть все основания считать, что качество жизни, являясь понятием, отражающим способ деятельности прежде всего человека и конкретной социальной группы, вместе с тем характеризует состояние общества — его экономической, политической, экологической, правовой среды, удовлетворяющей основные потребности индивидов. Рассматриваемое понятие включает в себя и национальное равноправие, и производственную и политическую демократию, и качество социокультурной среды.
Стиль жизни
Наконец, следует рассмотреть еще одно понятие, названное среди относящихся к структуре образа жизни, — стиль жизни. Оно используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Сгпиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения.
Раздел V. Личность
Можно выделить несколько типов стиля жизни, например: актив-но-деятельностный, творческий, потребительский. Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо.
О стиле жизни человека часто судят по внешним признакам его способа деятельности: как устроен бьп данного индивида, каков режим его труда и отдыха, как он организует свое рабочее и свободное время, как тратит деньги, что собой представляют его увле