Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Подходы к определению менеджмента




 
 

Наиболее часто используемые при определении менеджмента подходы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Наиболее важные подходы к определению понятия «менеджмент»

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс менеджмента предполагает выполнения функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Часто менеджмент отождествляют с категорий людей (менеджерами), работа которых состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они составляют орган (аппарат) управления.

В конце 19 – начале 20 в. менеджмент выделился в самостоятельную область знания (науку), имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-экономические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней или внутренней среды. Люди - главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

В современных условиях понятие «менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности.

Несмотря на то, что значение русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно – следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

- ориентация на человека;

- ориентация на потребителя;

- полная ориентация на рынок;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.




В соответствии с этим можно выделить задачи менеджмента:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой зарплаты;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений;

- определение конкретных целей развития организации;

- разработка стратегии развития организации и т.д.;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения и т.д.

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы современного менеджмента:

1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения полномочий, при принятии управленческих решений.

2. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении

3. принцип научной обоснованности управления

4. принцип плановости

5. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

6. принцип мотивации

7. принцип демократизации управления.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).

Менеджер -это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.



Особенности управленческого труда:

1. труд менеджера носит преимущественно умственный и творческий характер.

2. у менеджеров особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают различные решения.

3. результат деятельности менеджеров оценивается по достижению поставленных целей.

В соответствии с современной системой взглядов на менеджмент суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций (видов деятельности), среди которых выделяют следующие:

1. Стратегическая. Устанавливает на основе анализа цели организации, координирует процесс разработки стратегии и составления планов.

2. Экспертно-инновационная. При ее реализации менеджер направляет разработку и внедрение новых видов продукции, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею.

3. Административная.

- контрольная подфункция. Оценка промежуточных и конечных результатов и проведение необходимой корректировки.

- организационная подфункция. Создание необходимых условий деятельности.

- направляющая подфункция. Координация непосредственной работы людей.

- кадровая подфункция. Организация подбора, ориентации, обучения и развития персонала.

- стимулирующая подфункция. Предполагает действия, направленные на убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу и наказание.

4. Коммуникационная. Проведение совещаний, прием посетителей, распределение информации, проведение переговоров, деловое представительство.

5. Социальная. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает существующие традиции и создает новые.

Американский теоретик в области менеджмента Г. Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления менеджеры принимают на себя в разной степени.

Роли менеджера:

1. межличностные роли:

- «главный руководитель»;

- «лидер»;

- «связующее звено»;

2. информационные роли:

- «приемник информации»;

- «распространитель информации»;

- «представитель»;

3. роли, связанные с принятием решений:

- «предприниматель» (поиск возможностей, новаторство);

- «устраняющий нарушения»;

- «распределитель ресурсов»;

- «ведущий переговоры».

Классификация ролей менеджера дает представление о работе руководителя.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организациям, появилось в конце 50-х годов. Современные изменения во внешнем мире заставляют менеджеров обратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.

Внешняя среда косвенного воздействия
  Внешняя среда прямого воздействия  
Политика Правовые факторы Физико-географические факторы Акционеры Поставщики Торговые организации Профсоюзы Внутренняя среда организации: цели структура ресурсы организационная культура Потребители Конкуренты Местные сообщества Экономика Социально-культурные факторы Технология
  Правительственные органы  
         

Рисунок 2 – Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внешняя среда организации - совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

Внешняя среда прямого воздействия - это все организации и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач.

Внешняя среда косвенного воздействия - это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения принимаемые ее менеджментом. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и другим факторам и переменным.

Свойства внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды;

- сложность внешней среды;

- подвижность внешней среды;

- неопределенность внешней среды.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Особое место здесь занимает организационная культура, человеческие ресурсы, цели и организационная структура.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем заключаются экономические основы менеджмента?

2. В чем различие управления и менеджмента?

3. Раскройте понятие менеджмента как типа рыночного управления.

4. Охарактеризуйте менеджмент как науку и искусство.

5. Раскройте цели и задачи современного менеджмента.

6. Принципы менеджмента.

7. Охарактеризуйте основные функции менеджмента.

8. Роль менеджера в организации.

9. Факторы внешней среды организации и их влияние на управление.

10. Факторы внутренней среды организации и их влияние на управление.

Литература: [4, с.10-25], [6, с.13-27], [7, с.10-19], [8, с.8-11, 48-55, 75-79]

ТЕМА 2 ¾ Развитие взглядов на менеджмент

История возникновения и развития управления насчитывает около 7 тысячелетий и 5 управленческих революций.

Первая революция – 5-ое тысячелетие до н.э. в Шумере зародилась письменность, что привело к образованию слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями, ведущие деловую переписку, коммерческие расчеты и т.д. Первую управленческую революцию называют религиозно-коммерческой.

Вторая революция– деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1790-1750 г до н.э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за работу. Это была "светско-административная" революция.

Третья революция -"производственно-строительная", была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства (600 г. до н.э.).

Четвертая революция (XVII в) – зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Результат: отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления.

Пятая революция (конец XIХв. - начало ХХв.) - "бюрократическая". Результат: формирование крупных иерархических структур; разделение управленческого труда: введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственностей менеджеров.

Основное свое развитие менеджмент как наука получил в 20 веке, когда появились и развивались четыре школы менеджмента и три научных подхода.

Таблица 1 – Эволюция управленческой мысли

Основные направления научной мысли – школы и подходы Временной период
20-е годы CC в. 30-е годы CC в. 40-е годы CC в. 50-е годы CC в. 60-е годы CC в. 70-е годы CC в. Наст. время
Школа научного управления                
Классическая (административная) школа                
Школа человеческих отношений                
Школа поведенческих наук                
Количествен- ная школа                
Процессный подход                
Системный подход                
Ситуационный подход и новые подходы                

Школа научного управления (кон. XIXв. ¾ 20-е гг. XXв.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения научных способов выполнения задачи.

2. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

3. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

4. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Основоположник: Фредерик Тейлор(1856–1915г.г.) "Принципы научного управления" (1911 г.) Другими представителями данной школы являются: Ф. и Л.Гилбрет, Г.Эммерсон, Г.Форд.

Основные принципы научного управления:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

2. Абсолютное следование разработанным стандартам.

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.

4. Оплата по результатам труда.

5. Использование функциональных менеджеров: осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Классическая школа управления(1920 ¾ 1950 гг.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Развитие принципов управления

2. Описание функций управления

3. Систематизированный подход управления всей организацией.

Основоположник: Анри Файоль (1841-1925). В 1916 году вышла его книга «Общее и промышленное управление».

Заслуга Файоля в том, что он выделил управление как самостоятельный вид деятельности. Деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

Файоль разработал 14 принципов управления, от которых зависит успех организации: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личностных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.





Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 864; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8613 - | 6807 - или читать все...

Читайте также:

  1. Emic” и “etic” подходы в этнопсихологии. Примеры их реализации
  2. Американская модель менеджмента
  3. Анализ результатов самооценки менеджмента ГУП Оренбургской области «Саракташский лесхоз»
  4. АСПЕКТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА
  5. Базовые концепции финансового менеджмента
  6. Базовые концепции финансового менеджмента – 2
  7. Базовые концепции финансового менеджмента. Финансовый менеджмент как наука должен иметь в своей основе базовые теоретические положения, позволяющие понять его суть
  8. Библиографический список. 1. Агафонова И. П. Концепция построения системы риск-менеджмента при реализации инновационного проекта // Управление риском
  9. Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории
  10. Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку
  11. Биологические подходы
  12. Биологические подходы к возникновению и поддержанию панического расстройства


 

54.234.75.144 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.