Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению.
К нормативно-правовым актам относятся:
-федеральные законы;
-указы и распоряжения президента РФ,
-постановления и распоряжения правительства РФ;
-постановления и распоряжения органов власти субъектов РФ;
-международные договора, соглашения, конвенции, протоколы, под которыми стоит подпись Российской Федерации, если они ратифицированы.
Основу для отечественного нормотворчества заложила Конституция РФ, принятая в 1993 году, ст. 42 которой гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч.1 ст.9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
|
|
По предмету своего ведения РФ принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Основным экологическим актом России является закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ.
В законе определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие:
-сбалансированное решение социально-экономических задач;
-сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Этот закон возглавляет систему экологического законодательства, т.е. в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному закону.
Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ст. 11 гласит: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».
|
|
Вместе с правами в законе определяются и обязанности. Граждане России обязаны: «Принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения».
Нормы закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в охране природной среды и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.
Закон устанавливает полномочия природоохранных органов по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения. Определяет порядок возмещения вреда природной среде и здоровью человека, подчеркивает необходимость экологического образования и воспитания, привития экологической культуры.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлен Федеральный Закон РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В законе определены полномочия РФ и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В ст.2 закона отмечается, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
-профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
-сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
-лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
-государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию страны отдельных видов продукции;
-мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
-мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
-мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ст.8 закона гласит, что граждане имеют право на:
-благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
-получение в органах государственной власти и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы РФ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
-осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;
-возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством РФ. В законе также устанавливается, что граждане обязаны:
|
|
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор;
-заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;
-не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Нормативными правовыми актами являются документы, указанные в таблице:
Вид нормативного документа (наименование) | Органы, утверждающие нормативные документы | |
полное | сокращенное | |
Государственные стандарты | ГОСТ Р | Госстандарт России |
Отраслевые стандарты | ОСТ | Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила | СП | Госсанэпиднадзор России |
Санитарные нормы | СН | |
Гигиенические нормативы | ГН | |
Санитарные правила и нормы | Сан П и Н | |
Строительные нормы и правила | СН и П | Минстрой России |
На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных – 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок их действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.