double arrow

Лекция 1. 1.1 Роль и место систем диспетчерской централизации в работе железнодорожного транспорта


1.1 Роль и место систем диспетчерской централизации в работе железнодорожного транспорта.

Развитие экономики государства невозможно без развития его транспортной системы, включающей в себя авиационный, автомобильный, водный, железнодорожный и другие виды транспорта. В зависимости от географического положения страны, наличия на ее территории горных массивов, равнин или морей приоритеты могут отдаваться тому или иному виду, но в любом случае развитие транспортного комплекса должно осуществляться сбалансировано, с максимальным использованием возможностей каждого из них. В Украине основным видом транспорта для перевозки массовых грузов, реализации экономических взаимосвязей между регионами по-прежнему является железнодорожный. Однако, в условиях нестабильности объемов перевозок с одной стороны и конкуренции со стороны автомобильного транспорта — с другой, перспективы ЖДТ зависят от его экономической эффективности и безопасности.

Железная дорога при внешней своей простоте является сложнейшим механизмом, состоящим из множества звеньев единого технологического процесса, направленного на удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов, и как любой механизм, нуждается в обслуживании и управлении. Основная задача управления на железнодорожном транспорте - организация перевозочного процесса с максимальной эффективностью использования технических средств при безусловном обеспечении безопасности движения. Значительный вклад в ее решение вносят системы диспетчерской централизации (ДЦ) и системы диспетчерского контроля (ДК).

В настоящее время на железных дорогах проводятся меры по повышению скорости движения грузовых и пассажирских поездов; совершенствованию конструкций пути, подвижного состава; разработке и использованию новых систем автоматизированного управления технологическими процессами, региональных и дорожных автоматизированных диспетчерских центров управления эксплуатационной работой; созданию автоматизированных рабочих мест персонала на различных уровнях управления. Одним из наиболее эффективных способов повышения производительности железнодорожного транспорта является повышение оперативности и качества управления перевозочным процессом на базе создания единых диспетчерских центров управления (ЕДЦУ). Создание таких центров обеспечивает повышение оперативности и качества воздействия на перевозочный процесс и, как результат, экономию всех видов ресурсов (подвижного состава, электроэнергии, топлива и др.); своевременное, полное и качественное удовлетворение заявок на транспортные услуги; сокращение продолжительности каждого этапа управления; повышение достоверности и полноты информации, используемой для планирования эксплуатационной работы, а также ускорение самого процесса планирования; сокращение штата сотрудников за счет укрупнения объектов управления и устранения промежуточных звеньев; улучшение условий труда оперативного диспетчерского персонала.

Цель данной работы - изучение принципов построения и функционирования действующих и перспективных систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля, являющихся основой для создания технической и технологической баз центров управления эксплуатационной работой.


Сейчас читают про: