Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы

Суслова, Ванеев, Мошкина, Сукиасян, Столяров, Алтухова.

Управление библиотекой - это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

Субъект управления – менеджер (управляющая система), объект управления – персонал.

Задача управления: установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается библиотека, как целостная система. Начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл её существования.

Для менеджера библиотеки недостаточно быть специалистом библиотечного дела, необходимо знать:

1. закономерности и принципы управления

2. теорию и практику современного менеджмента

3. теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки

4. методы комплексного анализа библиотечной деятельности.

Управление – контроль, набор кадров формирование – социально-психологическая сторона, когда из персонала формируется коллектив – другой уровень развития персонала, более сплоченный. Руководитель выполняет ряд функций, организующих работу персонала. Формирование – создание психологического климата, профилактика и разрешение конфликтов, создание организационной культуры, поведения, применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности.

Коллектив – высшая стадия развития организованного сообщества людей, направленных на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организации. Признак коллектива – социально-психологическая общность, высокая сплоченность.

Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфич. признаки формиров-я, развития. Админ-ция библиотеки должна обеспечивать наличие достаточ. колич-ва работников, обладающих спец. знаниями для выполнения различных функциональных обязан-ей. Профессионально-квалификац. структура библиотски предст-ет собой распред-е работников по выполняемым ими функциям. Функцион-ое распределение труда связано с созданием структурных подразд-й и служб: по компл-ю фондов, по описанию произвед. печати, организации каталогов, систематиз-и и предметиз-и, по библ.-б/графич. обслуж-ю читателей, научно-методич. деятельности, обл. механизации и автоматиз-и библиотечных процессов и т.д. Содержание и методы подбора персонала библиотеки явл-ся важным элементом управл-я персоналом.

Коллектив библиотеки может быть образован с помощью спец-го подбора людей с учетом наилучшего сочетания их психолого-физиологических качеств, способн-ей. Это может обеспечить высокую эффект-ть работы коллектива, создает необх-ый психологнч. комфорт в межличностных отнош-ях. Такой подход предполагает сложную систему отбора: анкетирования, тестирования, собеседование при приеме на работу нов. сотрудников. Определенный психологич. отбор сотрудников в колл-ве идет постоянно. В колл-ве закрепляются люди, деловые и личностные качества к-рых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям.

Методы управления – инструменты, способы воздействия менеджера на трудовой коллектив (а также, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы). Методы управления – это способ воздействия управляющего субьекта на управляемый обьект. (руководителя б-ки – на возглавляемый им коллектив).

1. Организационные – включают в себя регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Основной административный метод – принуждения (устный и письменный) – распоряжение, наставление.

2. Экономические методы – (материальное стимулирование)

3. Соц.- психологические и соц.- педагогические методы. Заключаются в неформальном управлении интересов личности, группы и коллектива в целом (убеждение, совет, просьба и внушение).Создание и поддержание благоприятной соц-псих. атмосферы совместной работы.

Выделяют три основных стиля управления:

1) Директивный (автократический) отличается чрезмерной централизацией власти. Стиль бывает оправдан при плохой дисциплине в коллективе, при «аварийных» ситуациях, в связи с чем возникает необходимость в немедленном принятии и реализации решений.

2) Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений.

3) Либеральный стиль отличается безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: