Рекламодатель | Кол-во выходов | Рекламное время | Бюджет, тыс. долл. | % |
«PROCTHR&GAMBLH» | 2224,08 | 3215,55 | 12.03 | |
«UNILEVER» | 1572,67 | 1882,30 | 7,04 | |
ДВОРЕЦРЕСПУБЛИКИ (КАЗАХСТАН) | 3979,50 | 1744.71 | 6,53 | |
«JOHNSON & JOHNSON» | 634.33 | 664,71 | 2,49 | |
БАНКТУРАНАЛЕМ | 535,00 | 653,19 | 2.44 | |
«COCA-COLA ALMATY BOTTLERS» | 545,33 | 561,89 | 2,10 _\ | |
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 856,42 | 501,03 | 1,87 | |
«COLGATE-PALMOLIVE» | 425,33 | 462,52 | 1,73 | |
«SKYLINE COSMETICS» (USA) | ] 158 | 328,83 | 410.26 | 1,53 |
казахский государственный академический драматический театр им. м. ауэзова | 1107,00 | 391,04 | 1.46 | |
ВСЕГО | 12208,50 | 10487,19 | 39,22 |
Такая же ситуация с низкими расценками наблюдается и в печатных изданиях. Более подробную информацию об объемах печатной рекламы можно получить в компании «Gallup Media Asia», одним из направлений работы которой является мониторинг телевизионной рекламы.
Низкий уровень цен на рекламные услуги имеет ряд негативных аспектов как для рекламных агентств, так и для потребителей. Во-первых, низкие цены на рекламу делают ее доступной практически для каждого хозяйствующего субъекта. На потребителей ежедневно обрушивается поток рекламной информации, которая в силу неконтролируемости рекламного рынка является зачастую лживой, недостоверной и недобросовестной. А это влечет за собой прямой ущерб для потребителей. Во-вторых, очень низкий уровень прибыли рекламопроизводителей и рекламораспространителей, делая рекламный бизнес ме-змт развитие рекламного рынка цепом. До тех пор шж& дета будут оставаться на недопустимо низком уровне, эта сфера предпринимательской деятельности не будет иметь перспектив для качественного роста и будет ограничиваться лишь экстенсивным развитием.
|
|
Одним из долгосрочных приоритетов развития Н. Назарбаев называет развитие инфраструктуры, особенно транспорта, связи и сетей коммуникации. Здесь хочется отметить, что реклама оказывает большое влияние на те средства коммуникаций, которые она использует. Например, существование негосударственного телевидения и радио невозможно без рекламы, ибо она является основным и самым обильным источником их финансирования. Кроме того, практически все независимые и негосударственные печатные издания обязаны своим существованием рекламе. Дальнейшее развитие средств коммуникаций и массовой информации невозможно без одновременного развития рекламы.
Функции государственного органа по регулированию рекламы можно кратко охарактеризовать как отслеживание рекламы, проверка на соответствие законодательству, внесение решений о предупреждении или наложении наказаний, передача дел в следственные органы.
Именно государственное регулирование рекламы в специфических экономических условиях Республики Казахстан должно стать основной формой рекламного регулирования. Регулирование рекламы приняло в Казахстане реальные очертания и стало функционировать полноценно, необходимо наделить ассоциации рекламодателей и рекламопроизводи-гелей реальными полномочиями, определить их юридический статус и оказывать содействие со стороны органов государственного управления. Членство в данных организациях должно предполагать соблюдение и исполнение разработанных принципов рекламной деятельности, не противоречащих рекламному законодательству. Данные ассоциации должны определить вполне понятные и четкие границы рекламной деятельности, за пределы которых ее члены в процессе своей работы не должны выходить. Например, в Чехии Советом по рекламе принят «Этический кодекс рекламной деятельности», который регламентирует все отношения по поводу рекламной практики и предназначен для всех субъектов, действующих в области рекламы. Этот кодекс создан в целях достижения того, чтобы реклама в Чешской Республике служила информированности общественности, была честной, правдивой и порядочной, подчинялась чешскому законодательству и вместе с этим соответствовала международным принципам Международного кодекса рекламы. В развитых странах приняты кодексы или правила саморегулирования для отдельных видов продукции, в перечень которых входит 22 товарные группы, например табачные изделия, лекарственные препараты, игрушки и т.д. В этих странах деятельность по саморегулированию вполне справляется с постановленными задачами, что само по себе не означает отсутствие там государственного вмешательства в случае крайней необходимости.
|
|
Для Казахстана важно развивать принципы саморегулирования. С этой целью республике необходимо вступить в различные международные организации саморегулирования рекламы, разработать кодексы осуществления рекламной деятельности, которые соответствовали бы международнопризнанным нормам рекламной практики. Развитие саморегулирования и государственный контроль способны сейчас полностью изменить современную рекламную практику в Казахстане. Самое важное на современном этапе экономического реформирования структуры рекламного обеспечения - это не допустить ошибок в выборе форм и методов регулирования и правильно определить реальные задачи, которые мы можем решить с помощью управления рекламой.
Как видно, реклама может быть и благом для общества, но может и подрывать устои этого же общества. Существует определенная грань, через которую деятельность рекламы не должна переступать, иначе это грозит анархией и хаосом. Таким образом, перед цивилизованным обществом встает проблема регулирования и ограничения рекламной деятельности в целях недопущения социальных катастроф.
Эмпирические доказательства рекламы слишком малы, для того чтобы определить окончательный вердикт ее полезности в каждом случае. Мы, конечно, не должны исключать возможность, что это могло быть стратегическое орудие, использованное для входа или создания дифференциации поддельного продукта. Существует серьезное доказательство того, что ограничение рекламы меньше воздействует на рыночную конкуренцию; однако регуляционные шаги, которые заставляют продавцов обеспечивать население необходимой информацией об их продукции, в действительности приносит прибыль покупателям.
Поэтому мы должны быть осторожны при введении новых ограничений на рекламу. Заманчиво попытаться использовать такие ограничения, чтобы исправить информационные различия, которые могут определить недостатки потребителей в сделках с продавцами или содержать внешние издержки, ассоциирующиеся с определенным образцом потребления. По мы должны помнить, что регулирование рекламы может влиять на конкурентную силу.Интеллектуальная деятельность людей является важнейшей для каждого общества наряду с производственной деятельностью в материальной сфере. Продуктивность творческой деятельности граждан влияет на индустрию, сельское хозяйство, науку и другие сферы, использующие интеллектуальные достижения, и зависит от множества факторов, главный из которых - степень защищенности обладателей творческих результатов.
|
|
Переход Республики Казахстан к рыночным отношениям привел к пониманию значимости интеллектуальной собственности в экономическом развитии как отдельного предприятия, так и страны в целом. Интеллектуальная собственность становится одним из основных активов действующих предприятий. Процесс использования, учета и передачи интеллектуальной собственности, продвижение результатов интеллектуальной деятельности на рынок выдвигает на первый план серьезнейшую для казахстанских предпринимателей проблему определения действительной стоимости интеллектуальной собственности.
Специфика и многообразие объектов интеллектуальной собственности, особенности формирования цены в зависимости от конкретных условий и использования объектов интеллектуальной собственности предъявляют особые требования к оценке интеллектуальной собственности.
Понятие «интеллектуальная собственность» подразумевает нематериальные ценности и результаты творческой деятельности человека. Владельцам же новой совокупности существенных признаков, характеризующих новое устройство, выступает только автор изобретения, который может уступить исключительное право на использование в промышленности этой совокупности другому лицу за вознаграждение или безвозмездно.
Интеллектуальную собственность обычно подразделяют на:
• промышленную собственность - изобретения (устройства, способ производства,
способ контроля или измерения и т.п., вещество), полезные модели (устройства),
промышленные образцы (художественно-конструкторские решения, дизайн), то
варные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара;
|
|
• произведения литературы, искусства, науки, охраняемые авторским правом.
Исключительные права на использование объектов промышленной собственности
предоставляются патентом или свидетельством, выдаваемым патентным ведомством страны.
Рынок интеллектуальной собственности в Казахстане только начинает формироваться. Есть авторы, и есть спрос на их продукцию, есть законодательная база, регулирующая отношения участников этого рынка. Основная проблема в том, что нет четко установленных и поддерживаемых государством механизмов воплощения оформленных идей или объек- тов интеллектуальной собственности в производство, нет условий и возможностей нашим кулибиньгм и эдисонам заработать ().
Автору изобретения, как может показаться на первый взгляд, не нужен патент, чтобы осуществить промышленное использование результатов интеллектуальной деятельности, поскольку у него уже есть автоматическое право на его использование. Однако этому могут помешать «пираты» - люди, узнавшие суть изобретения и получившие обманным путем патент на территории той или иной страны.
Наличие патента дает его владельцу возможность защитить свои права на объекты интеллектуальной собственности от всякого рода нарушений в судебном порядке, а также потребовать выплаты компенсации.
Патент, полученный в какой-либо из стран, дает право на изготовление, использование и продажу внутри этой страны устройств, способов, веществ, в которых используются технические решения, защищенные патентом.
Владелец патента может разрешить любому лицу использовать изобретение за вознаграждение или безвозмездно. Такое разрешение называется патентной лицензией, а вознаграждение - ценой патентной лицензии.
Товарный знак - это обозначение, слово или несколько слов, символ или сочетание слов и символов, которые используются для того, чтобы отличить товары и услуги одного производителя или продавца от аналогичных одноименных товаров и услуг других фирм.
Иными словами, товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, объемными или комбинированными, черно-белыми или цветными. Только зарегистрированный в патентном ведомстве товарный знак позволяет получить охраняемую законом монополию на его использование.
Под патентом следует понимать выданный патентным ведомством охранный документ, удостоверяющий авторство, приоритет (первенство во времени) и исключительное право его обладателя (патентообладателя) на применение изобретения, полезной модели или промышленного образца. Обязанность желающих использовать охраняемое решение третьих лиц заключается в получении на это согласия патентообладателя.
Таким образом, существуют объекты интеллектуальной собственности, для которых главное значение имеют не форма, а их суть, содержание. Естественно, чтобы уяснить суть технического решения, выяснить его отличия от сходных решений, точно и правильно определить объем правовых притязаний данного изобретателя, необходимо провести большой объем процедур административного характера по формализации требований. Началом этого процесса является обращение заинтересованного лица-заявителя в специализированный государственный орган - патентное ведомство - с заявкой о выдаче охранного документа (предварительного патента или патента). Затем этим органом проводятся специальные процедуры - формальная экспертиза и экспертиза по существу, заканчивающиеся вынесением решения о выдаче патента или об отказе в его выдаче. Существует также специальная процедура обжалования, апелляции при несогласии заявителей с решениями ведомства об отказе в выдаче патентов.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок возникновения оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защищаемых патентом {изобретения, полезные модели, промышленные образцы), называется патентным правом, j
Антитрестовская политика нацелена на развитие конкуренции и естественных монополий. Патентная система является обратной. При получении патента изобретатель нового продукта получает эксклюзивные права на определенный период времени. Предоставление монополии в этом случае обосновывается следующей аргументацией. Обычно изобретателю требуется много лет и средств, чтобы довести идею до законченного вида. И если информация о ней стала бы всем известна и не была бы защищена, все заинтересованные лица могли бы ею воспользоваться и конкурировать с продукцией, в основе которой лежит это изобретение, на том же рынке, что и изобретатель. А так как они не несли расходов, связанных с разработкой этого продукта, то их прибыль была бы выше, чем у автора. Другими словами, если бы не было патентной системы, у людей было бы гораздо меньше стимулов тратить силы и средства на разработку новых идей. Правительство дарует эксклюзивные права держателям патентов на любой новый и полезный продукт или производственный процесс на длительный период времени (на 17 лет в США). Благодаря патентной системе фирмы могут избежать конкурентов, а также усилить свою монопольную власть до тех пор, пока срок действия патентов не закончится.
Антитрестовская политика направлена на осуществление избежания потерь, связанных с монополистической деятельностью; патентная система направлена на расширение излишка, поощрение оптимального количества инновационной деятельности. В этой связи патенты, с одной стороны, направлены на разрешение проблемы фрирайдерства. Пока изобретение является в основном результатом «вспышки изобретения гениев», анализировать такие изобретения коммерчески необходимо. Джеймс Ватт, например, придумал свою версию парового двигателя, который имел успех, и сделал рабочую модель этого двигателя за 3 дня, но он потратил 11 лег, чтобы сделать свое изобретение готовым для выхода на рынок. Если бы копия двигателя попала в руки имитаторов, то Д. Ватт никогда не получил свои огромные вложения («R&D»). Имитаторы установили бы цены, равные маргинальным издержкам производства. Д. Ватт должен был сравнять цены или он ничего не продал бы. Зная об этом, Д. Ватт, возможно, не стал бы делать эти вложения.
Ясно, что общество, где не удаются нововведения, будет самым бедным. Исследования Эдварда Денисона показывают, что результаты рабочих США возросли примерно на половину за период 1929 - 1969 гг. в результате повышения уровня научных и технических знаний. Однако не каждый согласится, что патенты необходимы для того, чтобы производить оптимальное количество новшеств, или что патентная система работает для
различных предназначений. Исследователи доказали: существуют потенциальные угрозы патентам, которые характерны для антитрестовской политики.
Первый официальный патентный закон был опубликован в Венеции (Италия) в 1774 г. Преамбулой этого закона явились представления о защите изобретателей от имитаторов: «Среди нас есть великие гении, способные изобретать и открывать изобретательные приборы... Если провизия была сделана для работы и были изобретены приборы такими людьми, то важно, чтобы другие уже не смогли присвоить изобретение. Многие будут изобретать, строить приборы большой полезности для нашего общества».
Весь следующий век идея распространялась на севере. К сожалению, патентные монополии не стимулировали изобретений гениев, а служили меркантилистским целям, особенно в Англии во времена королевы Елизаветы I. Британский парламент в 1623 г. утвердил закон о монополиях, декларирующий нелегальность патентов, исключая гранты «настоящему и первому» изобретателю нового продукта или средства производства. Такие гранты истекают через 14 лет (время, необходимое учителю, чтобы обучить два поколения учеников).
Британский патентный закон переняли несколько американских колоний, предлагая свои модификации. Желание стандартизировать эти законы по всем штатам привело к установлению первого американского закона о патентах (1790 г.). Он устанавливал, что право выпуска патента будет возложено на официальную комиссию, которая будет решать, что товар кандидата является «новым и полезным». В 1793 г. эти требования снизились, и Государственный департамент был уполномоченным выпускать патенты без выяснения новизны и полезности изобретения. Результат был печальным: сомнительные патенты были вовлечены в патентную тяжбу. В 1836 г. конгресс установил более строгие требования к закону 1790 г.
15С |
Заявления на патент |
rJ |
[ ранты для иностранцев
1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990
Рис. 2.29. Заявления на патенты и гранты для США в 1880- 1989 гг. (в тысячах)
Рисунок 2. показывает направления деятельности патентов в США с 1880 г. Согласно текущему закону США изобретение должно удовлетворять трем критериям для того, чтобы быть запатентованным. Во-первых, оно должно быть новым, т.е. население не должно узнать об изобретении до того, пока изобретатель не закончит его или более чем через год до момента получения патента. Во-вторых, оно должно быть полезным; часто заключительное свидетельство о практической полезности зависит от будущего развития, патентная власть ведет к тому, чтобы быть более снисходительной в принятии этого испытания. В-третьих, изобретение должно быть неочевидным. Если продукт или процесс по вопросам и будет «очевидным для человека с обычными знаниями в гуманитарных науках», то он не будет запатентованным.
Многие страны имеют аналогичные условия для патентования. Однако существует несколько важных международных разновидностей патентных законов. Например, в нескольких странах (обычно в Германии. Японии и Бразилии) возможно получить патенты, покрывающие основные нововведения краткосрочными патентами, длящимися как минимум 3 года, на небольшие изобретения и усовершенствования продукта. Международный патентный кооперативный договор (1970 г.) в значительной мере упрощает процесс приобретения международной защиты патента, позволяющий изобретателю начинать процесс получения патента в большой группе участников заполнением заявления в одном из четырех главных патентных офисов (в Европе, Японии, США, СНГ), которые осуществляют международные патентные поиски.
Таким образом, кандидат должен рассказать о своих изобретениях в значительных деталях. Большое число кандидатов на приобретение патентов (около 130 000 в год в США) зависит от маленькой группы экзаменаторов, однако реальность такова, что кандидаты получают только поверхностную рецензию. В США до сих пор очередь достаточно длинная, так что изобретатель может ждать около двух лет, пока его заявление не примут. Это не так уж плохо, с точки зрения кандидата. Патентная система не начинает действовать до тех пор, пока патент официально не зарегистрирован, эта задержка эффективно удлиняет период защиты почти до 19 лет.
Даже после того как патент присужден, его действительность далека от истины. Патентный офис не обеспечивает содействие изобретателям, которые подозревают, что другие индивидуумы или фирмы нарушают их права. Держатели патентов часто судятся (за свой счет) за обеспечение своих требований. Во многих случаях изобретатели возбуждают уголовное дело в отношении использования патентованной продукции или процесса без каких-либо полномочий.
Рассмотрим взаимовлияние снижения производительности и действия патентов.
Рост производительности является центральным звеном в повышении благосостояния общества. Если мы можем получить больше результатов, допуская определенное количество затрат, мы можем достичь устойчивого уровня жизни, близкого к международному стандарту. В 70-х - начале 80-х годов XX в., однако, рост производительности значительно сократился. Например, результаты за один час работы в США выросли до 32% в 60-х годах, а уже в 1970 г. составили 15% и через некоторое время практически упали. Это не предвещало ничего хорошего для американской экономики, исследователи стали искать источник кризиса производительности.
Одно из первых подозрений было очевидным - спад коэффициента инноваций. Как показано на рисунке 2.29, патентные награды в США упали почти на 40% с 1970 по 1979 г. Заявления на патенты от граждан США или корпораций упали на 11% в течение этого периода, гак что увеличение патентных наград было характерно только для иностранцев. Потеряли ли США свои конкурентные позиции в области изобретений?
Необязательно. Оказалось, что наши индикаторы технологичного упадка - словами экономиста Зви Гриличеза - «бюрократический мираж». Ресурсы значительно сократились в течение этого периода, число экзаменаторов упало почти на 30% с 1974 по 1980 г., создавая затор в патентном процессе. И в 1979 г. число наград сильно упало, потому что не было средств для выдачи патентов!
Спад в изобретательной деятельности в течение 70-х годов был крупным статистическим миражом, но не всеобъемлющим. Как иностранные кандидаты вытесняют в действительности местных кандидатов на патенты? Вызывают ли эти тенденции беспокойство?
3. Гриличез думает, что нет. Во-первых, он считает, что спад патентных наград относится к снижению качества запатентованного изобретения. Многие патенты оказываются бесполезными. Если спад наград отражает неохоту платить издержки патентных изобретений с низкой ожидаемой ценой, то, возможно, не стоит беспокоиться об этом. Существуют доказательства того, что средняя цена патента повышается. 3. Гриличез также отметил, что непонятно, нужны ли нам изобретения для поддержания текущих экономических коэффициентов роста. Что касается увеличения коэффициента роста иностранных изобретений, он сказал просто: «Нам нравится быть их конечными получателями доходов»200.
Но если производительный кризис не зависит от реального спада в нововведениях, то что вызывает это? Как мы видели в некоторых главах, ученые обвиняют правительственное регулирование в спаде экономического роста. Но объем спада необъясним, эта загадка еще не разгадана.
В течение многих лег ученые старались рационализировать патентную систему. Им было ясно, что изобретатель предоставляет право использования своих идей другим и что присвоение его идей другими людьми - воровство.
Многие аргументы в защиту патентов более земные и утилизированные. Мы уже описали наиболее обычный: предоставляя патентные права, вы поощряете развитие полезной новой продукции и процессов, повышая вероятность того, что изобретатель получит издержки от инновационной деятельности. Патентные права выдаются для установления рыночной силы, что приводит к получению большей прибыли; такая прибыль побуждает стать новым изобретателем новой продукции или процесса. Существуют эмпирические доказательства того, что защита патента делает копирование более сложным и дорогим, что позволяет изобретателям получать монопольную прибыль. Существует два основных обзора, которые показывают, что патенты ведут к увеличению издержек^". Другая точка зрения свидетельствует, что в некоторых секторах (особенно в химической и фармацевтической индустрии) будет существенное сокращение «R & D», если нет патентов202. Конечно, возможно, что патентная система может производить слишком много изобретений. Если вознаграждения держателей патентов слишком высоки, то многие смогут посвятить свое время и энергию изобретательской деятельности" ".
Другой аргумент - то, что патенты поощряют изобретателей обнаруживать свои идеи в обмен на защиту от конкуренции со стороны имитаторов; повышают все ступени нововведений, позволяя изобретателям строить свои идеи на работах друг друга. Патентные
заявления требуют детальных описаний, которые могут помочь изобретателям, работающим в областях, относящихся к патентной продукции или процессу, используя фонд человеческих знаний.
Исследователи разработали несколько схем, по которым текущая патентная система может быть использована. Однако держателям патентов непросто платить монопольные цены за собственную продукцию. Фирмы могут использовать систему, чтобы помешать конкуренту, влияя патентной монополией на монополию других рынков, разделяя рынок, а также действовать против потребителей.
Как мы уже отмечали, фирма может получить необходимый патент, придумывая альтернативную продукцию или процессы, имитируя запатентованную продукцию, но не имея патентных прав. Предупредить такую деятельность и усилить патентные права фирма реально путем установления патентного билета, действующего не на один продукт, а на серию продуктов. Многие патенты фирмы на продукцию могут быть не использованы или не лицензированы. Такие «спящие патенты» держатся только для повышения издержек входа на рынок потенциальных конкурентов.
Идея, которая очень ценна для изобретателя, обычно сдерживается монополистами. Появление «спящих патентов» обусловлено тем, что держатели их запрещают нововведения, чтобы защитить монопольные позиции.
Важно отметить, что запрет патентов наносит вред использованию таких патентов, если держатель патента контролирует цены монополий, помогая сохранить фирме доминирующее положение на рынке.
Другое дело, когда патенты могут дать фирмам толчок, необходимый им в целях монополизации рынков для других незапатентованных продуктов. Это может быть совершено через принудительный ассортимент, в котором продажа запатентованного продукта обусловлена договором с покупателем, а также путем покупки родственных товаров. Как мы уже говорили в предыдущих главах, «принудительный ассортимент» часто нацелен на увеличение (через дискриминацию цен) пользы, связанной с монополией связываемого товара больше, чем создание новой монополии связанного товара. Если так, то организация может фактически увеличить благосостояние расширением доходов от связанного товара. Согласно некоторым обстоятельствам, однако, принудительный ассортимент может привести к монополии связанного товара, и поэтому к уменьшению благосостояния.
Объединение или лицензирование патентов иногда скрывает деятельность картелей, а отсутствие системы патентов было бы совершенно нелегальным. Часто одна фирма может держать патент в определенной сфере, а некоторые другие фирмы, имея патенты и те же цели, совершать их немного другими путями. В таких условиях разные фирмы вольны объединять свои патенты, для того чтобы избежать изменений и судебных издержек в споре, определяющем, какие патенты будут осуществимы. Объединенное соглашение может специфицировать продажные цены товаров, произведенных под разными патентами, или ограничить конкуренцию исключением новых участников из объединения. Патенты на добавочные продукты или технологии иногда находятся у конкурирующей фирмы. Лицензионные соглашения среди таких фирм обеспечивают им предлог, необходимый для окончательного определения цены продукта, месторасположения или других факторов.
Как только патенты начинают действовать для улучшения существующих товаров или технологий, умные владельцы патентов могут искусственно продлевать срок их действия накоплением улучшенных патентов, которые будут сдерживать подражателей, пока срок действия основного патента истекает. При установлении срока действия основного патен-
та (если срок действия патента обеспечит оплату, соизмеримую с оптимальной ценой нововведений), такие действия:
• позволят держателю патента налагать потери монополии мертвого капитала;
• могут снизить чрезмерную цену нововведения оплатой нововведения.
Некоторые случаи. Хотя первые случаи против монополий, вовлекавшие патенты,
были направлены на определение свободы держателей патентов от акта Шермана часть I (запрет о фиксации цен), более поздние - на сочетание многих обвинений, обсужденных выше.
«General Electric» (1926).
Компания «GE» держала патенты по использованию вольфрама для нитей накаливания лампы. Технологии были не очень важны, поэтому «GE» имела монопольную власть па этом рынке. Компания по патентам могла отказаться лицензировать патенты «GE» и, таким образом, поддержать монополию, но она выбрала лицензирование соперника «Westinghouse». «Westinghouse» начала производить вольфрамовые нити накала в колбе лампы. «Westinghouse» обязалась урезать продажу и поддерживать цены, установлетпше. «GE» - таков был договор. Верховный суд постановил, что хотя держатель этого патента обладает эксклюзивными правами использовать и продавать, открытие включает в себя право на определение продажной цены запатентованного товара, даже если товар был произведен по лицензии другой фирмы.
«Tying Cases».
Как мы видели в главе 6, суды считают «принудительный ассортимент» нелегальным, если даже ответчик имеет большое количество акций на рынке для связываемого товара или где количество лишений права выкупа закладной на рынке для связанного товара становится большим. В обеих компаниях («IBM» и «ISD»20) Верховный суд отклонил аргументы ответчиков, что их связь запатентованных товаров мотивировалась желанием обеспечить качество, представляя последние.
«Hartfort- Empire» (1945).
В вынесении решения по компании «General Electric» Верховный суд выразил желание позволить держателю патента фиксировать цены, установленные лицензиями, в случаях, где вовлечен единственный держатель патента, который лицензирует единственный патент. Однако в деле «Hartiort - Empire» было показано, что суд не позволил группе фирм связывать свои патенты и использовать лицензированные патенты как средство расстраивания антимонопольных законов. Дело было очень запутанным. История началась с изобретением автоматической машины по производству стекла в начале 1900 г. Некоторые другие процессы были запатентованы разными фирмами, и с началом улучшений число патентов быстро возросло. Отдельные фирмы начали обмениваться лицензиями, чтобы использовать технологии друг друга. Часто взаимно лицензированные договоры косвенно делят рынки, получая определенные типы стекла или оборудования производства каждой фирмой. Самые большие фирмы создают объединения патентов. В 1934 г. 94% всего стекла, произведенного в США, было изготовлено на оборудовании, лицензированном под объединенными патентами. «Hartfort - Empire», которая держала более 600 - 800 патентов в объединении, начала координировать производство заключений для индустрии, назначая каждому производителю точную долю дохода в каждом приемнике. Более того, «Hartfort - Empire» отказалась лицензировать патенты для потенциальных новичков.
Районный суд счел это действие запрещенной конкуренцией в индустрии. Верховный суд одобрил, что члены объединения, работая в позиции объединенных патентов, обеспечива-ют сферы производства и поддерживают цены незапатентованного стеклопроизводства.
«U.S. Gypsum» (1948).
С 1912 по 1929 г. компания «U.S. Gypsum» держала патенты на производство wallboard (материал, который сохраняет гипс от разрушения). Компания лицензировала конкурентов для производства их запатентованного wallboard так долго, сколько они были согласны продавать по цене, установленной «U.S. Gypsum». Вероятно, это было полностью легально на примере «GE», но по мере приближения конца срока действия патента представители компании «U.S. Gypsum» встретились со своим лицензиаром и выбрали новую стратегию. Компания приложила к патентам новый тип wallboard (bubble board, который был легче и дешевле предшествующего материала). Это позволило лицензировать патенты, если фирма согласна оплатить за все wallboard любого типа независимо от того, находится ли он под защитой патента. Согласно договору «U.S. Gypsum» контролировала цены на все wallboard-продукты по методу фиксированных цен. Во избежание нарушения договора «U.S. Gypsum» установила стандарт продукта и запретила продавцам обеспечение выгодных кредитов или доставки оплаты покупателей (чтобы сократить неценовую конкуренцию) и создала вспомогательную компанию для расследования жалоб, если лицензируемое лицо нарушило договор. Верховный суд посчитал такие мероприятия подавляющим доказательством плана лицензирующего и лицензируемого в определении цен и проведении операции в гипсовой промышленности. Ключом здесь является то, что «U.S. Gypsum» действовала, в отличие от «GE», с другими членами промышленности, эффективно подавляя на рынке конкурентов, производящих как запатентованные, так и незапатентованные товары.
Предложения для реформирования. Превысила ли социальная прибыль от системы патентов США социальные потери? К сожалению, точный положительный ответ на этот вопрос невозможен. Но мы не можем знать, к чему бы привело отсутствие системы патентов, и, конечно, не знаем, что осталось изобрести. Многие думают, что систему можно улучшить, но вряд ли получится сделать ее совершенной. Лучше всего причина была представлена Ф. Мачлупом: «Если бы мы не знали систему патентов, было невозможно на основе наших сегодняшних знаний об ее экономических последствиях использовать ее. Но после того как мы внедрили систему патентов на долгое время, было бы невозможным
на основе наших сегодняшних знании отказаться от нее...».
Один способ улучшения, который экономисты предлагали, был внедрен в США в 1980 г. С тех пор держатели патентов должны были платить взносы, чтобы сохранить силу своих патентов. Через 3,5 года после предоставления патента взнос составил 450 долл. США. через 7,5 лет - 890 долл., через 11,5 лет - 1340 долл. Таким образом, в конце 1988 г. сроки около 1/6 патентов, субсидированных с 1981 по 1984 г., истекли.
Еще ряд предложений для улучшения настоящей системы был направлен для изучения их властями:
• усилить проверку технологий так, чтобы патенты выдавались для действительно
значимых изобретений;
• сократить срок действия патентов;
• требовать от держателей патентов лицензировать свои патенты по необходимой
цене (это самое противоречивое).
Эти предложения общеприняты во многих европейских странах, но попытки изменить законы США в этом направлении были встречены неумолимой оппозицией индустриальных групп. Принудительное лицензирование, однако, было средством борьбы в некоторых антимонопольных делах.
Другие предложения направлены на усиление прав патентов. Два таких предложения приняты в начале 1980 г. Одно из них позволяло маленьким предприятиям и университетам удерживать эксклюзивные права на продукты, разработанные на субсидии федеральных исследования; второе предложение сделало возможным утвердить патент, если организация по патентам перепроверила его. Предложение по продлению срока действия патента часто выносится на рассмотрение конгресса, но до сих пор не было принято.
В конце концов некоторые больше доверяют разным альтернативным средствам, расширяющим коэффициент общественных нововведений.
Доверие федеральному капиталу для «R&D», скорее всего, уменьшается в последнее время. В 1970 г. около 57% затрат «R&D» были из федерального правительства, в конце 1980 г. это число опустилось до 48%. Увеличение федеральной роли в «R&D» не могло быть только выгодным. Критики этого подхода отмечают, что централизованная власть обеспечения субсидий может быть сильно бюрократизирована и не в состоянии адаптироваться к быстрым переменам в технологиях, может проигнорировать, обещая новые исследования «известных целей», или не сможет четко разнообразить свои действия, приводя, таким образом, к растрате существенных ресурсов. Также интересно отметить, что такой подход применялся в течение долгого времени в СССР, где сертификаты изобретений давались только тем, чьи идеи были индустриальными.
Правовая охрана прав владельцев интеллектуальной собственности представляется важнейшей задачей как центральных, так и местных органов власти.
Эта сфера- новая область государственного регулирования в нашей республике. В советский период ее функционирование обеспечивалось центральными органами СССР и регулировалось соответствующими нормативными актами, а республиканского законодательства по этим вопросам фактически не было.
В связи с прекращением существования Союза Советских Социалистических Республик с 1 декабря 1991 г. Государственное патентное ведомство СССР (Госпатент СССР) прекратило выполнять свои функции, в связи с чем возникла неопределенная ситуация в области охраны промышленной собственности. Для выхода из нее нужно было создать межгосударственную систему по охране промышленной собственности и национальные патентные системы в странах СНГ и других государствах-субъектах бывшего СССР с образованием патентных ведомств и принятием своих законов в этой области.
Предвидя, что с распадом СССР будет нарушено единое патентное пространство на территории вновь образуемых государств, Госпатент СССР еще до своей ликвидации обратился к правительствам союзных республик с предложением о переговорах по вопросу создания межгосударственной системы по охране промышленной собственности и разработки патентной конвенции.
Это встретило понимание со стороны руководства ряда республик, так как формирование межгосударственной системы явилось бы предпосылкой для охраны промышленной собственности и продвижения современных технологий, обеспечения условий для развития совместных предприятий и деятельности иностранных инвесторов в области экономики.
Идея создания и обеспечения функционирования единой патентной службы страны была изложена уже в 1990 г., когда в Госпатенте СССР 15 августа 1990 г. состоялось совещание по разделению функций в области промышленной собственности между СССР и РСФСР.
В Киеве 10-11 сентября 1991 г. прошло рабочее совещание представителей бывших республик СССР по вопросу межгосударственного научно-технического сотрудничества.
Участники совещания, исходя из собственных долгосрочных интересов, связанных с необходимостью сохранения и развития научно-технического потенциала каждого из государств, сложившихся научно-технических связей, и сознавая преимущества международной кооперации в научно-технической сфере, сочли необходимым начать подготовку и заключить в кратчайшие сроки межгосударственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
С учетом достигнутых договоренностей в Госпатенте СССР с участием представителей республик был подготовлен проект Временного соглашения по охране промышленной собственности, в котором предусматривалось создание межгосударственной организации по охране промышленной собственности, одной из основных задач которой являлась выдача межгосударственных охранных документов.
10 октября 1991 г. в Москве в Госпатенте СССР состоялось рабочее совещание представителей бывших республик СССР по формированию принципов Временного соглашения о патентной системе, которая должна была функционировать до подписания Межгосударственной конвенции по охране промышленной собственности.
Рабочая группа заседала 21-28 октября 1991 г. Были подготовлены все документы для функционирования Соглашения о единой патентной системе. Группа признала целесообразным 12-14 ноября 1991 г. провести в Москве встречу полномочных представителей для согласования и подписания Соглашения.
Однако эта встреча состоялась не в Москве, а в Минске 27 декабря 1991 г., так как Минск к тому времени стал городом, где была размешена штаб-квартира Содружества Независимых Государств (СНГ). Для вступления Минского соглашения в силу нужна была его ратификация не менее тремя государствами. К сожалению, его ратифицировала только Украина.
С конца января 1992 г. в новых государствах (бывших республиках СССР) начали создаваться национальные патентные ведомства.
На встречах в Москве (июль и ноябрь 1992 г.) представителей и руководителей патентных ведомств стран СНГ при обсуждении межправительственного и межведомственного сотрудничества в области охраны промышленной собственности большинство участников подтвердили необходимость разработки Межгосударственной конвенции по охране промышленной собственности.
12 марта 1993 г. в Москве проходило совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.
18-19 мая 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. В заседании приняли участие делегации Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины во главе с полномочными представителями этих государств, а также наблюдатели от национальных патентных ведомств Азербайджанской Республики и Туркменистана. Кроме того, присутствовал генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) А. Богш. В эпоху развития науки и техники, переходных технологий, глобальной информатизации возникают новые формы сотрудничества. Так, в июле 1967 г, была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию ин-
теллектуальной собственности (WIPO-ВОИС). Роль и значение этой организации трудно переоценить. Учреждая ВОИС, ее участники преследовали главную цель - поощрять творческую деятельность, содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств, во взаимодействии с любой другой международной организацией. ВОИС в своей деятельности преследует демократичность принципов партнерства во взаимоотношениях. Членом организации может стать всякое государство, признающее любое международное соглашение, призванное содействовать охране интеллектуальной собственности.
Придавая важное значение развитию сферы интеллектуального творчества, охране прав интеллектуальной собственности, Казахстан в 1992 году вступил в члены ВОИС.
На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться правовой охраной изобретений как объектов промышленной собственности, которые наиболее активно влияют на мировой уровень техники.
Были одобрены принципы разработки патентной конвенции.
Рабочая группа подготовила проект патентной конвенции, который был в целом одобрен на втором заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности в г. Ужгороде (Украина) в сентябре 1993 г. На этом заседании было принято (по аналогии с Европейской патентной конвенцией) ее новое название - Евразийская патентная конвенция, призванное подчеркнуть территориальный характер соглашения о сотрудничестве в сфере правовой охраны промышленной собственности.
На третьем заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности, проведенном при содействии Международного бюро ВОИС в феврале 1994 г. в Женеве, были обсуждены важнейшие вопросы, относящиеся к проекту Конвенции, и ее согласованный текст был передан в Исполнительный секретариат СНГ для согласования вопросов, связанных с подготовкой к подписанию конвенции главами правительств.
Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ.
Для того чтобы Евразийская патентная конвенция вступила в силу, требовалась ее ратификация по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны были присоединиться не менее трех государств.
Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан (1 марта 1995 г.), 8 мая 1995 г. документ о ратификации Конвенции представила Республика Беларусь и 12 мая 1995 г. Республика Таджикистан.
Евразийская патентная конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995 г.
В мае 1995 г. ее ратифицировали также парламенты Азербайджанской Республики и Российской Федерации.
7-8 сентября 1995 г. в Баку состоялось шестое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.
В настоящее время членами Евразийской патентной организации являются девять государств - Туркменистан (с 1 марта 1995 г.), Республика Беларусь (с 8 мая 1995 г.), Республика Таджикистан (с 12 мая 1995 г.), Российская Федерация (с 27 сентября 1995 г.), Республика Казахстан (5 ноября 1995 г.), Азербайджанская Республика (25 декабря 1995 г.), Кыргызская Республика (13 января 1996 г.), Республика Армения (27 февраля 1996 г.) и Республика Молдова (16 февраля 1996 г.).
\
С 1 января 1996 г. Евразийское патентное ведомство стало принимать евразийские заявки па изобретения. В 1996 г. поступило 118 заявок, из них 41 заявка - из государств-участников Конвенции. В 1997 г. из 458 поданных евразийских заявок 47 поступило от заявителей из государств-участников Конвенции, при этом больше половины (58%) всех заявок - от заявителей СШЛ, Германии, Франции и России.
В 1997 г. в ЕАПВ зарегистрировано в Реестре евразийских патентов 50 патентов, в том числе на имя заявителей из государств участников Конвенции - 14 патентов. Первый евразийский патент был выдан 29 апреля 1997 г.
В отношении Республики Казахстан Евразийская патентная конвенция вступила в силу 5 ноября 1995 г. после сдачи 5 августа 1995 г. генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности ратификационной грамоты.
Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. является самой новой патентной конвенцией в мире. Причины создания этой организации - стремление новых независимых государств выйти из экономического кризиса; снятие барьеров в продвижении технических достижений друг друга; желание выпуска конкурентоспособных товаров; взаимный обмен патентной и научно-технической информацией; создание условий для продвижения на их рынки передовых западных технологий.
С 16 февраля 1993 г. Республика Казахстан объявила о действии на своей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промышленной собственности: это конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации (РСТ) и Мадридское соглашение о регистрации знаков. Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собственности. Важнейший принцип этой системы, провозглашенный Парижской конвенцией, -принцип национального режима для иностранных заявителей, означающий, что Казахстан обеспечивает заявителям из других стран-участниц конвенций такую же охрану промышленной собственности, какая предоставляется собственным гражданам.
На территории современного Казахстана авторское право зримо появилось уже в эпоху Великого Шелкового пути. Впервые в Казахстане официальные положения об авторском праве были зафиксированы в общественно-научных трудах первой трети XIX - начала XX столетий, в том числе светочами казахской национальной и мировой мысли Чо-каном Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым, многими другими их современниками и потомками.
Обозначенные в ряде действовавших государственных законоположений, в том числе в Кодексе законов 1928 г., эти положения далеко не всегда выполнялись в условиях прежних государственных систем, всем известных общественно-политических обстоятельств,
региональных и мировых катаклизмов
Приобщение к мировым стандартам правового регулирования вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности, прав патентообладателей - один из важнейших показателей продвижения рыночных реформ. Оно стимулирует создание новой инфраструктуры, обеспечивающей в реальной практике условия для добросовестной конкуренции.
теллектуальной собственности (WIPO-ВОИС). Роль и значение этой организации трудно переоценить. Учреждая ВОИС, ее участники преследовали главную цель - поощрять творческую деятельность, содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств, во взаимодействии с любой другой международной организацией. ВОИС в своей деятельности преследует демократичность принципов партнерства во взаимоотношениях. Членом организации может стать всякое государство, признающее любое международное соглашение, призванное содействовать охране интеллектуальной собственности.
Придавая важное значение развитию сферы интеллектуального творчества, охране прав интеллектуальной собственности, Казахстан в 1992 году вступил в члены ВОИС.
На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться правовой охраной изобретений как объектов промышленной собственности, которые наиболее активно влияют на мировой уровень техники.
Были одобрены принципы разработки патентной конвенции.
Рабочая группа подготовила проект патентной конвенции, который был в целом одобрен на втором заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности в г. Ужгороде (Украина) в сентябре 1993 г. На этом заседании было принято (по аналогии с Европейской патентной конвенцией) ее новое название - Евразийская патентная конвенция, призванное подчеркнуть территориальный характер соглашения о сотрудничестве в сфере правовой охраны промышленной собственности.
На третьем заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности, проведенном при содействии Международного бюро ВОИС в феврале 1994 г. в Женеве, были обсуждены важнейшие вопросы, относящиеся к проекту Конвенции, и ее согласованный текст был передан в Исполнительный секретариат СНГ для согласования вопросов, связанных с подготовкой к подписанию конвенции главами правительств.
Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ.
Для того чтобы Евразийская патентная конвенция вступила в силу, требовалась ее ратификация по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны были присоединиться не менее трех государств.
Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан (1 марта 1995 г.), 8 мая 1995 г. документ о ратификации Конвенции представила Республика Беларусь и 12 мая 1995 г. Республика Таджикистан.
Евразийская патентная конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995 г.
В мае 1995 г. ее ратифицировали также парламенты Азербайджанской Республики и Российской Федерации.
7-8 сентября 1995 г. в Баку состоялось шестое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.
В настоящее время членами Евразийской патентной организации являются девять государств - Туркменистан (с 1 марта 1995 г.), Республика Беларусь (с 8 мая 1995 г.), Республика Таджикистан (с 12 мая 1995 г.), Российская Федерация (с 27 сентября 1995 г.), Республика Казахстан (5 ноября 1995 г.), Азербайджанская Республика (25 декабря 1995 г.), Кыргызская Республика (13 января 1996 г.), Республика Армения (27 февраля 1996 г.) и Республика Молдова (16 февраля 1996 г.).
С I января 1996 г. Евразийское патентное ведомство стало принимать евразийские заявки на изобретения. В 1996 г. поступило 118 заявок, из них 41 заявка - из государств-участников Конвенции. В 1997 г. из 458 поданных евразийских заявок 47 поступило от заявителей из государств-участников Конвенции, при этом больше половины (58%) всех заявок - от заявителей США, Германии, Франции и России.
В 1997 г. в ЕАПВ зарегистрировано в Реестре евразийских патентов 50 патентов, в том числе на имя заявителей из государств участников Конвенции - 14 патентов. Первый евразийский патент был выдан 29 апреля 1997 г.
В отношении Республики Казахстан Евразийская патентная конвенция вступила в силу 5 ноября 1995 г. после сдачи 5 августа 1995 г. генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности ратификационной грамоты.
Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. является самой новой патентной конвенцией в мире. Причины создания этой организации - стремление новых независимых государств выйти из экономического кризиса; снятие барьеров в продвижении технических достижений друг друга; желание выпуска конкурентоспособных товаров; взаимный обмен патентной и научно-технической информацией; создание условий для продвижения на их рынки передовых западных технологий.
С 16 февраля 1993 г. Республика Казахстан объявила о действии на своей территории четырех важнейших международных конвенций по правовой охране объектов промышленной собственности: это конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Доювор о патентной кооперации (РСТ) и Мадридское соглашение о регистрации знаков. Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собственности. Важнейший принцип этой системы, провозглашенный Парижской конвенцией, -принцип национального режима для иностранных заявителей, означающий, что Казахстан обеспечивает заявителям из других стран-участниц конвенций такую же охрану промышленной собственности, какая предоставляется собственным гражданам.
На территории современного Казахстана авторское право зримо появилось уже в эпоху Великого Шелкового пути. Впервые в Казахстане официальные положения об авторском праве были зафиксированы в общественно-научных трудах первой трети XIX - начала XX столетий, в том числе светочами казахской национальной и мировой мысли Чо-каном Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым, многими другими их современниками и потомками.
Обозначенные в ряде действовавших государственных законоположений, в том числе в Кодексе законов 1928 г., эти положения далеко не всегда выполнялись в условиях прежних государственных систем, всем известных общественно-политических обстоятельств,
региональных и мировых катаклизмов.
Приобщение к мировым стандартам правового регулирования вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности, прав патентообладателей - один из важнейших показателей продвижения рыночных реформ. Оно стимулирует создание новой инфраструктуры, обеспечивающей в реальной практике условия для добросовестной конкуренции.
Главные принципы Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. следующие: принцип национального режима для иностранных заявителей в нашей стране и наших заявителей в других странах-участницах данной конвенции, а также принцип сохранения приоритета заявителей в странах-участницах при подаче заявок на получение охранных документов.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1991 г. облегчает получение правовой охраны для товарных знаков тем, что заявитель не обязан в защите своих прав обращаться во множество стран, а подает заявку в Международное бюро ВОИС в Женеве. Всю остальную работу делает бюро.
Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. действо
вала в СССР, и Казахстан стал ее участником в порядке правопреемства. Она закрепляет
минимально необходимые для наличия в стране правовой охраны произведений гарантии
соблюдения авторских прав, провозглашает важнейшие личные неимущественные и иму-/
щественные права. /
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1976 г., предоставляет возможность Казахстану участвовать в pemeV нии важнейших дел мирового сообщества в данной области наравне с другими странами, получать информационную, консультационную и материальную помощь в развитии своей национальной системы правовой охраны.
Договор о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г. облегчает получение одновременной правовой охраны изобретений во всех странах-участницах путем подачи одной заявки в Международное бюро ВОИС.
Охрана объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков) - новая область государственного регулирования независимого Казахстана.
В настоящее время законодательство Республики Казахстан по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности в основном сформировано. Действуют Патентный закон, Закон о товарных знаках, Закон об авторском праве, ряд постановлений Правительства РК, важнейший из которых установил размеры и порядок взыскания патентных пошлин и статус служебных изобретений.
Больше шести лет действия Патентного закона и Закона о товарных знаках показали их высокую эффективность и стимулирующую роль в развитии отечественного изобретательства. За этот период 185 граждан Казахстана и иностранцев стали обладателями прав на основные объекты промышленной собственности, получив на них охранные грамоты. В государственные реестры внесено 15076 изобретений, полезных моделей, товарных знаков и промышленных образцов, рассмотрено 490 лицензионных договоров.
Впервые закрепленная в Патентном законе нашей страны явочно-проверочная с выдачей двух охранных документов система патентования была воспринята в законодательстве всех стран Центральной Азии, Кавказа, а также Украины.
Так, за период с августа 1992 г. (когда вступил в действие Патентный закон и начал работать Казпатент) по декабрь 1998 г. казахстанскими юридическими и физическими лицами было подано 12655 заявок на получение патентов на изобретения и полезные модели, 172 - на промышленные образцы, 36827 заявок - на регистрацию товарных знаков. Несмотря на эти отрадные цифры, творцы новых произведений и изобретений испытыва-
ют большие трудности. Повсеместно сокращены конструкторские бюро и отделы, патентные отделы и патентоведы предприятий. Сужается база подготовки изобретателей - закрываются профессионально-технические училища, техникумы промышленного профиля, станции юных техников и технические кружки домов и дворцов школьников. Практически нет ощутимых налоговых льгот негосударственным научно-технологическим венчурным предприятиям, созданным для разработки новых технологий или выпуска товаров по новым технологиям. Такое отношение к собственному интеллектуальному потенциалу может повредить делу достижения подлинной технической и технологической независимости нашей страны, привести к недопустимой зависимости ее экономики от чужих технологий и товаров.
Одной из главных задач, поставленных перед Национальным патентным ведомством Казахстана - Казпатентом при его организации, стало создание в республике рынка-охраняемых государством объектов интеллектуальной собственности. Практическое решение этой задачи обеспечивается тем, что патентное ведомство, выдавая патент или свидетельство, удостоверяет и легализует появление нового типа товара как объекта сделки. Казпа-тент публикует сведения о выданных патентах или свидетельствах в своем журнале «Промышленная собственность». Казпатент, информируя общество о создании нового, прогрессивного решения какой-либо технической задачи, тем самым предлагает потенциальным покупателям заключить с его владельцем сделку на приобретение прав на использование этого решения в собственном производстве. В целом патентная система содейст-вуетразвитию промышленности в Казахстане.
За 9 лет после принятия Патентного закона (5.08.92 г.) количество выданных патентов ежегодно возрастало и составило за 1992-2000 гг. 10477 патентов на изобретения и полезные модели. Из них более восьми тысяч выдано национальным и около двух тысяч - иностранным заявителям.
В среднем за год 20-25% патентов приходится на иностранных заявителей. Это говорит о том, что высокоразвитые страны ведут активную патентную политику на рынках развивающихся стран. С одной стороны, за иностранным патентом могут прийти инвестиции, что ведет к конкуренции между отечественными и иностранными производителями в данной отрасли. А поскольку конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, это подстегнет предприимчивого отечественного производителя выпускать конкурентоспособную продукцию. С другой стороны, отечественные производители с неконкурентоспособным товаром, не имеющие средств для проведения своих исследований и разработок, могут быть отброшены назад, что затормозит развитие отраслей
местной промышленности.
Итак, первый и самый главный шаг в развитии системы защиты интеллектуальной собственности сделало государство, приняв законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «Патентный закон Республики Казахстан», «Об авторском праве и смежных правах», создав национальное патентное ведомство, подписав четыре международных соглашения в этой сфере права.
Второй шаг - за гражданами, особенно за предпринимателями, изобретателями, патентообладателями, которым чрезвычайно важно ликвидировать собственную патентную неграмотность.
В нашей стране принята система патентования, которая предполагает охрану изобретений и промышленных образцов посредством охранных документов двух типов - предварительного патента и патента. Такую систему, в которой сочетаются элементы простой регистрации и экспертизы, принято называть явочно-проверочной системой патентования.
СИСТЕМЫ ИЛ ТЕНТОВЛНИЯ
Явочная
Проверочная
Страна использования
Отложенная
Алжир, Бельгия, Италия, Исландия. Испания, Греция, Египет, Ирак. Боливия, Венесуэла и т.д.
Великобритания, Швеция, США, Бразилия, Индия. Ирландия и др.