Показатели эффективности инноваций

К инновациям на железнодорожном транспорте относятся созда­ние, производство и применение новых, реконструкция или модер­низация существующих средств труда (подвижного состава, обору­дования, путевых машин, сооружений, передаточных устройств и др.), предметов труда (материалов, топлива, энергии) и потребле­ния (продукции для удовлетворения потребностей населения), тех­нологических процессов, способов и методов организации произ­водства, труда и управления.

Инновации должны обеспечивать выпуск продукции (освоение объема перевозок, выполнение работ, например, по ремонту под­вижного состава, пути, машин и механизмов, оказание услуг пасса­жирам и т.п.), наиболее полно и качественно удовлетворяющей потребности народного хозяйства и населения; способствовать дости­жению наивысшего технико-экономического уровня производства, решению социальных, экологических и других важнейших задач развития железнодорожного транспорта.

Главным экономическим показателем работы предприятий в ус­ловиях рыночной экономики является прибыль, рост которой обес­печивается как увеличением объема и улучшением качества продук­ции (перевозок), так и сокращением эксплуатационных расходов. Это определяет значение совершенствования техники и технологии про­изводства, ускорения научно-технического прогресса, являющихся основными путями снижения себестоимости и улучшения качества промышленной продукции и перевозок (работ, услуг) на железно­дорожном транспорте.

Новые условия хозяйствования требуют изменения и методов расчета экономической эффективности мероприятий научно-техни­ческого прогресса, а функционирование совместных с зарубежны­ми странами хозрасчетных объединений и предприятий - приведения принципов методических рекомендаций в соответствие с мето­дами экономических расчетов, применяемыми в мировой практике.

Главным показателем экономического эффекта по новым мето­дическим рекомендациям является превышение стоимостной оценки результатов осуществления инновационных мероприятий за рас­четный период (доходов) над стоимостной оценкой затрат ресурсов за тот же период.

«Эффект» и «эффективность» - разные понятия. Экономичес­кий эффект - это результат труда человека в процессе производ­ства материальных благ (количество выпущенной продукции, при­рост вновь созданной стоимости в народном хозяйстве).

Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятель­ность человека. Для более полной ее характеристики важно знать, с какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся резуль­тат. Одинаковые затраты труда могут дать разный эффект и, наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затрата­ми труда. Цель общественного производства - получение больше­го эффекта с наименьшими трудовыми, материальными и денежными затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект - с другой абсолютной величиной - затратами. Такое сопоставление дает относительную величину - эффективность.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам че­ловеческой детальности, и его оценка не всегда может быть произ­ведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результа­тов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.

Результат управленческого труда имеет не только экономичес­кий, но и социальный эффект. Что же касается затрат, то они пред­ставляют собой живой и овеществленный управленческий труд.

Для определения экономического эффекта от управленческого тру­да используют различные способы: по показателям предприятия, орга­низации и функционированию труда управленческого персонала; по объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принима­емых решений; по выполнению функций управленческих звеньев.

К показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, относятся:

- снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

- сокращение управленческого персонала;

- сокращение сроков обработки информации;

- сокращение потерь рабочего времени управленческого персо­нала за счет улучшения организации труда, механизации и автома­тизации трудоемких операций в сфере управления;

- повышение квалификации управленческого персонала, качества работы, улучшение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления и др.

Годовой экономический эффект от реализации инноваций опреде­ляется по формуле:

, (7.1)

где: - годовой экономический эффект от реализации инноваций, руб.; - стоимостная оценка результатов от реализации инновационных ме­роприятий, руб.; - суммарные годовые затраты на внедрение инноваций, руб.; - количество выполняемых работ, в результате которых получена эко­номия; - коэффициент приведения (дисконтирования) разновременных затрат и результатов к одному моменту времени - определяется по формуле:

, (7.2)

где: - норматив приведения разновременных затрат и результатов, числен­но равный коэффициенту эффективности капитальных вложений ( = 0,1); t - количество лет, отделяющих затраты и результаты данного года от рас­четного года.

В качестве расчетного года принимается наиболее ранний из всех рассматриваемых вариантов инноваций календарный год, предше­ствующий началу выпуска продукции (организации перевозок и т.п.) или использованию новой технологии, новых методов организации труда или управления.

Если затраты осуществляются до начала расчетного года, их умно­жают на коэффициент приведения ,а если после расчетного года - делят на него.

определяется по формуле:

, (7.3)

где: - стоимостная оценка основных результатов от реализации иннова­ций в году t; - стоимостная оценка сопутствующих результатов от реализации ин­новаций в году t; - начальный год расчетного периода; - конечный год расчетного периода; - коэффициент приведения к расчетному году.

В качестве начального года расчетного периода принимается год начала финансирования по осуществлению инноваций, включая проведение научных исследований.

Конечный год расчетного периода определяется моментом завер­шения жизненного цикла инновации, включающего в себя разработ­ку, освоение, серийное производство, а также использование резуль­татов реализации инноваций на предприятиях железнодорожного транспорта, или плановыми (нормативными) сроками обновления продукции по условиям ее производства и применения, или срока­ми службы средств труда с учетом морального старения.

Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает в себя дополнительные экономические результаты, получаемые в других отраслях народного хозяйства, а также экономические оценки со­циальных и экологических последствий реализации инноваций на железнодорожном транспорте.

Стоимостная оценка затрат на реализацию инноваций за расчет­ный период определяется по формуле:

, (7.4)

где: - стоимостная оценка затрат при производстве продукции, услуг за расчетный период; - стоимостная оценка затрат при использовании продукции, услуг (без учета затрат на их приобретение) за расчетный период.

Затраты при производстве (использовании) продукции рассчи­тываются единообразно:

, (7.5)

где: - текущие издержки при производстве (использовании) продукции в году t (без учета амортизации на реновацию); - единовременные затраты при производстве (использовании) продук­ции в году t; - остаточная стоимость (ликвидное сальдо) основных фондов, выбыва­ющих в году t; - коэффициент приведения к расчетному году.

Экономическая эффективность от реализации инноваций (в рас­чете за год) определяется по формуле:

, (7.6)

где: - показатель экономической эффективности инноваций; - годовой экономический эффект от реализации инноваций, руб.; - суммарные годовые затраты, связанные с внедрением инноваций, руб.

Срок окупаемости инвестиций, вложенных в реализацию иннова­ций, рассчитывается по формуле:

, (7.7)

где: - срок окупаемости инвестиций, год; - инвестиции в реализацию инноваций, руб.; - прибыль годовая от реализации инноваций, руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: