Прежде всего нужно обратить внимание, что трудовые споры представляют собой систему норм (институт ТП), где заключены процедурно-процессуальные нормы, регулирующие отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Некоторые авторы (Лужникова, Чуча и иные) указывают, что это процедурно-процессуальное право – подотрасль ТП. Некоторые считают, что это исключительно процессуальные правила, которые рассматриваются, как предпосылка создания самостоятельной отрасли.
Трудовые споры – генеральный институт в рамках трудового права, который имеет свой предмет (закреплен в статье 1 ТК – одной из основных задач трудового законодательства является разрешение трудовых споров).
Трудовые споры в частном смысле – явление, которое указывает на наличие различных оценок по поводу одного и того же предмета
Единого определения трудового спора закон не дает, так как содержания споров, структура существенно отличается.
При определении понятия трудового спора нужно учитывать:
1) социологическую характеристику трудового спора – наличие противоречащих взглядов, позиций 2 контрагентов, которые препятствуют эффективному взаимодействию и целенаправленной продуктивной взаимовыгодной деятельности.
2) Юридический смысл трудовых споров – это совокупность элементов, а в системе – тот объект, который подлежит правовому регулированию
В любом споре можно выделить стороны, объект, содержание, момент возникновения.
Стороны трудового спора в зависимости от видов общественных отношений – те субъекты, которые являются носителями соответствующих субъективных прав и обязанностей в рамках коллективного или индивидуального трудового правоотношения. В индивидуальных правоотношениях – работник и работодатель; в коллективного – объединение или коллектив и работодатель.
Объект спора – то, на что направлены интересы сторон с учетом особенностей тех или иных отношений. Объектом спора может выступать, например, заработная плата, режим работы и прочее. В коллективных спорах объектом могут выступать действия работодателя по изменению локального регулирования (изменяет акт, не согласуя его по правилам)
Содержание спора – различные оценки одного и того же объекта, т.е. разногласия.
Момент возникновения спора зависит от понимания спора:
1) с материальной точки зрения момент – это появление различных оценок (отказ работодателя учесть мнение представительного органа – когда они увидели, что он отказался)
2) с процессуальной точки зрения момент – в зависимости от порядка разрешения. Моментом будет обращение к третьему лицу и использование специальной модели поведения.
Предпосылки спора:
В литературе часто выделяют такое понятие, как причина трудовых споров. Но Агашев не любит это определение, так как причину не всегда можно установить, еще ее надо отличать от условий и повода. Проще делить предпосылки, чем причины. Классификация предпосылок:
1. В зависимости от обоснованности
a. Субъективные (определяются в большей степени недостатками и ошибками деятельности субъектов; к ним можно отнести неверное толкование правовой нормы (условия коллективного договора, трудового договора); нарушение трудовых прав работника, вызванное наличием внутриличностного конфликта между работником и должностным лицом (при условии, что это повлекло за собой разногласие, которое в дальнейшем было передано на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа)
b. объективные (несвязанные, соответственно - нарушение работодателем прав работника на своевременную оплату труда, вызванное тяжелым экономическим положением работодателя, в частности в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете)
2. По характеру предпосылок
a. Юридические предпосылки (неправильное применение норм права, пробелы, противоречия законодательства)
b. Организационные и экономические предпосылки (изменение экономических отношений, повлекшее за собой финансовую нестабильность организации)
c. Технологические предпосылки
1. По объекту спора
a. Споры, возникающие в связи с применением норм права (все индивидуальные споры)
b. Споры, связанные с установлением условий труда (чаще всего коллективные споры)
2. В зависимости от порядка разрешения спора
a. Споры, рассматриваемые в судебном порядке (квазисудебном (комиссия по трудовым спорам)
b. Споры, рассматриваемые в порядке медиации
c. Споры, рассматриваемые в административном порядке
d. Споры, разрешаемые в примирительно-забастовочном порядке
3. По способу защиты
a. Споры искового характера
b. Споры неискового характера (коллективные трудовые споры не могут быть исковыми)
4. По содержанию предшествующих отношений
a. Индивидуальные трудовые споры