Правовые нормы, регулирующие отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию в пределах государственных стандартов и некоторые другие отношения, а также связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, в совокупности образуют самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физические лица, в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
|
|
К государственным органам, выступающим в качестве второго субъекта в данных отношениях от имени государства, относят: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы муниципальной власти и некоторые другие органы (органы министерств обороны, внутренних дел, прокуратуры, УИС).
После выведения средств социального страхования из сферы управления профсоюзов (т.е., образования Фонда социального страхования РФ), они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранены функции общественного контроля над правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.
Однако профсоюзы могут участвовать в качестве субъектов в отношениях по распределению профсоюзных (общероссийских, региональных, территориальных) фондов страхования своих членов на случай наступления определенных обстоятельств, фондов социальной поддержки своих членов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и прочих.
Сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе.
|
|
Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и прочих) в предмет права социального обеспечения не входят.
Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990г. Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений, в 1992г. - Фонда социального страхования РФ. В 1993г. были образованы Государственный фонд занятости населения РФ, его региональные и местные отделения, фонды обязательного медицинского страхования.
Средства названных фондов формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и обязанных уплачивать страховые взносы; страховых взносов иных категорий занятых граждан; ассигнований из бюджета РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств; добровольных взносов физических и юридических лиц; прочих доходов.
Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.
Ставки страховых взносов плательщиков устанавливаются Федеральными законами.
Размеры страховых взносов работодателей рассчитываются в процентном отношении от выплат, начисленных работникам по всем основаниям.
Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить непосредственно отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относят: отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; отношения по оказанию денежной и натуральной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных стандартов; отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования и пр.
В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией непосредственно распределительных отношений. Это отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения.
Процедурные отношения могут:
- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
- существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности);
- приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
По субъектному составу процедурные отношения не отличаются от материальных: одной стороной является физическое лицо, другой – государственный орган. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими органами: медико-санитарными экспертными комиссиями (МСЭК) - в связи с определением инвалидности; различными видами лечебных учреждений - при признании временной нетрудоспособности; органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти; органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении; архивными учреждениями и другими государственными органами.
|
|
Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими органами: комиссиями по назначению государственных пенсий органов министерства труда и социального развития; лечебными учреждениями; органами народного образования и пр. Эти отношения могут возникать и на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения. При несогласии с его решением спор рассматривается в судебном порядке.
Отсутствие процессуальных норм в праве социального обеспечения является пробелом законодательства, а не подтверждением отсутствия процессуальных отношений в сфере социального обеспечения.
Многими учеными-юристами высказывается точка зрения о необходимости создания специализированных судов для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Если это предложение получит законодательное воплощение, то появятся процессуальные нормы, а отношения по разрешению дел в этих судах и обжалованию их решений войдут в предмет права социального обеспечения в качестве процессуальных отношений.
Как было отмечено выше, предмет науки права социального обеспечения шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.