double arrow

Объект налогообложения


Вмененный доход налогоплательщика ( ст. 346.29 НК РФ)

Основными понятиями ЕНВД являются (ст. 346.27 НК РФ):

· вмененный доход– потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

· базовая доходность– условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

· корректирующие коэффициентыбазовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

– К1, устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде (в 2010 г. К1 был принят на уровне 1,295);

– К2, корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Налоговая база ( ст. 346.29 НК РФ)

Вмененный доход, рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующий данный вид деятельности.

Базовая доходность в месяц определяется конкретно для каждого вида деятельности.

Например:

Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (руб.)
Оказание бытовых услуг Кол-во работников, включая индивидуального предпринимателя
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы Площадь торгового зала ( в кв. м.)
Общественное питание Площадь обслуживания посетителей (кв.м.)

Коэффициенты:

К1 - корректирующий коэффициент-дефлятор базовой доходности. В 2006 г.был равен 1,132, в 2007 – 1,096г., в 2008- 1,081, в 2009 – 1,148, ; в 2010 - 1,295.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности. Определяется для всех категорий налогоплательщиков субъектами РФ на календарный год и установлен согласно Закона СПб от 28.11.05 № 621-88 по всем видам деятельности.

Налоговая ставка ( ст. 346.31 НК РФ)

15% величины вмененного дохода.




Порядок и сроки уплаты (ст. 346.29,346.32 НК РФ)

Уплата производится не позднее 25 числа первого месяца следующего квартала. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Часть 4. Налоговое планирование

Тема 15. Основы налогового планирования

Сущность, основные принципы, элементы и стадии налогового планирования

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии, представляющая собой процесс использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Основами налогового планирования являются:

· правильное формирование учетной политики предприятия и условий заключения договоров;

· обоснованное и полное использование всех установленных законодательством освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;



· оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, возможности получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;

· учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем этапе планирования.

Различают следующие модели поведения налогоплательщика в области выполнения налоговых обязательств:

1. Уклонение от уплаты налоговосуществляется в виде незаконного использования предприятием или физическим лицом налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов.

2.Обход налогов. Примером подобного поведения может являться ситуация, когда предприятие либо не регистрирует свою деятельность, либо не ведет учет объектов налогообложения.

3. Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4. Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на достижение стоящих перед ними целей не противоречащими законодательству методами.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

· платить минимум из положенного;

· осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

· использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

· использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

· не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Элементы налогового планирования можно представить следующим образом:

· стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств;

· своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря;

· обеспечение состояния бухгалтерского и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Обобщая международный опыт на уровне хозяйствующих субъектов, можно выделить следующие основные стадии налогового планирования:

1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и цели деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица его гражданско-правовой ответственности по обязательствам.

3. Текущее налоговое планирование, включающее:

· использование освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;

· использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение аудита;

· минимизация налоговых обязательств, возникающих при осуществлении предприятием социальной политики;

· планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменений налогового законодательства с целью соответствующего реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли, а также по проблемам инвестирования и аккумулирования средств. Правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.

Пределы налогового планирования

Налоговое планирование – это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, т. е. налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.

Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства.

Методы ограничения налогового планирования со стороны государства (пределы налогового планирования):

· Группа 1. Законодательные ограничения,направленные на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов.

· Группа 2.Административные воздействия,с помощью которых создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. В частности, налоговые органы вправе:

− требовать от налогоплательщиков соблюдения ими налогового законодательства в части своевременной и правильной уплаты налогов; предоставления документов, подтверждающих право на освобождения; объяснений предста­вителя налогоплательщика, налогового агента и свидетелей;

− проводить проверки, в том числе встречные;

− принимать решения о применении санкций за нарушение налоговой дисциплины;

− осуществлять меры административного воздействия, в том числе приостановление операций по счетам;

− прибегать к уголовному преследованию нарушителей налогового законодательства;

− обращать взыскание сумм по налоговой задолженности на имущество плательщика, в том числе на ценные бумаги, суммы дебиторской задолженности и т. д.

Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:

− ограничение сферы применения налоговой минимизации;

− переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;

− доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц – взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы, исходя из этой зависимости, могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными, т. е. недействительными;

− контроль ценообразования для целей налогообложения.

· Группа 3.Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Законодательство РФ признает институт уклонения от уплаты налогов (ст. 198–199 Уголовного кодекса) в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.

Тема 16. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта.

15.1Учетная политика и оптимизация налоговых платежей

Учетная политика предприятия строится на основе статей Закона «О бухгалтерском учете», положений по бухгалтерскому учету и налогового законодательства.

Следует отметить, что и до 2002 г. элементы учетной политики оказывали влияние на уровень налогообложения, а в гл. 21 Налогового кодекса, посвященной НДС, указывалось на необходимость отражать в учетной политике отдельные налоговые моменты.

С 2002 г., в условиях ведения налогового учета, особое значение приобретает учетная политика для целей налогообложения прибыли, которая может либо оформляться отдельным документом, либо включаться самостоятельным разделом в приказ по учетной политике хозяйствующего субъекта. Поэтому в настоящее время как никогда актуально различать бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и учет для целей налогообложения.

Следовательно, составляя приказ по учетной политике, следует учитывать налоговые последствия каждого решения по бухгалтерскому учету и варианты налогового учета по налогу на прибыль.

При формировании учетной политики исходят из следующих основных допущений, которые вытекают из международных стандартов бухгалтерского учета и Закона РФ «О бухгалтерском учете»:

· имущественной обособленности предприятия;

· непрерывности деятельности предприятия;

· последовательности применения учетной политики, причем учетную политику нельзя изменять в течение отчетного года;

· временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

На выбор учетной политики оказывают влияние следующие факторы:

1. Форма собственности и организационно-правовая форма предприятия.

2. Отраслевая принадлежность и вид деятельности.

3. Объем деятельности (продажи, среднесписочная численность работников и др.).

4. Действующее законодательство в области учета и налогообложения.

5. Возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования.

6. Система информационного обеспечения деятельности предприятия.

7. Наличие определенного квалификационного уровня персонала.

8. Цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу.

9. Наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонных факторов, конкуренции и т. д.

Грамотно составленная учетная политика позволяет предприятию вполне обоснованно заниматься текущим налоговым планированием и формировать финансовые результаты его деятельности.

Ниже представлены отдельные пункты учетной политики, определяющие существование различных вариантов налоговых последствий:

· начисление амортизации по основным средствам (налог на имущество, налог на прибыль);

· оценка материальных ресурсов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (налог на прибыль);

· резервы предстоящих расходов и платежей (налог на прибыль);

· метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг (налог на прибыль);

· группировка затрат на прямые и косвенные расходы, списание затрат на производство (налог на прибыль).

15.2 Оптимизация через договор.

15.2.1Договор как первооснова учета и налогообложения

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Порядок установления и изменения сторонами сделки цены договора определяется ст. 421 ГК РФ.

Согласно разъяснению ГНС РФ от 03.08.98 г № 02-4-07\17 под хозяйственным договором понимается договор гражданско-правового характера, заключенный между субъектами предпринимательской деятельности.

Значение договора в учете и налогообложении:

· договор является первоосновой возникновения прав и обязанностей между сторонами в предпринимательской деятельности. Он определяет совокупность условий взаимодействия сторон.

· договор является первичным учетным документом, а следовательно, к нему должны применяться правила бухгалтерского учета по оформлению и хранению документа.

· отсутствие договора рассматривается как отсутствие первичного учетного документа, что согласно ст 120 НК РФ квалифицируется как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, наказываемое штрафом от 5 до 15 тыс. рублей.

· договор является источником экономической информации налоговых органов:

Согласно п.1 ст. 40 НК РФ "для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки";

Договор является предметом юридической квалификации сделки для целей обложения (например, является ли контракт документом, оформляющим посреднические операции, или нет; облагается ли поставляемый товар акцизами или нет, каков источник финансирования затрат по данному договору: себестоимость, финансовые результаты или чистая прибыль и т.д.) При этом, юридическая оценка договора будет основываться не на названии договора, а на его содержании;

Для формирования налоговой политики следует знать:

1. специфику отдельных видов договоров

2. связь между нормами гражданского законодательства по конкретным видам хозяйственных договоров и порядком бухгалтерского учета и налогообложения операций по их исполнению.

15.2.3.Договоры и налоги на прибыль и добавленную стоимость

· Договор и налог на прибыль

При составлении договора либо при ознакомлении с договором необходимо определить следующее:

1) наличие налоговых оговорок в договоре (необходимо помнить, что запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога за других плательщиков)

2) порядок включения в налогооблагаемую прибыль сумм денежных средств и иных материальных ценностей, полученных предприятием по договору

3) ведение раздельного учета по отдельным видам деятельности

4) порядок отнесения затрат на себестоимость при оплате данного договора

5) порядок удержания налога с доходов иностранных организаций

· Договор и налог на добавленную стоимость

При составлении договора сторонам необходимо учитывать следующее:

1) закрепление в стоимости товаров (работ, услуг) суммы НДС;

2) ведение раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ. услуг);

3) отнесение сумм НДС уплаченных на соответствующие счета бухгалтерского учета

4) порядок удержания НДС с иностранных налогоплательщиков

15.2.4.Влияние договорной политики организации на ее налоговые обязательства

Умелая работа с договорами может служить оптимизации налогообложения предприятия и является основным инструментом налогового планирования предприятия.

Изменения, происходящие в законодательстве о налогах и сборах, создают все большую взаимосвязь между нормами налогового и гражданского права. Это означает, что в целом ряде случаев порядок расчета налогооблагаемой базы и сроки уплаты налогов зависят от того, как конкретная хозяйственная операция трактуется гражданским законодательством и , прежде всего, действующим Гражданским кодексом РФ.

В большинстве случаев такие связи прямо установлены НК РФ. Так например:

· Согласно п.2 ст. 38 НК РФ под имуществом для целей налогообложения понимаются объекты гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ

· В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров для целей налогообложения признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу. Право собственности - гражданско-правовое понятие, возникновение и момент перехода которого по сделке относительно конкретного имущества определяется ст. 209,223 ГК РФ

· Согласно п.1 ст.40 НК РФ, если иное специально не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, то есть цена договора. Порядок установления и изменения сторонами сделки цены договора определяется ст. 421 ГК РФ.

Вступившая в силу с 1 января 2001 года вторая часть НК РФ ставит целый ряд своих предписаний в прямую зависимость от вида гражданско-правового договора, которым стороны оформили совершаемые хозяйственные операции. Такие положения, в частности, затрагивают особенности определения налоговых обязательств при:

1) финансировании под уступку денежного требования (договор цессии) (ст. 135 НК РФ)

2) получении дохода на основе договоров поручения, договоров или агентских договоров (ст. 158 НК РФ)

3) договоре простого товарищества (договор о совместной деятельности) (ст. 180 НК РФ)

4) расчетах векселями, то есть новации первоначального обязательства обязательством по векселю (ст. 162, 167 НК РФ)

5) заключении договора коммерческого кредита (ст. 162,167 НК РФ)

6) договоре складского хранения (ст. 167 НК РФ)

В связи с этим организация может влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства с тем, чтобы изменить их налоговые последствия, создав для себя наиболее выгодный режим налогообложения.

Изменение условий хозяйственных договоров с целью достижения финансового результата или определения структуры активов организации называется договорной политикой.

К инструментам договорной политики организации можно отнести выбор контрагента, вида и отдельных условий договора.

15.3Специальные методы налоговой оптимизации.

15.3.1 Метод замены отношений.

Одна и та же хозяйственная цель может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Стороны могут заключать любой договор, содержащий любые условия, если он не противоречит общему смыслу гражданского законодательства. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Любой гражданско-правовой договор содержит существенные условия, которые позволяют отделить данный вид договора от другого. Кроме этого, для каждого договора характерным является его особый порядок исполнения.

Например. Замена посреднического договора (комиссии, поручения ) на договор поставки (подряда, возмездного оказания услуг) с отсрочкой платежа;

Замена договора комиссии по реализации товаров на договор поставки с отсрочкой платежа, замены договора получения купли-продажи ценных бумаг на прямой договор купли-продажи между покупателем и продавцом и одновременно на договор оказания консультационных услуг между покупателем и посредником и т.д. в настоящее время самое распространенное применение. Если полная замена посреднического договора на юридически чистый прочий договор делает цель операции недостижимой, можно применить частичную замену - то есть применить метод разделения.

15.3.2 Метод разделения отношений.

Базируется на методе замены, только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а ее часть. Либо хозяйственная операция разделяется на несколько. Метод применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Например. Разделение операции по реконструкции здания на собственно реконструкцию и капитальный ремонт. Затраты на реконструкцию включаются в стоимость реконструируемых основных средств, а расходы на проведение ремонта относятся на себестоимость продукции;

Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг. В этом случае сумма, уплаченная по договору на оказание информационно - консультационных услуг, единовременно относится на себестоимость продукции (работ. услуг), а НДС, уплаченный продавцу услуг, относится на расчеты с бюджетом. Эффект достигается путем уменьшения стоимости имущества и, соответственно, налог на имущество; в части услуг себестоимость уменьшается единовременно, а не через амортизацию в течение ряда лет.

15.3.3 .Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налога связан с моментом возникновения объекта налогообложения и налоговым периодом. Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения, оффшора и т.п.) позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет , прежде всего, экономить оборотные средства, а в некоторых случаях избежать начисления пени.

15.3.4 Метод прямого сокращения объекта

Самым радикальным способом не платить налоги, как отмечалось выше, является избавление от объекта налогообложения - воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д. Метод прямого сокращения налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Например, это может быть:

· сокращение объекта налогообложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризации. Проведение инвентаризации по инициативе предприятия можно проводить в любой момент согласно приказа МФ РФ № 49 от 13.06.95 г. Устаревшие и несправные средства нужно списать или передать в качестве благотворительных взносов общественным организациям и воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

15.3.5 Метод оффшора

В обычном понимании "оффшор" - это государство или иная юридически обособленная территория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых льгот.

Метод оффшора рассматривает термин "оффшор" значительно шире. Под методом оффшора понимается совокупность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения. Можно выделить несколько категорий способов переноса объекта налогообложения:

15.3.6 Метод льготного предприятия

Данный метод связан с организационно-правовыми особенностями отдельных категорий предприятий, точнее говоря, критериями, позволяющими получить существенные налоговые льготы. Необходимо отметить, что оптимизация налогов при помощи льготного предприятия достаточно широко распространена в России. Можно привести несколько категорий субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на поучение значительных налоговых льгот:

· Предприятие инвалидов. Ставки налога на прибыль понижаются на 50%, если от общего числа их работников инвалиды (кроме инвалидов, работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера_ составляют не менее 50%. Имеются соответствующие льготы по налогу на имущество, единому социальному налогу и другим налогам. Например, если предприятие является общественной организацией инвалидов ( в том числе созданной как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, то оно полностью освобождается от уплаты НДС (кроме посреднической деятельности и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и т.д.), применяют ставку налога на прибыль предприятий, пониженную на 50%; полностью освобождаются от уплаты налога на имущество; освобождается от уплаты единого социального налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

· Субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налог на вмененный доход. Общий порядок исчисления и уплаты установлен Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98г. № 148-ФЗ. С 01.01.2003 регулируется главой 26.1 НК РФ. Конкретный порядок устанавливается актами представительных органов власти субъектов РФ. К положительным моментам следует отнести то, что выручка, полученная индивидуальным предпринимателем и оставшаяся после уплаты единого налог, поступает в его полное распоряжение. Несмотря на то, что субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на уплату единого налога, не освобождаются от обязанностей ведения бухгалтерского и иного учета, расходование денежных средств индивидуального предпринимателя практически не контролируется и не ограничивается. Не установлены и ограничения в размере выручки, получаемой субъектом, переводимым на уплату единого налога.

· Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ. С 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения будет регулироваться главой 26.2 НК РФ, утвержденной Федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002. Юридические лица уплачивают единый налог взамен уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов. Преимуществом является отсутствие ограничений на виды деятельности, а также возможность определенной налоговой экономии при применении данной системы. Следует отметить, что налоговая экономия появляется только для предприятий, имеющих незначительные затраты. При значительной расходной части сумма подлежащего уплате налога может превысить полученные доходы.

15.3.7 Применение льгот и освобождений, прямо предусмотренных в законе.

Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством - один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации. В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством и налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Иначе говоря, налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика .

Можно выделить четыре группы налоговых льгот:

· предоставляемые отдельным субъектам - комбинация из ниже перечисленных льгот, налоговые каникулы;

· предоставляемые по объекту - изъятие, скидки;

· по ставкам - понижение ставки;

· по срокам уплаты- более поздние сроки уплаты, рассрочка, отсрочка, налоговый и инвестиционные кредиты.

Указанные виды налоговых льгот могут предоставляться в следующих формах:

1. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц (полное или частичное) Например, освобождение на определенный срок от налога на прибыль малых предприятий;

2. изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. Например, при исчислении налога на прибыль предприятия, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

3. установление необлагаемого минимума. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум.

4. вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.

5. понижение налоговых ставок.

6. вычет из налогового оклада. Самая эффективная льгота, которая абсолютно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика.

7. изменение срока уплаты налога (отсрочка и рассрочка уплаты налога).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7