Иностранные инвестиции

Экономический кризис в РФ пагубно отразился на многих сторонах российской экономики, особенно в сфере инвестиций, что в первую очередь проявляется в снижении объема капвложений, быстром старении основных фондов, в утрате вследствие этого отдельными предприятиями и даже отраслями не только конкурентоспособности своей продукции, но и самой возможности существования.

Износ основных фондов сильно сказывается на экономическом положении таких базовых отраслей, как топливно-энергетический комплекс, нефтяной и угольной промышленности, электроэнергетике, химической и нефтяной промышленности и других отраслей. В результате воспроизводство подавляющей части общественного продукта происходит на устаревшей технической основе, что обуславливает его низкую конкурентоспособность. Такое положение уже привело к отставанию России от индустриально развитых стран.

В этих условиях особенно актуальной становится задача привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Потенциально РФ является одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций. Россия в состоянии осваивать ежегодно не менее 10-15 млрд. долл., а после 2000 г. - 40-50 млрд. долл. США.

По оценке президента Российского союза промышленников и
предпринимателей А.Вольского, емкость российского инвестиционного
рынка в период 2010 -2015 гг. составит 3-3,5 трлн. долл. США. В этом
смысле Россия как рынок приложения иностранных инвестиций
исключительно перспективна. \

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций - одна из более динамичных и развивающихся сфер,международных экономических отношений. Уже в течение длительного времени отмечается значительное превышение темпов роста иностранных инвестиций над темпами роста мировой торговли и производства.

Общемировой поток прямых иностранных инвестиций возрос с 48
млрд. долл. США в 1981 г. до 188 млрд. долл. США в 1990 г. и до 2 трлн.
долл. США в 1998 г. Главными факторами роста зарубежных инвестиций
являются активизация интеграционных процессов,

интернационализация всемирного хозяйства, дальнейшее развитие научно-технической революции.

Основной объем иностранных инвестиций идет в промышленно развитые страны. Они устойчиво забирают до 4/5 инвестируемого

капитала. Это объясняется тем, что такие страны смогли создать благоприятные условия для прибыльного вложения капиталов.

За десять лет реформ РФ минимально использовала свои возможности по привлечению иностранного капитала (см. табл. 8).

Таблица 8.

Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИ) в РФ с 1995 по 1999 гг.*

           
Прямые иностран­ные инвестиции, всего млрд. долл. США 1,4 2,1 5,4 3,4 4,3
В том числе капи- талообразующие инвестиции 1,4 2,1 1,0 0,9 0,5

Если сопоставить объемы иностранных инвестиций на душу населения, то в России он составил 44 долл США, в Польше - 140 долл. США, а в Венгрии - 1300 долл. США. По величине привелеченных в 1999 г. средств Россия сопоставима с Венгрией, хотя население этой страны меньше в 15 раз, а территория - в 183,6 раза.

Прямые иностранные инвестиции составляют в РФ всего 1 % от ВВП, а в большинстве стран Восточной Европы - 4,6 %. Важна, однако, не только величина привлекаемых ресурсов, но и их структура В целом, в составе всех иностранных инвестиций доля прямых инвестиций составляет, примерно, 37,1 %, портфельных - 2,7 %, прочих - 59,6 %.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России лидируют США, Великобритания, Швейцария, Германия и Нидерланды. На их долю приходилось 76 % (16,6 млрд. долл. США). В следующую пятерку стран-инвесторов входят: Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция, их доля составляет 12 %. Таким образом, десять стран -экспортеров капитала вложили в экономику РФ 88,1 % от общего объема иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Давно назрел вопрос о принятии таких законодательных мер, которые сделали бы привлекательными размещение иностранных инвестиций в России.

Большую роль в привлечении иностранных инвестиций сыграл Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ, которым определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и на получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, а также обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практики инвестиционного

сотрудничества.

В соответствии с законом в качестве иностранного инвестора могут

выступать:

- иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность
которого определяется в соответствии с законодательством государства,
в котором оно учреждено, и которое в соответствии с законодательством
данного государства вправе осуществлять инвестиции на территории

РФ;

- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое в соответствии с законодательством указанного государства вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- международная организация, которая в соответствии с
международным договором с РФ вправе осуществлять инвестиции на

территории РФ;

- иностранные государства в соответствии с порядком,

определяемым федеральными законами.

В Федеральном законе дается следующее определение понятию «иностранной инвестиции».

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (в том числе денег, ценных бумаг в иностранной валюте или валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Законом вводится также понятие «прямых иностранных

инвестиций».

Прямая иностранная инвестиция - это приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли (долей) вклада в уставном складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с законодательством РФ, вложение

капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей

Российским законодательством иностранному инвестору на территории РФ предоставляется право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ

При этом имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежат принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ

В случае реквизиции или национализации иностранному инвестору и (или) коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого или национализируемого имущества и другие убытки

Законом предусмотрен ряд гарантий для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями от неблагоприятного изменения законодательства РФ, в частности ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключение акцизов и НДС на товары, производимые в РФ), взносов в государственные и внебюджетные фонды, другие изменения и дополнения в федеральных законах, которые могут привести к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями

Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, а также может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли (долей) вклада (в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, установленным законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов и прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществляемыми им инвестициями

Правительство РФ проводит государственную политику в области иностранных инвестиций и в сфере международного инвестиционного сотрудничества путем

- определения и целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и разрабатывает соответствующие законопроекты по этим вопросам;

- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;

- осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций;

- устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятных для иностранных инвесторов отношений условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных законов и взносов в государственные внебюджетные фонды;

- утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

- осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Законодательством РФ предусмотрены критерии отнесения инвестиционных проектов, осуществляемых иностранными инвесторами, _ к числу приоритетных. Приоритетным инвестиционным проектом считается инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в котором составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее, эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ), или ' инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в инвалюте по курсу ЦБ РФ), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

При этом срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение.

В целях стимулирования иностранных инвесторов к предпринимательской деятельности в РФ за счет прибыли, полученной от инвестирования, предусмотрено ее реинвестирование. Реинвестирование -это капитальные вложения в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов и прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Российским законодательством предусмотрена суммарная налоговая нагрузка для иностранных инвесторов. Суммарная налоговая нагрузка - это суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, включающий:

- размер ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ);

- федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории РФ);

- взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).

Эти выплаты осуществляются на момент начала финансирования иностранными инвесторами инвестиционного проекта.

Законодательством РФ для иностранного инвестора предусмотрены определенные гарантии со стороны Правительства РФ в случае неблагоприятного для него изменения законодательства РФ.

Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования. В исключительных случаях, если при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. срок окупаемости такого проекта превышает семь лет, Правительство РФ принимает решение о продлении срока действия инвестиционного проекта.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капвложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируются международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и иными нормативными актами РФ.

Принятие Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» создало условия для стимулирования предпринимательской деятельности для иностранных инвесторов в России.

Среди субъектов и городов РФ лидирующее место по привлечению иностранных инвесторов занимает Москва, на долю которой приходится 44 % иностранных инвестиций (по итогам 2001 г.), затем идет Омск, на долю которого приходится 8,8 %, потом Свердловская область - 7,6 %, Санкт-Пертербург - 6 %, Челябинск - 3,7 %, Татарстан - 3,5 %, Сахалин -3 %, у остальных субъектов - по 1,5 - 2%. В 2002 г. за счет привлечения иностранных инвестиций. Москва фактически получит второй бюджет: он равен 8 млрд. рублей. Выступая на конференции в Лондоне в марте 2002 г. по проблеме «Инвестиционные возможности Центрального Федерального округа», мэр г. Москвы Ю.М. Лужков отметил, что ни одна компания, которая напрямую сотрудничает с правительством Москвы, еще не теряла своих денег даже в самые тяжелые годы, когда экономика РФ была в упадке или переживала кризис.

В Москве объем накопленных иностранных инвестиций составляет 20 млрд долл. США. При этом наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в Москве Ю.М. Лужков считает следующие сферы деятельности:

- рынок розничной торговли;

- строительство минимаркетов, супермаркетов и гипермаркетов;

- рынок финансов, который пока находится на стадии формирования;

- формирующийся рынок ценных бумаг и фондовый рынок.
Среди иностранных инвесторов Москвы лидирует Германия, на

долю которой приходится 22 %, затем идет Великобритания - 16 %, Люксембург - 13 %, Нидерланды - 6 %, а далее - Италия, США, франция, Гибралтар, Финляндия. На долю этих десяти стран приходится 86 % всех иностранных инвестиций в Москве. Приоритетные отрасли для прямых иностранных инвестиций в экономике России представлены в табл. 9.

Страны - источники прямых иностранных инвестиций (ПИИ) отбираются после тщательного анализа информации, касающейся секториальной иностранной конкурентоспособности, уровня используемых технологий, состояния экспорта и оттоков ПИИ прямых иностранных инвестиций.

Передовые страны - Франция, Германия, Италия, Япония, США, Великобритания - имеют наилучшие перспективы и им должен быть отдан приоритет, обозначенный АА/А, страны приоритета АА являются главными инвесторами и экспортерами. Почти все ТНК (транснациональные компании) происходят из этих стран. Два основных конкурента РФ по крупным региональным рынкам - Китай и Индия должны ориентироваться на В, что связано с их быстрым экономическим развитием.

Сегодня Россия стоит перед выбором стратегии экономического роста. Перспективные и экологически чистые инвестиционные проекты тех корпораций, которые смогут способствовать ее быстрому технологическому росту, представлены в табл. 10.

Таблица 9 Приоритетные отрасли для ПИИ в России (2000-2002 гг.)*

Целевые отрасли 2000-2002 гг
Нефтяная и газовая Черная и цветная металлургия Продукты питания и напитки Лесная отрасль и производство смежной продукции Производство бумаги и смежной продукции Строительные материалы Производство мебели, санитарной техники Основная химия, производство резины и пластиков Фармацевтика Производство новых материалов Машиностроение и производство оборудования для различного применения Предприятия транспортного оборудования Предприятия по производству оборудования для офисов, производство компьютеров и телекоммуникационного оборудования Предприятия по производству утилизацион­ного и водоочистительного оборудования Производство бытовых электроприборов Одежда, текстиль, обувь и кожгалантерея АА АА АА А АА АА А АА АА В В В В В В А

Таблица 10 Целевые страны - источники ПИИ для России (2000-2002 гг.)

Приоритеты Целевые страны Годовой ПИИ план
Страны приоритеты АА (первостепенное значение) Фра |ция, Герма! мя, Италия, Испания, Великобритания, США, Япония 5-6 млрд долл США
Страны приоритеты А (краткосрочный план до 2000) Австрия, Бельгия, Финлян дия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Канада 2-3 млрд долл США
Страны приоритета В (среднесрочный план - после 2000 г) Австрия, Китай, Индия 500-900 млн долл США

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: