Десять крупнейших но бюджету рекламодателей

Рекламодатель Кол-во выходов Рекламное время Бюджет, тыс. долл. %
«PROCTHR&GAMBLH»   2224,08 3215,55 12.03
«UNILEVER»   1572,67 1882,30 7,04
ДВОРЕЦРЕСПУБЛИКИ (КАЗАХ­СТАН)   3979,50 1744.71 6,53
«JOHNSON & JOHNSON»   634.33 664,71 2,49
БАНКТУРАНАЛЕМ   535,00 653,19 2.44
«COCA-COLA ALMATY BOTTLERS»   545,33 561,89 2,10 _\
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»   856,42 501,03 1,87
«COLGATE-PALMOLIVE»   425,33 462,52 1,73
«SKYLINE COSMETICS» (USA) ] 158 328,83 410.26 1,53
казахский государственный академический драматиче­ский театр им. м. ауэзова   1107,00 391,04 1.46
ВСЕГО   12208,50 10487,19 39,22

Такая же ситуация с низкими расценками наблюдается и в печатных изданиях. Более подробную информацию об объемах печатной рекламы можно получить в компании «Gallup Media Asia», одним из направлений работы которой является мониторинг телеви­зионной рекламы.

Низкий уровень цен на рекламные услуги имеет ряд негативных аспектов как для рек­ламных агентств, так и для потребителей. Во-первых, низкие цены на рекламу делают ее доступной практически для каждого хозяйствующего субъекта. На потребителей еже­дневно обрушивается поток рекламной информации, которая в силу неконтролируемости рекламного рынка является зачастую лживой, недостоверной и недобросовестной. А это влечет за собой прямой ущерб для потребителей. Во-вторых, очень низкий уровень при­были рекламопроизводителей и рекламораспространителей, делая рекламный бизнес ме-змт развитие рекламного рынка цепом. До тех пор шж& дета будут оставаться на недопустимо низком уровне, эта сфера предпринимательской дея­тельности не будет иметь перспектив для качественного роста и будет ограничиваться лишь экстенсивным развитием.

Одним из долгосрочных приоритетов развития Н. Назарбаев называет развитие ин­фраструктуры, особенно транспорта, связи и сетей коммуникации. Здесь хочется отме­тить, что реклама оказывает большое влияние на те средства коммуникаций, которые она использует. Например, существование негосударственного телевидения и радио невоз­можно без рекламы, ибо она является основным и самым обильным источником их фи­нансирования. Кроме того, практически все независимые и негосударственные печатные издания обязаны своим существованием рекламе. Дальнейшее развитие средств коммуни­каций и массовой информации невозможно без одновременного развития рекламы.

Функции государственного органа по регулированию рекламы можно кратко охарак­теризовать как отслеживание рекламы, проверка на соответствие законодательству, вне­сение решений о предупреждении или наложении наказаний, передача дел в следст­венные органы.


Именно государственное регулирование рекламы в специфических экономических ус­ловиях Республики Казахстан должно стать основной формой рекламного регулирования. Регулирование рекламы приняло в Казахстане реальные очертания и стало функциониро­вать полноценно, необходимо наделить ассоциации рекламодателей и рекламопроизводи-гелей реальными полномочиями, определить их юридический статус и оказывать содейст­вие со стороны органов государственного управления. Членство в данных организациях должно предполагать соблюдение и исполнение разработанных принципов рекламной деятельности, не противоречащих рекламному законодательству. Данные ассоциации должны определить вполне понятные и четкие границы рекламной деятельности, за пре­делы которых ее члены в процессе своей работы не должны выходить. Например, в Чехии Советом по рекламе принят «Этический кодекс рекламной деятельности», который регла­ментирует все отношения по поводу рекламной практики и предназначен для всех субъек­тов, действующих в области рекламы. Этот кодекс создан в целях достижения того, чтобы реклама в Чешской Республике служила информированности общественности, была чест­ной, правдивой и порядочной, подчинялась чешскому законодательству и вместе с этим соответствовала международным принципам Международного кодекса рекламы. В разви­тых странах приняты кодексы или правила саморегулирования для отдельных видов про­дукции, в перечень которых входит 22 товарные группы, например табачные изделия, ле­карственные препараты, игрушки и т.д. В этих странах деятельность по саморегулирова­нию вполне справляется с постановленными задачами, что само по себе не означает от­сутствие там государственного вмешательства в случае крайней необходимости.

Для Казахстана важно развивать принципы саморегулирования. С этой целью респуб­лике необходимо вступить в различные международные организации саморегулирования рекламы, разработать кодексы осуществления рекламной деятельности, которые соответ­ствовали бы международнопризнанным нормам рекламной практики. Развитие саморегу­лирования и государственный контроль способны сейчас полностью изменить современ­ную рекламную практику в Казахстане. Самое важное на современном этапе экономиче­ского реформирования структуры рекламного обеспечения - это не допустить ошибок в выборе форм и методов регулирования и правильно определить реальные задачи, которые мы можем решить с помощью управления рекламой.

Как видно, реклама может быть и благом для общества, но может и подрывать устои этого же общества. Существует определенная грань, через которую деятельность рекламы не должна переступать, иначе это грозит анархией и хаосом. Таким образом, перед циви­лизованным обществом встает проблема регулирования и ограничения рекламной дея­тельности в целях недопущения социальных катастроф.

Эмпирические доказательства рекламы слишком малы, для того чтобы определить окончательный вердикт ее полезности в каждом случае. Мы, конечно, не должны исклю­чать возможность, что это могло быть стратегическое орудие, использованное для входа или создания дифференциации поддельного продукта. Существует серьезное доказатель­ство того, что ограничение рекламы меньше воздействует на рыночную конкуренцию; од­нако регуляционные шаги, которые заставляют продавцов обеспечивать население необ­ходимой информацией об их продукции, в действительности приносит прибыль покупателям.

Поэтому мы должны быть осторожны при введении новых ограничений на рекламу. Заманчиво попытаться использовать такие ограничения, чтобы исправить информацион­ные различия, которые могут определить недостатки потребителей в сделках с продавца­ми или содержать внешние издержки, ассоциирующиеся с определенным образцом по­требления. По мы должны помнить, что регулирование рекламы может влиять на конку­рентную силу.Интеллектуальная деятельность людей является важнейшей для каждого общества на­ряду с производственной деятельностью в материальной сфере. Продуктивность творче­ской деятельности граждан влияет на индустрию, сельское хозяйство, науку и другие сфе­ры, использующие интеллектуальные достижения, и зависит от множества факторов, главный из которых - степень защищенности обладателей творческих результатов.

Переход Республики Казахстан к рыночным отношениям привел к пониманию значи­мости интеллектуальной собственности в экономическом развитии как отдельного пред­приятия, так и страны в целом. Интеллектуальная собственность становится одним из ос­новных активов действующих предприятий. Процесс использования, учета и передачи ин­теллектуальной собственности, продвижение результатов интеллектуальной деятельности на рынок выдвигает на первый план серьезнейшую для казахстанских предпринимателей проблему определения действительной стоимости интеллектуальной собственности.

Специфика и многообразие объектов интеллектуальной собственности, особенности формирования цены в зависимости от конкретных условий и использования объектов ин­теллектуальной собственности предъявляют особые требования к оценке интеллектуаль­ной собственности.


Понятие «интеллектуальная собственность» подразумевает нематериальные ценности и результаты творческой деятельности человека. Владельцам же новой совокупности су­щественных признаков, характеризующих новое устройство, выступает только автор изо­бретения, который может уступить исключительное право на использование в промыш­ленности этой совокупности другому лицу за вознаграждение или безвозмездно.

Интеллектуальную собственность обычно подразделяют на:

• промышленную собственность - изобретения (устройства, способ производства,
способ контроля или измерения и т.п., вещество), полезные модели (устройства),
промышленные образцы (художественно-конструкторские решения, дизайн), то­
варные
знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара;

• произведения литературы, искусства, науки, охраняемые авторским правом.
Исключительные права на использование объектов промышленной собственности

предоставляются патентом или свидетельством, выдаваемым патентным ведомством страны.

Рынок интеллектуальной собственности в Казахстане только начинает формироваться. Есть авторы, и есть спрос на их продукцию, есть законодательная база, регулирующая от­ношения участников этого рынка. Основная проблема в том, что нет четко установленных и поддерживаемых государством механизмов воплощения оформленных идей или объек- тов интеллектуальной собственности в производство, нет условий и возможностей нашим кулибиньгм и эдисонам заработать ().

Автору изобретения, как может показаться на первый взгляд, не нужен патент, чтобы осуществить промышленное использование результатов интеллектуальной деятельности, поскольку у него уже есть автоматическое право на его использование. Однако этому мо­гут помешать «пираты» - люди, узнавшие суть изобретения и получившие обманным пу­тем патент на территории той или иной страны.

Наличие патента дает его владельцу возможность защитить свои права на объекты ин­теллектуальной собственности от всякого рода нарушений в судебном порядке, а также потребовать выплаты компенсации.

Патент, полученный в какой-либо из стран, дает право на изготовление, использова­ние и продажу внутри этой страны устройств, способов, веществ, в которых используются технические решения, защищенные патентом.

Владелец патента может разрешить любому лицу использовать изобретение за возна­граждение или безвозмездно. Такое разрешение называется патентной лицензией, а возна­граждение - ценой патентной лицензии.

Товарный знак - это обозначение, слово или несколько слов, символ или сочетание слов и символов, которые используются для того, чтобы отличить товары и услуги одного производителя или продавца от аналогичных одноименных товаров и услуг других фирм.

Иными словами, товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, объем­ными или комбинированными, черно-белыми или цветными. Только зарегистрированный в патентном ведомстве товарный знак позволяет получить охраняемую законом монопо­лию на его использование.

Под патентом следует понимать выданный патентным ведомством охранный доку­мент, удостоверяющий авторство, приоритет (первенство во времени) и исключительное право его обладателя (патентообладателя) на применение изобретения, полезной модели или промышленного образца. Обязанность желающих использовать охраняемое решение третьих лиц заключается в получении на это согласия патентообладателя.

Таким образом, существуют объекты интеллектуальной собственности, для которых главное значение имеют не форма, а их суть, содержание. Естественно, чтобы уяснить суть технического решения, выяснить его отличия от сходных решений, точно и правиль­но определить объем правовых притязаний данного изобретателя, необходимо провести большой объем процедур административного характера по формализации требований. Началом этого процесса является обращение заинтересованного лица-заявителя в специа­лизированный государственный орган - патентное ведомство - с заявкой о выдаче охран­ного документа (предварительного патента или патента). Затем этим органом проводятся специальные процедуры - формальная экспертиза и экспертиза по существу, заканчи­вающиеся вынесением решения о выдаче патента или об отказе в его выдаче. Существует также специальная процедура обжалования, апелляции при несогласии заявителей с ре­шениями ведомства об отказе в выдаче патентов.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок возникновения оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защищаемых патентом {изо­бретения, полезные модели, промышленные образцы), называется патентным правом, j

Антитрестовская политика нацелена на развитие конкуренции и естественных моно­полий. Патентная система является обратной. При получении патента изобретатель нового продукта получает эксклюзивные права на определенный период времени. Предоставле­ние монополии в этом случае обосновывается следующей аргументацией. Обычно изобре­тателю требуется много лет и средств, чтобы довести идею до законченного вида. И если информация о ней стала бы всем известна и не была бы защищена, все заинтересованные лица могли бы ею воспользоваться и конкурировать с продукцией, в основе которой ле­жит это изобретение, на том же рынке, что и изобретатель. А так как они не несли расхо­дов, связанных с разработкой этого продукта, то их прибыль была бы выше, чем у автора. Другими словами, если бы не было патентной системы, у людей было бы гораздо меньше стимулов тратить силы и средства на разработку новых идей. Правительство дарует экс­клюзивные права держателям патентов на любой новый и полезный продукт или произ­водственный процесс на длительный период времени (на 17 лет в США). Благодаря па­тентной системе фирмы могут избежать конкурентов, а также усилить свою монопольную власть до тех пор, пока срок действия патентов не закончится.

Антитрестовская политика направлена на осуществление избежания потерь, связан­ных с монополистической деятельностью; патентная система направлена на расширение излишка, поощрение оптимального количества инновационной деятельности. В этой связи патенты, с одной стороны, направлены на разрешение проблемы фрирайдерства. Пока изобретение является в основном результатом «вспышки изобретения гениев», анализиро­вать такие изобретения коммерчески необходимо. Джеймс Ватт, например, придумал свою версию парового двигателя, который имел успех, и сделал рабочую модель этого двигателя за 3 дня, но он потратил 11 лег, чтобы сделать свое изобретение готовым для выхода на рынок. Если бы копия двигателя попала в руки имитаторов, то Д. Ватт никогда не получил свои огромные вложения («R&D»). Имитаторы установили бы цены, равные маргинальным издержкам производства. Д. Ватт должен был сравнять цены или он ничего не продал бы. Зная об этом, Д. Ватт, возможно, не стал бы делать эти вложения.

Ясно, что общество, где не удаются нововведения, будет самым бедным. Исследова­ния Эдварда Денисона показывают, что результаты рабочих США возросли примерно на половину за период 1929 - 1969 гг. в результате повышения уровня научных и техниче­ских знаний. Однако не каждый согласится, что патенты необходимы для того, чтобы производить оптимальное количество новшеств, или что патентная система работает для

различных предназначений. Исследователи доказали: существуют потенциальные угрозы патентам, которые характерны для антитрестовской политики.

Первый официальный патентный закон был опубликован в Венеции (Италия) в 1774 г. Преамбулой этого закона явились представления о защите изобретателей от имитаторов: «Среди нас есть великие гении, способные изобретать и открывать изобретательные при­боры... Если провизия была сделана для работы и были изобретены приборы такими людьми, то важно, чтобы другие уже не смогли присвоить изобретение. Многие будут изобретать, строить приборы большой полезности для нашего общества».

Весь следующий век идея распространялась на севере. К сожалению, патентные мо­нополии не стимулировали изобретений гениев, а служили меркантилистским целям, осо­бенно в Англии во времена королевы Елизаветы I. Британский парламент в 1623 г. утвер­дил закон о монополиях, декларирующий нелегальность патентов, исключая гранты «на­стоящему и первому» изобретателю нового продукта или средства производства. Такие гранты истекают через 14 лет (время, необходимое учителю, чтобы обучить два поколе­ния учеников).

Британский патентный закон переняли несколько американских колоний, предлагая свои модификации. Желание стандартизировать эти законы по всем штатам привело к ус­тановлению первого американского закона о патентах (1790 г.). Он устанавливал, что пра­во выпуска патента будет возложено на официальную комиссию, которая будет решать, что товар кандидата является «новым и полезным». В 1793 г. эти требования снизились, и Государственный департамент был уполномоченным выпускать патенты без выяснения новизны и полезности изобретения. Результат был печальным: сомнительные патенты бы­ли вовлечены в патентную тяжбу. В 1836 г. конгресс установил более строгие требования к закону 1790 г.


15С

Заявления на патент

 

rJ

[ ранты для иностранцев


1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990

Рис. 2.29. Заявления на патенты и гранты для США в 1880- 1989 гг. (в тысячах)


Рисунок 2. показывает направления деятельности патентов в США с 1880 г. Соглас­но текущему закону США изобретение должно удовлетворять трем критериям для того, чтобы быть запатентованным. Во-первых, оно должно быть новым, т.е. население не должно узнать об изобретении до того, пока изобретатель не закончит его или более чем через год до момента получения патента. Во-вторых, оно должно быть полезным; часто заключительное свидетельство о практической полезности зависит от будущего развития, патентная власть ведет к тому, чтобы быть более снисходительной в принятии этого ис­пытания. В-третьих, изобретение должно быть неочевидным. Если продукт или процесс по вопросам и будет «очевидным для человека с обычными знаниями в гуманитарных науках», то он не будет запатентованным.

Многие страны имеют аналогичные условия для патентования. Однако существует несколько важных международных разновидностей патентных законов. Например, в не­скольких странах (обычно в Германии. Японии и Бразилии) возможно получить патенты, покрывающие основные нововведения краткосрочными патентами, длящимися как мини­мум 3 года, на небольшие изобретения и усовершенствования продукта. Международный патентный кооперативный договор (1970 г.) в значительной мере упрощает процесс при­обретения международной защиты патента, позволяющий изобретателю начинать процесс получения патента в большой группе участников заполнением заявления в одном из четы­рех главных патентных офисов (в Европе, Японии, США, СНГ), которые осуществляют международные патентные поиски.

Таким образом, кандидат должен рассказать о своих изобретениях в значительных де­талях. Большое число кандидатов на приобретение патентов (около 130 000 в год в США) зависит от маленькой группы экзаменаторов, однако реальность такова, что кандидаты получают только поверхностную рецензию. В США до сих пор очередь достаточно длин­ная, так что изобретатель может ждать около двух лет, пока его заявление не примут. Это не так уж плохо, с точки зрения кандидата. Патентная система не начинает действовать до тех пор, пока патент официально не зарегистрирован, эта задержка эффективно удлиняет период защиты почти до 19 лет.

Даже после того как патент присужден, его действительность далека от истины. Па­тентный офис не обеспечивает содействие изобретателям, которые подозревают, что дру­гие индивидуумы или фирмы нарушают их права. Держатели патентов часто судятся (за свой счет) за обеспечение своих требований. Во многих случаях изобретатели возбуждают уголовное дело в отношении использования патентованной продукции или процесса без каких-либо полномочий.

Рассмотрим взаимовлияние снижения производительности и действия патентов.

Рост производительности является центральным звеном в повышении благосостояния общества. Если мы можем получить больше результатов, допуская определенное количе­ство затрат, мы можем достичь устойчивого уровня жизни, близкого к международному стандарту. В 70-х - начале 80-х годов XX в., однако, рост производительности значитель­но сократился. Например, результаты за один час работы в США выросли до 32% в 60-х годах, а уже в 1970 г. составили 15% и через некоторое время практически упали. Это не предвещало ничего хорошего для американской экономики, исследователи стали искать источник кризиса производительности.

Одно из первых подозрений было очевидным - спад коэффициента инноваций. Как показано на рисунке 2.29, патентные награды в США упали почти на 40% с 1970 по 1979 г. Заявления на патенты от граждан США или корпораций упали на 11% в течение этого пе­риода, гак что увеличение патентных наград было характерно только для иностранцев. Потеряли ли США свои конкурентные позиции в области изобретений?


Необязательно. Оказалось, что наши индикаторы технологичного упадка - словами экономиста Зви Гриличеза - «бюрократический мираж». Ресурсы значительно сократи­лись в течение этого периода, число экзаменаторов упало почти на 30% с 1974 по 1980 г., создавая затор в патентном процессе. И в 1979 г. число наград сильно упало, потому что не было средств для выдачи патентов!

Спад в изобретательной деятельности в течение 70-х годов был крупным статистиче­ским миражом, но не всеобъемлющим. Как иностранные кандидаты вытесняют в действи­тельности местных кандидатов на патенты? Вызывают ли эти тенденции беспокойство?

3. Гриличез думает, что нет. Во-первых, он считает, что спад патентных наград отно­сится к снижению качества запатентованного изобретения. Многие патенты оказываются бесполезными. Если спад наград отражает неохоту платить издержки патентных изобре­тений с низкой ожидаемой ценой, то, возможно, не стоит беспокоиться об этом. Сущест­вуют доказательства того, что средняя цена патента повышается. 3. Гриличез также отме­тил, что непонятно, нужны ли нам изобретения для поддержания текущих экономических коэффициентов роста. Что касается увеличения коэффициента роста иностранных изобре­тений, он сказал просто: «Нам нравится быть их конечными получателями доходов»200.

Но если производительный кризис не зависит от реального спада в нововведениях, то что вызывает это? Как мы видели в некоторых главах, ученые обвиняют правительствен­ное регулирование в спаде экономического роста. Но объем спада необъясним, эта загадка еще не разгадана.

В течение многих лег ученые старались рационализировать патентную систему. Им было ясно, что изобретатель предоставляет право использования своих идей другим и что присвоение его идей другими людьми - воровство.

Многие аргументы в защиту патентов более земные и утилизированные. Мы уже опи­сали наиболее обычный: предоставляя патентные права, вы поощряете развитие полезной новой продукции и процессов, повышая вероятность того, что изобретатель получит из­держки от инновационной деятельности. Патентные права выдаются для установления рыночной силы, что приводит к получению большей прибыли; такая прибыль побуждает стать новым изобретателем новой продукции или процесса. Существуют эмпирические доказательства того, что защита патента делает копирование более сложным и дорогим, что позволяет изобретателям получать монопольную прибыль. Существует два основных обзора, которые показывают, что патенты ведут к увеличению издержек^". Другая точка зрения свидетельствует, что в некоторых секторах (особенно в химической и фармацевти­ческой индустрии) будет существенное сокращение «R & D», если нет патентов202. Ко­нечно, возможно, что патентная система может производить слишком много изобретений. Если вознаграждения держателей патентов слишком высоки, то многие смогут посвятить свое время и энергию изобретательской деятельности" ".

Другой аргумент - то, что патенты поощряют изобретателей обнаруживать свои идеи в обмен на защиту от конкуренции со стороны имитаторов; повышают все ступени ново­введений, позволяя изобретателям строить свои идеи на работах друг друга. Патентные


заявления требуют детальных описаний, которые могут помочь изобретателям, работаю­щим в областях, относящихся к патентной продукции или процессу, используя фонд чело­веческих знаний.

Исследователи разработали несколько схем, по которым текущая патентная система может быть использована. Однако держателям патентов непросто платить монопольные цены за собственную продукцию. Фирмы могут использовать систему, чтобы помешать конкуренту, влияя патентной монополией на монополию других рынков, разделяя рынок, а также действовать против потребителей.

Как мы уже отмечали, фирма может получить необходимый патент, придумывая аль­тернативную продукцию или процессы, имитируя запатентованную продукцию, но не имея патентных прав. Предупредить такую деятельность и усилить патентные права фир­ма реально путем установления патентного билета, действующего не на один продукт, а на серию продуктов. Многие патенты фирмы на продукцию могут быть не использованы или не лицензированы. Такие «спящие патенты» держатся только для повышения издер­жек входа на рынок потенциальных конкурентов.

Идея, которая очень ценна для изобретателя, обычно сдерживается монополистами. Появление «спящих патентов» обусловлено тем, что держатели их запрещают нововведе­ния, чтобы защитить монопольные позиции.

Важно отметить, что запрет патентов наносит вред использованию таких патентов, ес­ли держатель патента контролирует цены монополий, помогая сохранить фирме домини­рующее положение на рынке.

Другое дело, когда патенты могут дать фирмам толчок, необходимый им в целях мо­нополизации рынков для других незапатентованных продуктов. Это может быть соверше­но через принудительный ассортимент, в котором продажа запатентованного продукта обусловлена договором с покупателем, а также путем покупки родственных товаров. Как мы уже говорили в предыдущих главах, «принудительный ассортимент» часто нацелен на увеличение (через дискриминацию цен) пользы, связанной с монополией связываемого товара больше, чем создание новой монополии связанного товара. Если так, то организа­ция может фактически увеличить благосостояние расширением доходов от связанного то­вара. Согласно некоторым обстоятельствам, однако, принудительный ассортимент может привести к монополии связанного товара, и поэтому к уменьшению благосостояния.

Объединение или лицензирование патентов иногда скрывает деятельность картелей, а отсутствие системы патентов было бы совершенно нелегальным. Часто одна фирма может держать патент в определенной сфере, а некоторые другие фирмы, имея патенты и те же цели, совершать их немного другими путями. В таких условиях разные фирмы вольны объединять свои патенты, для того чтобы избежать изменений и судебных издержек в споре, определяющем, какие патенты будут осуществимы. Объединенное соглашение мо­жет специфицировать продажные цены товаров, произведенных под разными патентами, или ограничить конкуренцию исключением новых участников из объединения. Патенты на добавочные продукты или технологии иногда находятся у конкурирующей фирмы. Ли­цензионные соглашения среди таких фирм обеспечивают им предлог, необходимый для окончательного определения цены продукта, месторасположения или других факторов.

Как только патенты начинают действовать для улучшения существующих товаров или технологий, умные владельцы патентов могут искусственно продлевать срок их действия накоплением улучшенных патентов, которые будут сдерживать подражателей, пока срок действия основного патента истекает. При установлении срока действия основного патен-


та (если срок действия патента обеспечит оплату, соизмеримую с оптимальной ценой но­вовведений), такие действия:

• позволят держателю патента налагать потери монополии мертвого капитала;

• могут снизить чрезмерную цену нововведения оплатой нововведения.
Некоторые случаи. Хотя первые случаи против монополий, вовлекавшие патенты,

были направлены на определение свободы держателей патентов от акта Шермана часть I (запрет о фиксации цен), более поздние - на сочетание многих обвинений, обсуж­денных выше.

«General Electric» (1926).

Компания «GE» держала патенты по использованию вольфрама для нитей накалива­ния лампы. Технологии были не очень важны, поэтому «GE» имела монопольную власть па этом рынке. Компания по патентам могла отказаться лицензировать патенты «GE» и, таким образом, поддержать монополию, но она выбрала лицензирование соперника «Westinghouse». «Westinghouse» начала производить вольфрамовые нити накала в колбе лампы. «Westinghouse» обязалась урезать продажу и поддерживать цены, установлетпше. «GE» - таков был договор. Верховный суд постановил, что хотя держатель этого патента обладает эксклюзивными правами использовать и продавать, открытие включает в себя право на определение продажной цены запатентованного товара, даже если товар был произведен по лицензии другой фирмы.

«Tying Cases».

Как мы видели в главе 6, суды считают «принудительный ассортимент» нелегальным, если даже ответчик имеет большое количество акций на рынке для связываемого товара или где количество лишений права выкупа закладной на рынке для связанного товара ста­новится большим. В обеих компаниях («IBM» и «ISD»20) Верховный суд отклонил аргу­менты ответчиков, что их связь запатентованных товаров мотивировалась желанием обес­печить качество, представляя последние.

«Hartfort- Empire» (1945).

В вынесении решения по компании «General Electric» Верховный суд выразил жела­ние позволить держателю патента фиксировать цены, установленные лицензиями, в слу­чаях, где вовлечен единственный держатель патента, который лицензирует единственный патент. Однако в деле «Hartiort - Empire» было показано, что суд не позволил группе фирм связывать свои патенты и использовать лицензированные патенты как средство рас­страивания антимонопольных законов. Дело было очень запутанным. История началась с изобретением автоматической машины по производству стекла в начале 1900 г. Некото­рые другие процессы были запатентованы разными фирмами, и с началом улучшений число патентов быстро возросло. Отдельные фирмы начали обмениваться лицензиями, чтобы использовать технологии друг друга. Часто взаимно лицензированные договоры косвенно делят рынки, получая определенные типы стекла или оборудования производст­ва каждой фирмой. Самые большие фирмы создают объединения патентов. В 1934 г. 94% всего стекла, произведенного в США, было изготовлено на оборудовании, лицензирован­ном под объединенными патентами. «Hartfort - Empire», которая держала более 600 - 800 патентов в объединении, начала координировать производство заключений для индуст­рии, назначая каждому производителю точную долю дохода в каждом приемнике. Более того, «Hartfort - Empire» отказалась лицензировать патенты для потенциальных новичков.

Районный суд счел это действие запрещенной конкуренцией в индустрии. Верховный суд одобрил, что члены объединения, работая в позиции объединенных патентов, обеспечива-ют сферы производства и поддерживают цены незапатентованного стеклопроизводства.

«U.S. Gypsum» (1948).

С 1912 по 1929 г. компания «U.S. Gypsum» держала патенты на производство wallboard (материал, который сохраняет гипс от разрушения). Компания лицензировала конкурентов для производства их запатентованного wallboard так долго, сколько они были согласны продавать по цене, установленной «U.S. Gypsum». Вероятно, это было полно­стью легально на примере «GE», но по мере приближения конца срока действия патента представители компании «U.S. Gypsum» встретились со своим лицензиаром и выбрали новую стратегию. Компания приложила к патентам новый тип wallboard (bubble board, ко­торый был легче и дешевле предшествующего материала). Это позволило лицензировать патенты, если фирма согласна оплатить за все wallboard любого типа независимо от того, находится ли он под защитой патента. Согласно договору «U.S. Gypsum» контролировала цены на все wallboard-продукты по методу фиксированных цен. Во избежание нарушения договора «U.S. Gypsum» установила стандарт продукта и запретила продавцам обеспече­ние выгодных кредитов или доставки оплаты покупателей (чтобы сократить неценовую конкуренцию) и создала вспомогательную компанию для расследования жалоб, если ли­цензируемое лицо нарушило договор. Верховный суд посчитал такие мероприятия подав­ляющим доказательством плана лицензирующего и лицензируемого в определении цен и проведении операции в гипсовой промышленности. Ключом здесь является то, что «U.S. Gypsum» действовала, в отличие от «GE», с другими членами промышленности, эффективно подавляя на рынке конкурентов, производящих как запатентованные, так и незапатентованные товары.

Предложения для реформирования. Превысила ли социальная прибыль от системы патентов США социальные потери? К сожалению, точный положительный ответ на этот вопрос невозможен. Но мы не можем знать, к чему бы привело отсутствие системы патен­тов, и, конечно, не знаем, что осталось изобрести. Многие думают, что систему можно улучшить, но вряд ли получится сделать ее совершенной. Лучше всего причина была представлена Ф. Мачлупом: «Если бы мы не знали систему патентов, было невозможно на основе наших сегодняшних знаний об ее экономических последствиях использовать ее. Но после того как мы внедрили систему патентов на долгое время, было бы невозможным

на основе наших сегодняшних знании отказаться от нее...».

Один способ улучшения, который экономисты предлагали, был внедрен в США в 1980 г. С тех пор держатели патентов должны были платить взносы, чтобы сохранить силу сво­их патентов. Через 3,5 года после предоставления патента взнос составил 450 долл. США. через 7,5 лет - 890 долл., через 11,5 лет - 1340 долл. Таким образом, в конце 1988 г. сроки около 1/6 патентов, субсидированных с 1981 по 1984 г., истекли.

Еще ряд предложений для улучшения настоящей системы был направлен для изуче­ния их властями:

• усилить проверку технологий так, чтобы патенты выдавались для действительно
значимых изобретений;

• сократить срок действия патентов;

требовать от держателей патентов лицензировать свои патенты по необходимой
цене (это самое противоречивое).


Эти предложения общеприняты во многих европейских странах, но попытки изменить законы США в этом направлении были встречены неумолимой оппозицией индустриаль­ных групп. Принудительное лицензирование, однако, было средством борьбы в некоторых антимонопольных делах.

Другие предложения направлены на усиление прав патентов. Два таких предложения приняты в начале 1980 г. Одно из них позволяло маленьким предприятиям и университе­там удерживать эксклюзивные права на продукты, разработанные на субсидии федераль­ных исследования; второе предложение сделало возможным утвердить патент, если орга­низация по патентам перепроверила его. Предложение по продлению срока действия па­тента часто выносится на рассмотрение конгресса, но до сих пор не было принято.

В конце концов некоторые больше доверяют разным альтернативным средствам, расширяющим коэффициент общественных нововведений.

Доверие федеральному капиталу для «R&D», скорее всего, уменьшается в последнее время. В 1970 г. около 57% затрат «R&D» были из федерального правительства, в конце 1980 г. это число опустилось до 48%. Увеличение федеральной роли в «R&D» не могло быть только выгодным. Критики этого подхода отмечают, что централизованная власть обеспечения субсидий может быть сильно бюрократизирована и не в состоянии адаптиро­ваться к быстрым переменам в технологиях, может проигнорировать, обещая новые ис­следования «известных целей», или не сможет четко разнообразить свои действия, приво­дя, таким образом, к растрате существенных ресурсов. Также интересно отметить, что та­кой подход применялся в течение долгого времени в СССР, где сертификаты изобретений давались только тем, чьи идеи были индустриальными.

Правовая охрана прав владельцев интеллектуальной собственности представляется важнейшей задачей как центральных, так и местных органов власти.

Эта сфера- новая область государственного регулирования в нашей республике. В со­ветский период ее функционирование обеспечивалось центральными органами СССР и регулировалось соответствующими нормативными актами, а республиканского законода­тельства по этим вопросам фактически не было.

В связи с прекращением существования Союза Советских Социалистических Респуб­лик с 1 декабря 1991 г. Государственное патентное ведомство СССР (Госпатент СССР) прекратило выполнять свои функции, в связи с чем возникла неопределенная ситуация в области охраны промышленной собственности. Для выхода из нее нужно было создать межгосударственную систему по охране промышленной собственности и национальные патентные системы в странах СНГ и других государствах-субъектах бывшего СССР с об­разованием патентных ведомств и принятием своих законов в этой области.

Предвидя, что с распадом СССР будет нарушено единое патентное пространство на территории вновь образуемых государств, Госпатент СССР еще до своей ликвидации об­ратился к правительствам союзных республик с предложением о переговорах по вопросу создания межгосударственной системы по охране промышленной собственности и разра­ботки патентной конвенции.

Это встретило понимание со стороны руководства ряда республик, так как формиро­вание межгосударственной системы явилось бы предпосылкой для охраны промышленной собственности и продвижения современных технологий, обеспечения условий для развития совместных предприятий и деятельности иностранных инвесторов в области экономики.

Идея создания и обеспечения функционирования единой патентной службы страны была изложена уже в 1990 г., когда в Госпатенте СССР 15 августа 1990 г. состоялось совещание по разделению функций в области промышленной собственности между СССР и РСФСР.


В Киеве 10-11 сентября 1991 г. прошло рабочее совещание представителей бывших республик СССР по вопросу межгосударственного научно-технического сотрудничества.

Участники совещания, исходя из собственных долгосрочных интересов, связанных с необходимостью сохранения и развития научно-технического потенциала каждого из го­сударств, сложившихся научно-технических связей, и сознавая преимущества междуна­родной кооперации в научно-технической сфере, сочли необходимым начать подготовку и заключить в кратчайшие сроки межгосударственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве.

С учетом достигнутых договоренностей в Госпатенте СССР с участием представите­лей республик был подготовлен проект Временного соглашения по охране промышленной собственности, в котором предусматривалось создание межгосударственной организации по охране промышленной собственности, одной из основных задач которой являлась вы­дача межгосударственных охранных документов.

10 октября 1991 г. в Москве в Госпатенте СССР состоялось рабочее совещание пред­ставителей бывших республик СССР по формированию принципов Временного соглаше­ния о патентной системе, которая должна была функционировать до подписания Межго­сударственной конвенции по охране промышленной собственности.

Рабочая группа заседала 21-28 октября 1991 г. Были подготовлены все документы для функционирования Соглашения о единой патентной системе. Группа признала целе­сообразным 12-14 ноября 1991 г. провести в Москве встречу полномочных представите­лей для согласования и подписания Соглашения.

Однако эта встреча состоялась не в Москве, а в Минске 27 декабря 1991 г., так как Минск к тому времени стал городом, где была размешена штаб-квартира Содружества Не­зависимых Государств (СНГ). Для вступления Минского соглашения в силу нужна была его ратификация не менее тремя государствами. К сожалению, его ратифицировала только Украина.

С конца января 1992 г. в новых государствах (бывших республиках СССР) начали создаваться национальные патентные ведомства.

На встречах в Москве (июль и ноябрь 1992 г.) представителей и руководителей па­тентных ведомств стран СНГ при обсуждении межправительственного и межведомствен­ного сотрудничества в области охраны промышленной собственности большинство уча­стников подтвердили необходимость разработки Межгосударственной конвенции по ох­ране промышленной собственности.

12 марта 1993 г. в Москве проходило совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и соз­дании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.

18-19 мая 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного сове­та по вопросам охраны промышленной собственности. В заседании приняли участие деле­гации Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины во главе с полномочными представителями этих государств, а также наблюдате­ли от национальных патентных ведомств Азербайджанской Республики и Туркменистана. Кроме того, присутствовал генеральный директор Всемирной организации интеллекту­альной собственности (ВОИС) А. Богш. В эпоху развития науки и техники, переходных технологий, глобальной информатизации возникают новые формы сотрудничества. Так, в июле 1967 г, была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию ин-


теллектуальной собственности (WIPO-ВОИС). Роль и значение этой организации трудно переоценить. Учреждая ВОИС, ее участники преследовали главную цель - поощрять творческую деятельность, содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств, во взаимодействии с любой другой международ­ной организацией. ВОИС в своей деятельности преследует демократичность принципов партнерства во взаимоотношениях. Членом организации может стать всякое государство, признающее любое международное соглашение, призванное содействовать охране интел­лектуальной собственности.

Придавая важное значение развитию сферы интеллектуального творчества, охране прав интеллектуальной собственности, Казахстан в 1992 году вступил в члены ВОИС.

На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промыш­ленной собственности было решено ограничиться правовой охраной изобретений как объектов промышленной собственности, которые наиболее активно влияют на миро­вой уровень техники.

Были одобрены принципы разработки патентной конвенции.

Рабочая группа подготовила проект патентной конвенции, который был в целом одоб­рен на втором заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышлен­ной собственности в г. Ужгороде (Украина) в сентябре 1993 г. На этом заседании было принято (по аналогии с Европейской патентной конвенцией) ее новое название - Евразий­ская патентная конвенция, призванное подчеркнуть территориальный характер соглаше­ния о сотрудничестве в сфере правовой охраны промышленной собственности.

На третьем заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышлен­ной собственности, проведенном при содействии Международного бюро ВОИС в феврале 1994 г. в Женеве, были обсуждены важнейшие вопросы, относящиеся к проекту Конвен­ции, и ее согласованный текст был передан в Исполнительный секретариат СНГ для согласова­ния вопросов, связанных с подготовкой к подписанию конвенции главами правительств.

Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ.

Для того чтобы Евразийская патентная конвенция вступила в силу, требовалась ее ра­тификация по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны были присоединиться не менее трех государств.

Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан (1 марта 1995 г.), 8 мая 1995 г. документ о ратификации Конвенции представила Республика Беларусь и 12 мая 1995 г. Республика Таджикистан.

Евразийская патентная конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в си­лу 12 августа 1995 г.

В мае 1995 г. ее ратифицировали также парламенты Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

7-8 сентября 1995 г. в Баку состоялось шестое заседание Межгосударственного со­вета по вопросам охраны промышленной собственности.

В настоящее время членами Евразийской патентной организации являются девять го­сударств - Туркменистан (с 1 марта 1995 г.), Республика Беларусь (с 8 мая 1995 г.), Рес­публика Таджикистан (с 12 мая 1995 г.), Российская Федерация (с 27 сентября 1995 г.), Республика Казахстан (5 ноября 1995 г.), Азербайджанская Республика (25 декабря 1995 г.), Кыргызская Республика (13 января 1996 г.), Республика Армения (27 февраля 1996 г.) и Республика Молдова (16 февраля 1996 г.).


\

С 1 января 1996 г. Евразийское патентное ведомство стало принимать евразийские за­явки па изобретения. В 1996 г. поступило 118 заявок, из них 41 заявка - из государств-участников Конвенции. В 1997 г. из 458 поданных евразийских заявок 47 поступило от заявителей из государств-участников Конвенции, при этом больше половины (58%) всех заявок - от заявителей СШЛ, Германии, Франции и России.

В 1997 г. в ЕАПВ зарегистрировано в Реестре евразийских патентов 50 патентов, в том числе на имя заявителей из государств участников Конвенции - 14 патентов. Первый ев­разийский патент был выдан 29 апреля 1997 г.

В отношении Республики Казахстан Евразийская патентная конвенция вступила в си­лу 5 ноября 1995 г. после сдачи 5 августа 1995 г. генеральному директору Всемирной ор­ганизации интеллектуальной собственности ратификационной грамоты.

Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. является самой новой патент­ной конвенцией в мире. Причины создания этой организации - стремление новых незави­симых государств выйти из экономического кризиса; снятие барьеров в продвижении тех­нических достижений друг друга; желание выпуска конкурентоспособных товаров; вза­имный обмен патентной и научно-технической информацией; создание условий для про­движения на их рынки передовых западных технологий.

С 16 февраля 1993 г. Республика Казахстан объявила о действии на своей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промыш­ленной собственности: это конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллек­туальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации (РСТ) и Мадридское соглашение о регистрации знаков. Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собствен­ности. Важнейший принцип этой системы, провозглашенный Парижской конвенцией, -принцип национального режима для иностранных заявителей, означающий, что Казахстан обеспечивает заявителям из других стран-участниц конвенций такую же охрану промыш­ленной собственности, какая предоставляется собственным гражданам.

На территории современного Казахстана авторское право зримо появилось уже в эпо­ху Великого Шелкового пути. Впервые в Казахстане официальные положения об автор­ском праве были зафиксированы в общественно-научных трудах первой трети XIX - на­чала XX столетий, в том числе светочами казахской национальной и мировой мысли Чо-каном Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым, многими другими их современниками и потомками.

Обозначенные в ряде действовавших государственных законоположений, в том числе в Кодексе законов 1928 г., эти положения далеко не всегда выполнялись в условиях преж­них государственных систем, всем известных общественно-политических обстоятельств,

региональных и мировых катаклизмов

Приобщение к мировым стандартам правового регулирования вопросов охраны объ­ектов интеллектуальной собственности, прав патентообладателей - один из важнейших показателей продвижения рыночных реформ. Оно стимулирует создание новой инфра­структуры, обеспечивающей в реальной практике условия для добросовестной конкуренции.

теллектуальной собственности (WIPO-ВОИС). Роль и значение этой организации трудно переоценить. Учреждая ВОИС, ее участники преследовали главную цель - поощрять творческую деятельность, содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств, во взаимодействии с любой другой международ­ной организацией. ВОИС в своей деятельности преследует демократичность принципов партнерства во взаимоотношениях. Членом организации может стать всякое государство, признающее любое международное соглашение, призванное содействовать охране интел­лектуальной собственности.

Придавая важное значение развитию сферы интеллектуального творчества, охране прав интеллектуальной собственности, Казахстан в 1992 году вступил в члены ВОИС.

На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промыш­ленной собственности было решено ограничиться правовой охраной изобретений как объектов промышленной собственности, которые наиболее активно влияют на миро­вой уровень техники.

Были одобрены принципы разработки патентной конвенции.

Рабочая группа подготовила проект патентной конвенции, который был в целом одоб­рен на втором заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышлен­ной собственности в г. Ужгороде (Украина) в сентябре 1993 г. На этом заседании было принято (по аналогии с Европейской патентной конвенцией) ее новое название - Евразий­ская патентная конвенция, призванное подчеркнуть территориальный характер соглаше­ния о сотрудничестве в сфере правовой охраны промышленной собственности.

На третьем заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышлен­ной собственности, проведенном при содействии Международного бюро ВОИС в феврале 1994 г. в Женеве, были обсуждены важнейшие вопросы, относящиеся к проекту Конвен­ции, и ее согласованный текст был передан в Исполнительный секретариат СНГ для согласова­ния вопросов, связанных с подготовкой к подписанию конвенции главами правительств.

Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ.

Для того чтобы Евразийская патентная конвенция вступила в силу, требовалась ее ра­тификация по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны были присоединиться не менее трех государств.

Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан (1 марта 1995 г.), 8 мая 1995 г. документ о ратификации Конвенции представила Республика Беларусь и 12 мая 1995 г. Республика Таджикистан.

Евразийская патентная конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в си­лу 12 августа 1995 г.

В мае 1995 г. ее ратифицировали также парламенты Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

7-8 сентября 1995 г. в Баку состоялось шестое заседание Межгосударственного со­вета по вопросам охраны промышленной собственности.

В настоящее время членами Евразийской патентной организации являются девять го­сударств - Туркменистан (с 1 марта 1995 г.), Республика Беларусь (с 8 мая 1995 г.), Рес­публика Таджикистан (с 12 мая 1995 г.), Российская Федерация (с 27 сентября 1995 г.), Республика Казахстан (5 ноября 1995 г.), Азербайджанская Республика (25 декабря 1995 г.), Кыргызская Республика (13 января 1996 г.), Республика Армения (27 февраля 1996 г.) и Республика Молдова (16 февраля 1996 г.).


С I января 1996 г. Евразийское патентное ведомство стало принимать евразийские за­явки на изобретения. В 1996 г. поступило 118 заявок, из них 41 заявка - из государств-участников Конвенции. В 1997 г. из 458 поданных евразийских заявок 47 поступило от заявителей из государств-участников Конвенции, при этом больше половины (58%) всех заявок - от заявителей США, Германии, Франции и России.

В 1997 г. в ЕАПВ зарегистрировано в Реестре евразийских патентов 50 патентов, в том числе на имя заявителей из государств участников Конвенции - 14 патентов. Первый ев­разийский патент был выдан 29 апреля 1997 г.

В отношении Республики Казахстан Евразийская патентная конвенция вступила в си­лу 5 ноября 1995 г. после сдачи 5 августа 1995 г. генеральному директору Всемирной ор­ганизации интеллектуальной собственности ратификационной грамоты.

Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. является самой новой патент­ной конвенцией в мире. Причины создания этой организации - стремление новых незави­симых государств выйти из экономического кризиса; снятие барьеров в продвижении тех­нических достижений друг друга; желание выпуска конкурентоспособных товаров; вза­имный обмен патентной и научно-технической информацией; создание условий для про­движения на их рынки передовых западных технологий.

С 16 февраля 1993 г. Республика Казахстан объявила о действии на своей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промыш­ленной собственности: это конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллек­туальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Доювор о патентной кооперации (РСТ) и Мадридское соглашение о регистрации знаков. Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собствен­ности. Важнейший принцип этой системы, провозглашенный Парижской конвенцией, -принцип национального режима для иностранных заявителей, означающий, что Казахстан обеспечивает заявителям из других стран-участниц конвенций такую же охрану промыш­ленной собственности, какая предоставляется собственным гражданам.

На территории современного Казахстана авторское право зримо появилось уже в эпо­ху Великого Шелкового пути. Впервые в Казахстане официальные положения об автор­ском праве были зафиксированы в общественно-научных трудах первой трети XIX - на­чала XX столетий, в том числе светочами казахской национальной и мировой мысли Чо-каном Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым, многими другими их современниками и потомками.

Обозначенные в ряде действовавших государственных законоположений, в том числе в Кодексе законов 1928 г., эти положения далеко не всегда выполнялись в условиях преж­них государственных систем, всем известных общественно-политических обстоятельств,

региональных и мировых катаклизмов.

Приобщение к мировым стандартам правового регулирования вопросов охраны объ­ектов интеллектуальной собственности, прав патентообладателей - один из важнейших показателей продвижения рыночных реформ. Оно стимулирует создание новой инфра­структуры, обеспечивающей в реальной практике условия для добросовестной конкуренции.

Главные принципы Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. следующие: принцип национального режима для иностранных заявителей в нашей стране и наших заявителей в других странах-участницах данной конвенции, а также принцип сохранения приоритета заявителей в странах-участницах при подаче зая­вок на получение охранных документов.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1991 г. облегчает получение правовой охраны для товарных знаков тем, что заявитель не обязан в защите своих прав обращаться во множество стран, а подает заявку в Международное бюро ВОИС в Женеве. Всю остальную работу делает бюро.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. действо­
вала в СССР, и Казахстан стал ее участником в порядке правопреемства. Она закрепляет
минимально необходимые для наличия в стране правовой охраны произведений гарантии
соблюдения авторских прав, провозглашает важнейшие личные неимущественные и иму-/
щественные права. /

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1976 г., предоставляет возможность Казахстану участвовать в pemeV нии важнейших дел мирового сообщества в данной области наравне с другими странами, получать информационную, консультационную и материальную помощь в развитии своей национальной системы правовой охраны.

Договор о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г. облегчает получение одно­временной правовой охраны изобретений во всех странах-участницах путем подачи одной заявки в Международное бюро ВОИС.

Охрана объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков) - новая область государственного регулиро­вания независимого Казахстана.

В настоящее время законодательство Республики Казахстан по вопросам правовой ох­раны интеллектуальной собственности в основном сформировано. Действуют Патентный закон, Закон о товарных знаках, Закон об авторском праве, ряд постановлений Правитель­ства РК, важнейший из которых установил размеры и порядок взыскания патентных по­шлин и статус служебных изобретений.

Больше шести лет действия Патентного закона и Закона о товарных знаках показали их высокую эффективность и стимулирующую роль в развитии отечественного изобрета­тельства. За этот период 185 граждан Казахстана и иностранцев стали обладателями прав на основные объекты промышленной собственности, получив на них охранные грамоты. В государственные реестры внесено 15076 изобретений, полезных моделей, товарных зна­ков и промышленных образцов, рассмотрено 490 лицензионных договоров.

Впервые закрепленная в Патентном законе нашей страны явочно-проверочная с выда­чей двух охранных документов система патентования была воспринята в законодательстве всех стран Центральной Азии, Кавказа, а также Украины.

Так, за период с августа 1992 г. (когда вступил в действие Патентный закон и начал работать Казпатент) по декабрь 1998 г. казахстанскими юридическими и физическими ли­цами было подано 12655 заявок на получение патентов на изобретения и полезные моде­ли, 172 - на промышленные образцы, 36827 заявок - на регистрацию товарных знаков. Несмотря на эти отрадные цифры, творцы новых произведений и изобретений испытыва-


ют большие трудности. Повсеместно сокращены конструкторские бюро и отделы, патент­ные отделы и патентоведы предприятий. Сужается база подготовки изобретателей - за­крываются профессионально-технические училища, техникумы промышленного профиля, станции юных техников и технические кружки домов и дворцов школьников. Практиче­ски нет ощутимых налоговых льгот негосударственным научно-технологическим венчур­ным предприятиям, созданным для разработки новых технологий или выпуска товаров по новым технологиям. Такое отношение к собственному интеллектуальному потенциалу может повредить делу достижения подлинной технической и технологической независи­мости нашей страны, привести к недопустимой зависимости ее экономики от чужих тех­нологий и товаров.

Одной из главных задач, поставленных перед Национальным патентным ведомством Казахстана - Казпатентом при его организации, стало создание в республике рынка-охра­няемых государством объектов интеллектуальной собственности. Практическое решение этой задачи обеспечивается тем, что патентное ведомство, выдавая патент или свидетель­ство, удостоверяет и легализует появление нового типа товара как объекта сделки. Казпа-тент публикует сведения о выданных патентах или свидетельствах в своем журнале «Промышленная собственность». Казпатент, информируя общество о создании нового, прогрессивного решения какой-либо технической задачи, тем самым предлагает потенци­альным покупателям заключить с его владельцем сделку на приобретение прав на исполь­зование этого решения в собственном производстве. В целом патентная система содейст-вуетразвитию промышленности в Казахстане.

За 9 лет после принятия Патентного закона (5.08.92 г.) количество выданных патентов ежегодно возрастало и составило за 1992-2000 гг. 10477 патентов на изобретения и полез­ные модели. Из них более восьми тысяч выдано национальным и около двух тысяч - ино­странным заявителям.

В среднем за год 20-25% патентов приходится на иностранных заявителей. Это гово­рит о том, что высокоразвитые страны ведут активную патентную политику на рынках развивающихся стран. С одной стороны, за иностранным патентом могут прийти инве­стиции, что ведет к конкуренции между отечественными и иностранными производите­лями в данной отрасли. А поскольку конкуренция является неотъемлемым атрибутом ры­ночной экономики, это подстегнет предприимчивого отечественного производителя вы­пускать конкурентоспособную продукцию. С другой стороны, отечественные производи­тели с неконкурентоспособным товаром, не имеющие средств для проведения своих ис­следований и разработок, могут быть отброшены назад, что затормозит развитие отраслей

местной промышленности.

Итак, первый и самый главный шаг в развитии системы защиты интеллектуальной собственности сделало государство, приняв законы «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименования мест происхождения товаров», «Патентный закон Республики Ка­захстан», «Об авторском праве и смежных правах», создав национальное патентное ве­домство, подписав четыре международных соглашения в этой сфере права.


Второй шаг - за гражданами, особенно за предпринимателями, изобретателями, па­тентообладателями, которым чрезвычайно важно ликвидировать собственную патентную неграмотность.

В нашей стране принята система патентования, которая предполагает охрану изобре­тений и промышленных образцов посредством охранных документов двух типов - пред­варительного патента и патента. Такую систему, в которой сочетаются элементы простой регистрации и экспертизы, принято называть явочно-проверочной системой патентования.

СИСТЕМЫ ИЛ ТЕНТОВЛНИЯ


Явочная


Проверочная

Страна использования


Отложенная



Алжир, Бельгия, Италия, Ис­ландия. Испания, Греция, Египет, Ирак. Боливия, Венесуэла и т.д.


Великобритания, Швеция, США, Бразилия, Индия. Ирландия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow