Сущность и система показателей качества продукции

Качество продукции — совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции явля­ется основным фактором достижения ее конкурентоспособности, рис.32.

 
 


Рисунок 32- Место качества продукции среди факторов конкурентоспособности

С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует разли­чать понятия "качество" и "полезный эффект". Качество — потенциальная способность товара удовле­творять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность то­вара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составля­ет 40—70% его потенциальной способности, т. е. потребительские свойства используются на 40—70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования потребительских свойств, так как в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Эконо­мически целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции маши­ностроения, является величина, находящаяся в пределах 70-90%.

К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей:

• назначения;

•надежности (безотказности; долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

•экологичности;

• эргономичности;

• технологичности;

• эстетичности;

• стандартизации и унификации

• патентно-правовые;

• безопасности применения

• сертификационные.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества продукции являет­ся:

— законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

— гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

— создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.;

— развитие интеграции по стадиям жизненного цикла продукции;

— развитие аудита качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: