Правовое регулирование иностранных инвестиций

1. В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Вели­кобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законода­тельство, налоговое, валютное, банковское и др. Специальные законы об иностранных инвестициях принимались, как правило, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В КНР, на­пример, было принято несколько сотен законов и подзаконных актов, ре­гулирующих иностранные инвестиции. Такие законы были приняты во всех государствах СНГ, а также в Литве, Латвии и Эстонии. Основными много­сторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года и Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных спо­ров между государствами и лицами других государств 1965 года.

Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других — установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестицион­ной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью ино­странного инвестора. В то же время установление дополнительных огра-


 

Глава 7. Право собственности

 

§ 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций




ничений для доступа капитала создает большие возможности для корруп­ции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.

При любой системе государство, принимающее инвестиции, может ус­танавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными ин­весторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях.

В соответствии с международными соглашениями иностранным инвес­торам должны создаваться стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Согласно Договору 1994 года к Энергетической Хартии режим, предоставляемый стороной этого договора (государством) ино­странным инвесторам, должен быть не менее благоприятным, чем тот, ко­торый она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой договаривающейся стороны или любого третьего государст­ва, в зависимости от того, какой из этих режимов является наиболее бла­гоприятным. Каждое государство, согласно Договору 1994 года, должно стремиться ограничивать до минимума изъятия из этого режима, последо­вательно устранять существующие ограничения, которые влияют на ин­весторов других договаривающихся сторон.

Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся стра­нах отличается большим разнообразием, что предопределяется сущест­венными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвер­гался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался. В одних случаях иностранные капиталовложения ограничивались, а в дру­гих — поощрялись путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу часто характерны колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к при­влечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с нацио­нальными интересами этих стран.

Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным зако­нодательством, законами о разработке природных богатств, специальны­ми инвестиционными кодексами). В данной области международного част­ного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют от­ношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, то есть, как правило, применяется не колли­зионный, а прямой метод регулирования.

2. К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных ка­питаловложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естест-


венных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обя­зательной доли участия национального государственного или частного ка­питала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешан­ных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд разви­вающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибы­лей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Инвестиционные кодексы предусматривают обычно несколько режи­мов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капитало­вложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее за­интересована развивающаяся странЗ^ Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от тамо­женных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для стро­ительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобожде­ние в течение определеного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибы­лей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы об иностранных капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой закон действует в Мексике с 8 мая 1973 г.

3. Подробное регулирование правового режима иностранных инвести­ций имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия и др.), которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и ис­пользования его для решения задач экономического развития своих стран.

В ст. 18 Конституции КНР 1982 года говорится, что «Китайская На­родная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим ино­странным хозяйственным организациям либо отдельным лицам в соответ­ствии с законами Китайской Народной Республики вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными ор­ганизациями». В КНР принят ряд нормативных актов, касающихся созда­ния предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале или же полностью принадлежащих иностранному капиталу. В смешанных предприятиях доля капиталовложений иностранных участников должна составлять не менее 25%. Верхний предел не оговаривается. В установ­лении этого минимума состоит одна из особенностей законодательства КНР, поскольку в законодательстве ряда других стран ограничивается максимум иностранного участия (он может быть не более 50 или 49%). В китайских комментариях к соответствующим законодательным актам °бычно подчеркивается, что ограничение по минимуму участия должно

'2^872


§ 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

 

Глава 7. Право собственности



способствовать серьезным и значительным иностранным капиталовложе­ниям.

Во Вьетнаме постановлением Совета Министров от 18 апреля 1977 г. был утвержден Устав иностранных капиталовложений.

4. Регулирование иностранных инвестиций осуществляется в РФ путем применения к иностранным инвесторам общего законодательства страны и прежде всего ГК, Закона об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г., Закона об обществах с ограниченной ответственностью от 9 фев­раля 1998 г., а также законодательства о недрах, налогового, валютного, банковского, таможенного и иного законодательства. 4 июля 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.

Во многих субъектах РФ принято собственное законодательство (в пределах предоставленной субъектам компетенции), способствующее улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов. Основными мерами при этом яв­ляются освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесто­рами определенных условий; отсрочка налоговых, арендных и иных плате­жей; предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др.

Приведем некоторые примеры.

В Новгородской области предприятия с иностранным капиталом производствен­ной направленности освобождаются от уплаты всех налогов и платежей в местные бюджеты до полной окупаемости вложенных средств. Московская область предо­ставляет налоговые льготы инвесторам, направляющим средства в производствен­ный сектор, при условии, что объем инвестиций составляет не менее I млн. долл., а срок их окупаемости не превышает трех лет.

Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях были приняты кроме России на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кир­гизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Мол­давии, Грузии, Армении, а также в странах Балтии: Литве, Латвии и Эс­тонии.

Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г., иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвестора­ми в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с россий­скими юридическими лицами и гражданами;

— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;


— приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и дру­гих ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с дей­ствующим на территории России законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

— приобретения прав пользования землей и иными природными ре­сурсами;

— приобретения иных имущественных прав;

— иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предо­ставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

На вопросе о возможности для иностранных инвесторов (иностранных юридических лиц и граждан) иметь право собственности на земельные участки в России следует остановиться особо. При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет по­строено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования. Согласно принятому в 1991 году Земель­ному кодексу РСФСР, единственным правовым основанием использова­ния земельных участков предприятиями с иностранными инвестициями была только аренда (ст. 13). Другим нормативным актом, регулирующим земельные отношения, в котором упоминались иностранные инвестиции, был Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земель­ных отношений и развитии аграрной реформы в России». Указом было ус­тановлено, что граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право передавать земельный участок или его часть в ка­честве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, това­риществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Од­нако до 1 января 1998 г. в России не был принят новый Земельный кодекс, призванный решить наряду с другими и вопрос о праве собственности ино­странцев, в том числе и инвесторов, на землю. Господствующая точка зре­ния исходит из того, что для предприятий с иностранными инвестициями должно быть сохранено только право пользования земельными участками, в частности, на условиях аренды. Иностранным лицам, а также предпри­ятиям с иностранными инвестициями не должно предоставляться право собственности на землю в России.

Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, на запрещенные для таких инвестиций законодательст­вом, хотя под иностранными инвестициями понимаются все виды имуще­ственных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях получения прибыли (дохода). Несмотря на это, каза­лось бы, общее определение, законодательство России об иностранных

12*


 

 

§ 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Глава 7. Право собственности



инвестициях в основном регулирует отношения, возникающие в связи с со­зданием предприятий с иностранными инвестициями (см. гл. 5).

В ст. 2 Закона от 4 июля 1991 г. дается понятие иностранных инвести­ций, а в ст. 3 и 4 конкретизированы ее формы и объекты. При создании совместных предприятий должны быть определены вклады как россий­ских, так и иностранных участников (их характер, размер и т.д.).

Согласно ст. 6 закона государство гарантирует, что иностранным ин­вестициям будет предоставляться полная и безусловная правовая защита их режим не должен быть менее благоприятным, чем режим, предостав­ляемый отечественным инвесторам. В России иностранным инвестициям предоставляются гарантии от национализации и иных мер, от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. В соответствии со ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР иностранные ин­вестиции в РСФСР не подлежат национализации и не могут быть подверг­нуты реквизиции или конфискации, кроме исключителных, предусмотрен­ных законодательными актами случаев, когда эти меры применяются в об­щественных интересах. В отношении предусмотренных мер законодатель­ство исходит из следующих принципов:

1) принудительные меры в отношении иностранных инвестиций не должны носить дискриминационного характера;

2) в случаях национализации и реквизиции иностранному инвестору должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффективная компенсация;

3) компенсация должна выплачиваться в той валюте, в которой перво­начально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностран­ной валюте, приемлемой для иностранного инвестора.

Так называемая дедушкина (или стабилизационная) оговорка предус­мотрена в законодательстве Армении, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана и других государств — участников СНГ. Так, ст. 6 Закона Казахстана от 19 июня 1995 г. «Об иностранных инвестициях» предусмат­ривает, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора в ре­зультате изменения условий законодательства в течение 10 лет будет при­меняться законодательство, действовавшее в момент осуществления ин­вестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам, заключенным с уполномоченными государственными органами, — до окончания срока действия контракта, если им не предус­мотрено иное. Эта оговорка не распространяется на изменение законода­тельства в области обеспечения обороноспособности, национальной без­опасности страны, в сфере экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.

Несколько иначе решен вопрос о гарантиях при изменении законода­тельства в Татарстане. В случае принятия в этой республике актов, содер­жащих нормы, ухудшающие положение иностранных инвесторов, уже осу­ществляющих свою деятельность на территории Татарстана, они будут


применяться только по истечении трех лет с момента их вступления в силу (ст 11 Закона об иностранных инвестициях в Республике Татарстан от 19 июля1994г.).

В феврале 1997 г. Государственной Думой РФ был принят законопро­ект, в котором дедушкина оговорка звучала так: «Если будет принят фе­деральный закон или иной акт в сфере налогообложения или администра­тивно-правового регулирования, которые ухудшают экономические ре­зультаты деятельности организации с иностранными инвестициями, она вправе обратиться в уполномоченный правительством орган с требовани­ем обеспечить применение законодательства, действовавшего на дату ре­гистрации организации» (срок действия этой оговорки — пять лет).

В отношении соглашений о разделе продукции проблема стабильности условий соглашений была решена Федеральным законом о соглашениях о разделе продукции от 30 декабря 1995 г. Согласно этому закону, в случае, если в течение срока действия соглашения законодательством РФ, зако­нодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного само­управления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие резуль­таты деятельности инвестора, в соглашение должны быть внесены соот­ветствующие изменения (п. 2 ст. 17).

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях Государствен­ной Думой РФ в 1997 году был утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых запрещается допуск иностранных инвестиций. Кроме того, в отношении точек приложения капитала для иностранных инвесто­ров требуется получение разрешения правительства (законопроект «О перечне отраслей, видов деятельности и территорий, в которых запреща­ется или ограничивается деятельность иностранных инвесторов»).

Для России как правопреемника СССР действуют соглашения о содей­ствии и защите инвестиций, заключенные СССР.

Основные положения договоров о взаимной защите инвестиций соот­ветствуют международной практике заключения инвестиционных согла­шений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие госу­дарства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особеннос­ти подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.

Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают четыре основных обязательства, которые государства принима­ют на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются'созда­вать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связан­ной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственно-го перевода своих доходов. Государства соглашаются также на рассмотре-




 

 

§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Глава 7. Право собственности



ние споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международ­ном арбитраже.

В чем смысл заключения двусторонних соглашений? Во-первых, бла­годаря такому договору каждое из заключивших его государств получает возможность для обеспечения реализации прав своих граждан в другой стране.

Во-вторых, для иностранного инвестора из любой страны, несомненно несущего определенный риск, принципиально важно, чтобы принимающее государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопас­ность его капиталовложений в этой стране. Наличие таких гарантий не только во внутреннем законодательстве, но и в международном соглаше­нии рассматривается как стремление принимающего государства обеспе­чить максимальную сохранность иностранной собственности и не прини­мать мер по ее принудительному изъятию-.

В-третьих, создание договорного регулирования дает определенную га­рантию применения предусмотренного соглашением режима для инвести­ций вне зависимости от того, какие изменения, в том числе и законода­тельные, могут иметь место в стране — партнере по договору в будущем.

Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения спо­ров между странами, заключившими такой международный договор, отно­сительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда. Договоры с Кореей и Турцией, например, предусматривают, что спор передается в третейский суд, если он не будет разрешен путем переговоров по дипломатическим каналам в течение шести месяцев. Третейский суд создается для каждого конкретного случая. Он состоит из трех членов и формируется следующим образом. Каждая сторона назначает по одному члену третейского суда, и оба члена догова­риваются о кандидатуре гражданина третьего государства на пост предсе­дателя суда. Если в течение определенного в соглашении срока (два месяца для члена суда и три месяца для председателя третейского суда) они не будут выбраны, то тогда они назначаются председателем Международного суда ООН (ст. 9 договора с ФРГ, ст. 10 договора с Кореей, ст. 7 договора с Турцией).

Постановлением Правительства от 11 июня 1992 г. был одобрен в ка­честве основы для переговоров типовой проект соглашения между Прави­тельством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Типовой проект России предусмат­ривает в этом случае возможность обращения к Генеральному секретарю ООН с просьбой произвести необходимые назначения.


Согласно типовому проекту, третейский суд выносит свое решение большинством голосов. Предусматривается, что решение суда имеет обя­зательную силу. В заключенных соглашениях ничего не говорится о том, на основании каких правовых норм третейский суд будет выносить свои решения. Очевидно, он будет прежде всего исходить из текста самого до­говора, а также из общепризнанных норм международного права.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и умень­шить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 года. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и другие страны. Обратим внима­ние на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркмения, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской кон­венции дополняется международной многосторонней системой страхова­ния иностранных инвестиций.

В функции многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, уч­режденного в 1982 году, входит заключение договоров страхования и пере­страхования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран — участниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в разви­вающиеся страны — участницы конвенции.

Вторым многосторонним соглашением, имеющим в настоящее время более широкое применение, является Вашингтонская конвенция об уре­гулировании инвестиционных споров между государствами и лицами дру­гих государств. Конвенция была подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.

Конвенция предусматривает создание специального Центра по разре­шению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Россия и ряд других стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) присоединились к этой конвенции.

§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Интернационализация хозяйственной жизни, стремление к более эф­фективному использованию преимуществ международного разделения тРУДа привели к созданию во многих странах особых экономических зон.


 

 

§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Глава 7. Право собственности



Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капита­ловложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложений, создание режима ин­вестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предус­матривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за грани­цей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, за­ниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляют особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы «зона свободной торгов­ли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в дру­гие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гон­конга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного по­тенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйст­венной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с ино­странными инвестициями.

В РФ были приняты Положения о различных свободных экономичес­ких зонах (СЭЗ). Первой такой зоной, правовой статус которой был опре­делен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное постанов­ление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (постановление Совета Мини­стров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принима­лось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ — Закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калинин­градской области». Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г, о «Тех-нополисе Заречном» (Свердловская оласть), созданном в целях развития


наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностран­ных инвестиций, и от 16 марта 1996г. о создании научно-технологического парка «Новосибирск». Постановления о зонах общего характера прини­мались Верховным Советом РСФСР 14 июня 1990 г. и 13 сентября 1990 г., ряд постановлений принимался также Правительством РФ. 4 июня 1992 г. Президент РФ принял Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федера­ции», которым была предусмотрена подготовка закона «О свободных эко­номических зонах в Российской Федерации».

Закон о свободных экономических зонах был принят в апреле 1997 г. Государственной Думой РФ и направлен в Совет Федерации:

Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1990 г., а также Указ «О мерах по упорядочению деятельности СЭЗ» 1996г.), на Украине (1992 г.), в Киргизии (1992 г.). Белоруссии (1992 г.) Молдавии (1992 г.), Литве (1992 г.).

Любая экономическая зона независимо от места ее.расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной терри­тории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного реше­ния всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможнос­ти создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распростра­нение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и ли­цензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в опе­ративном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвести­циями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ зако­нодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

— упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными ин­вестициями:- предприятия с определенным объемом иностранных инвести­ций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредст­венно в СЭЗ;

— льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;

— пониженные ставки платы за пользование землей и иными природ­ными ресурсами;


 

Глава 7. Право собственности

— особый таможенный режим, включающий пониженные таможен­ные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

— упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности на территории СЭЗ должны быть определены законом о СЭЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: