Целевое начало в управлении компанией формируется в миссии и целях.
Миссия – это утверждение по поводу существования компании. Грамотно сформулированная миссия имеет не только философское звучание, но и несет в себе нечто оригинальное, присущее той компании, в которой она выработана.
Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию компании, независимо от того, что организация из себя представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия компании должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление и сочетание интересов этих трех групп людей.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих основных факторов: история компании; стиль поведения и методы действия собственников и управленческого персонала; состояние среды обитания компании; ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; отличительные особенности, которыми обладает компания.
Миссия дает субъектам внешней среды общее впечатление о том, что из себя представляет компания, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации и представлении субъектов внешней среды. Она способствует единению внутри компании и созданию корпоративного духа. Миссия создает возможность для более эффективного управления компанией в силу того, что она является базой для установления целей компании, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования. Миссия дает общий подход к распределению ресурсов компании и базу для оценки их использования; расширяет для работника смысл и содержание его деятельности. В то же время миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать компании. Она задает основные направления движения организации и отношение ее к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Цель компании – это желаемый конечный результат, на достижение которого направлена ее деятельность.
Цели служат исходным моментом прогнозирования и планирования ее деятельности. Они лежат в основе построения организационных отношений. Цели являются точкой отсчета в процессе оценки и контроля результатов труда отдельных работников, подразделений и компании в целом.
В крупной компании, имеющей несколько структурных различных подразделений и несколько уровней управления, формируется дерево целей, представляющее собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Одними из самых важных для стратегического управления являются цели развития компании. Данные цели отражают соотношение между темпами изменения объема продаж и прибыли организации и отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же может уменьшаться. Соответственно этим типам темпа роста может устанавливаться цель или быстрого роста, или стабильного роста, или сокращения.
Накопленный опыт по установлению целей хозяйствующих субъектов позволяет выделить несколько ключевых характеристик, которым должны удовлетворять корректно сформулированные цели: достижимость, измеримость, гибкость, совместимость, приемлемость.
Процесс установления целей компании целесообразно осуществлять последовательно, используя следующие стадии. Во-первых, осмыслить результаты анализа среды. Во-вторых, заглянуть в будущее развития компании, т. е. обосновать ее состояние в идеальных условиях. В-третьих, выработать миссию. В-четвертых, сформулировать цели компании.
Процесс установления целей компании предполагает выявление и анализ закономерностей, которые наблюдаются в окружении; установление главных целей, в общем, для компании; построение дерева целей; установление индивидуальных целей.