Взаимосвязь экологии в решении современных экономических и политических проблем

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных.

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся - земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50— 70-м гг. нашего столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией организации объединенных нации признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением террито­риальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды — атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими и Венскими соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами. Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). В современном понимании они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Эти принципы включают, в частности, следующие идеи:

- люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой;

-развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред ОС;

-государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба ОС за предела­ми их границ;

-искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;

-государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли;

-государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;

-государства принимают эффективные национальные законы по ОС;

-экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;

-в принципе тот, кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

-государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;

-война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Мир, развитие и охрана ОС взаимозависимы и неразделимы.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:

ЮНЕП Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

Всемирная организация здравоохранения ВОЗ созданная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

Всемирная метеорологическая организация ВМО — учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

-оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

-изучение воздействия на озоновый слой Земли.

Международная организация труда МОТ — специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200—500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы — МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) — создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.

Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWFWorld Wide Fund for Nature) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС. Римский клуб (РК) — международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой».

Международный экологический суд МЭС был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.

Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС (Greenpeace«Зеленый мир») — независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых — американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты;

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.);

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.), определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;

Венская встреча представителей государств — участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО2 в глобальных климатических изменениях;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27—29 июня 1990г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» — программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения; Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни; Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой — стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

-декларация министров;

экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол (см. разд. 9.1.1).

Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development), 26.08 — 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.

Участие Казахстана в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом его политики в области охраны окружающей среды. Активное участие Казахстана в работе по международным программам, проектам и конвенциям способствует, с одной стороны, включению страны в общемировой процесс экологической деятельности, а с другой стороны – Казахстан становится равноправным членом мирового сообщества и имеет право на получение технической и финансовой помощи развитых стран.

Правительством и ПРООН разработаны “Рамки сотрудничества по устойчивому развитию на 2000-2004 гг.”. Неотъемлемой частью рамок сотрудничества по устойчивому развитию является документ поддержки Программы Kaz/00/005/A/01/99 - “Институциональное усиление для устойчивого развития”. Цель “Рамок сотрудничества” – внести вклад в эффективное управление окружающей средой, которое является условием улучшения среды, сокращения конфликтов и бедности, обеспечении устойчивого развития. Реализация Программы поможет также устранить барьеры в межсекторальном и внутридисциплинарном сотрудничестве, направленном на устойчивое развитие. Она будет способствовать вовлечению и участию Казахстана в региональных инициативах, направленных на управление окружающей средой и устойчивое развитие.

“Рамки сотрудничества” следуют из Рамочной Программы основных направлений сотрудничества с Казахстаном. Являясь частью корпоративной политики ПРООН, Рамки сотрудничества придерживаются её мандата и традиционных направлений, в которых ПРООН может оказать поддержку. Деятельность в рамках Программы объединяет текущие обязательства ПРООН, отражает политику и приоритеты Правительства.

Достижение цели Программы “Институциональное усиление для устойчивого развития” связано с решением следующих задач:

1. Анализ, оценка и поддержка процедур выполнения международных конвенций по окружающей среде.

2. Анализ институтов по окружающей среде и административных рамок. Рекомендации для улучшения и усиления возможностей для управления окружающей средой.

3. Преодоление межсекторальных барьеров сотрудничества для устойчивого развития. Поддержка разработки Казахстанской Повестки 21.

Региональное сотрудничество по управлению окружающей средой и устойчивому развитию.

Состояние дел, связанных с решением задачи по международным природоохранным конвенциям, в настоящее время обстоят следующим образом. Создан Исполнительный комитет UNEP, включающий представителей всех слоев гражданского общества.

Совместно с международными экспертами подготовлен и опубликован обзор “Результативности экологической деятельности в Республике Казахстан”. Приоритетным направлением реализации экологической политики в сфере международного сотрудничества является присоединение нашей страны к международным конвенциям и соглашениям, с последующим принятием практических мер по выполнению их положений. В 2001 г. Республика Казахстан стала Стороной следующих международных природоохранных соглашений:

-Орхусская конвенция конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

-Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

-Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

-Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

-Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Подписана Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (22 мая 2001 г.) Переданы в Экспертный совет по сотрудничеству РК с международными организациями предложения о присоединении РК к Копенгагенской и Монреальской поправкам, Протоколу по проблемам воды и здоровья» к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. На рассмотрении Правительства пакет ратификационных документов по Базельской конвенции.

Находится на согласовании с министерствами и ведомствами пакет ратификационных документов по Боннской конвенции. Глобальным экологическим фондом выделено финансирование для реализации проектов Программы по изъятию озоноразрушающих веществ (в размере 3,9 млн. долл. США) и поддерживающим мероприятиям по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (в размере 0,5 млн. долл. США). Национальный доклад РК об осуществлении Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием рассмотрен и одобрен Секретариатом конвенции и специальной Рабочей группой. В рамках реализации конвенции проведены семинары-тренинги для НПО Кызылординской области по подготовке проектных предложений по борьбе с опустыниванием и по разработке Субрегионального плана действий по борьбе с опустыниванием.

Концентрируя свои усилия на консолидированной Программе по институциональному усилению для устойчивого развития, включающей взаимосвязанную деятельность на политическом и институциональном уровнях, Правительство и ПРООН поддерживают природоохранные проекты. Важным условием реализации экологических проектов является привлечение международных инвестиций и грантов. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды организован и проведён ряд встреч, семинаров и донорских конференций для привлечения потенциальных доноров, заинтересованных организаций, ведомств и предприятий к экологическим проектам. Страна получает возможность внедрять новые современные технологии в производство, развивать нетрадиционные виды производства энергии, осуществлять модернизацию производства.

Список использованной литературы:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.: Учебник. – М.: ЮНИТИ,1999.- 455 с.
  2. Сулеев Д.: Сагитов С.И., Сагитов П.И., Жумагулов К.К. Экология и природопользование. Концепция перехода к устойчивому развитию.: Учебник. – Алматы: Гылым, 2004.- 392 с.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1998.- 512 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: