Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности. Методическое пособие по проведению камеральных проверок. Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Методы контроля - приемы и способы его осуществления

ü Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

ü Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

ü Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей» что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

ü Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др. Финансовый контроль не может быть Сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа,

ü ревизия проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия. Различаются следующие виды ревизии (по ряду классификационных признаков):

ü по содержанию ревизии:

а) документальные — с проверкой различных финансовых документов, в том числе отчетов, платежных ведомостей, отчетов, смет и др.;

б) фактические — проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;

ü по времени осуществления ревизии:

а) плановые — проводятся на основании планов контрольно-ревизионной работы;

б) внеплановые — назначаются при наличии особых обстоятельств, не предусмотренных планами; по требованию определенных контрольных органов, суда; по финансовым заданиям вышестоящих организаций; в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки;

ü по основаниям для назначения ревизии делятся на:

а) повторные — назначаются, если предыдущая ревизия признана некачественно проведенной;

б) дополнительные — назначаются для проверки вопросов, не отраженных в акте ревизии, или в связи с вновь возникшими обстоятельствами;

ü по характеру ревизующих органов ревизии бывают:

а) ведомственные — проводятся работниками вышестоящих организаций министерств и ведомств;

б) вневедомственные — проводятся органами других министерств и ведомств, Министерством финансов;

ü по объели/ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на:

а) полные — предполагают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности;

б) неполные, или частичные, — предполагают проверку отдельных сторон участников финансово-хозяйственной деятельности;

в) тематические — которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, проверяется правильность исчисления налогов).

г) сквозные —охватывают ряд хозяйственных вопросов, входящих в состав одной и той же организации;

д) комплексные — включают всех участников и широкий круг вопросов, позволяют наиболее глубоко проверить финансово-хозяйственную деятельность; проводятся группами ревизоров с привлечением специалистов;

ü по полноте проверки документов ревизии:

а) сплошные (фронтальные) — предусматривают проверку всех документов и учетных записей за весь ревизируе-мый период;

б) выборочные — предполагают проверку только части документов и учетных записей за какой-то короткий период времени.

Для проведения любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

В зависимости от цели ревизии применяются различные приемы ее проведения:

ü сопоставление плановых и отчетных данных;

ü проверка наличных денег, документальные и встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей;

ü экспертиза и лабораторные анализы. Ревизоры наделены широким кругом прав, среди которых можно назвать следующие:

ü проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации;

ü опечатывать склады, кассы, кладовые;

ü проверять в финансовых учреждениях и кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.

Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована, или совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на основании постановления органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемого предприятия, организации.

Срок пфоведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерств и ведомств, состоящих на республиканском бюджете РФ, проводятся не реже одного раза в два года, а в подразделениях, состоящих на хозяйственном расчете, — не реже одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих руководителей ревизируемого подразделения, по решению судебных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководства, начальника финансовой службы.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем:

ü проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообразности производственных операций;

ü проверки соответствия бухгалтерских записей содержания операций фактическому выполнению работ или оказанию услуг;

ü внезапной проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным;

ü взаимного контроля операций и документов;

ü проведения встречных проверок;

ü анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений.

При проверке ревизор должен обратить особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных расчетов; на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам, не стоящим в штате подразделения; на акты по списанию товарно-материальных ценностей и т. п.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение, который подписывается лицами, производящими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверяющихся объединения, предприятия, организации или учреждения.

В акте ревизии указываются:

1) цель ревизии;

2) основные результаты проверки;

3) выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;

4) причины, повлекшие данные нарушения;

5) виновные лица в данных нарушениях;

6) меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности должностных лиц.

Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. Должностные лица, по вине которых по результатам ревизии допущены нарушения, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:

1) предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых исков, смет и других нормативных расчетов. Ключевая роль отводится главному бухгалтеру;

2) текущий (оперативный) контроль осуществляется ежедневно финансовыми службами для предотвращения нарушения финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения обязательств перед бюджетом. Позволяет предотвращать совершение финансовых правонарушений и предупреждать возможные потери. Объектом становится в первую очередь документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств;

3) последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за

истекший период на предмет законности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Исследование финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический.

Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов.

Методический контроль — это методы осуществления контрольных действий.

Технический контроль — совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.

Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие.

1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют повышения результативности применяемых санкций, чему, в частности, должна содействовать реформа налогообложения.

Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: