Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей: количество перевезенных грузов, грузооборот, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, грузонапряженность, оборот вагона, производительность труда, себестоимость перевозки и др. Далее приводятся краткие сведения о них. В качестве основного показателя принят объем грузовых перевозок, т, характеризующий отправление грузов (обычно за год). Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность планов производства и перевозок благодаря единой единице измерения (тонны) по сравнению с другим показателем — грузооборотом.
Грузооборот Σ pi, тонно-километры (т-км), представляет собой сумму произведений массы р. перевезенных грузов на расстояние (дальность) / перевозки. Для уменьшения транспортных расходов и ускорения доставки грузов задания по грузообороту должны выполняться за счет увеличения количества перевезенного груза, а не дальности перевозок. Грузооборот является обобщающим показателем, используемым для определения потребности в подвижном составе, ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т.д. К наиболее важным показателям относится и число перевезенных пассажиров а (обычно за год).
Пассажирооборот Σ°1, пассажирокилометры (пасс.-км), представляетсобой сумму произведений числа перевезенных пассажировна расстояние перевозки.
Приведенная продукция транспорта, приведенные т ・ км:
Σ(/>0πρ = Σ / ^ Σ ^
где к — коэффициент перевода пассажирокилометров в тоннокилометры.
Коэффициент перевода принимают равным единице, исходя
из существовавшего в прошлом равенства себестоимости 1 т ・ км и
1 пасс.-км перевозочной работы. В настоящее время себестоимость1 пасс.-км существенно выше себестоимости 1 т-км, однако воизбежание нарушения сопоставимости отчетных цифр за прошлыегоды значение коэффициента не меняется.При определении же производительности труда на железнодорожном
транспорте значение к в большинстве случаев принимаютна выполнение перевозочной работы.Важным показателем работы железных дорог является грузонапряженность, характеризуемая средним числом тоннокилометровили приведенных тоннокилометров, приходящихся на 1 км эксплуатационнойдлины L3KC:
τ. ψ > или г „. Σ ο μ α.
"Э К С "Э К С
Под эксплуатационной длиной понимают протяженность железнодорожныхлиний между станциями без учета таких путей, каквторой главный, станционные и др.
Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов.Наиболее важным качественным показателем на железнодорожномтранспорте, отражающим работу всех основных службдорог, подразделений и предприятий, является оборот вагона.
Оборотомвагона называют промежуток времени от начала погрузкивагона до начала его следующей погрузки.К основным экономическим показателям работы транспортаок, доходность,прибыль и рентабельность. Производительность труда определяется объемом произведеннойпродукции в приведенных тоннокилометрах, пассажирокило-метрах или тоннокилометрах, приходящимся на одного работника
эксплуатационного штата (иначе говоря, работника, занятого на перевозках), а себестоимость перевозок — отношением эксплуатационных расходов на перевозку к объему произведенной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование, затраты на топливо, электроэнергию, материалы и запасные части, амортизационные отчисления и прочие издержки. Прибыль П представляет собой разность между суммарными доходами дороги или предприятия и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок. Вместе с тем важно знать не только абсолютную величину, но и размер прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости производственных фондов, т.е. рентабельность Р., %, определяемую по формуле
Р. = П. ЮО,
ОФпл + ОБСпд
где ΟΦΜ и О бсел — среднегодовая стоимость в планируемом году соответственно основных производственных фондов и оборотных средств. К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (пути, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки, оборудование. Оборотные средства включают в себя оборотные производственные фонды (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фондобращения (запасы готовой продукции на складе, товары отгруженные,
но не оплаченные получателем, материалы и топливо в пути, денежные средства в кассе предприятия или на расчетном счете в банке). Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость, возрастают прибыль и рентабельность перевозок.__