Опытно-статическим методом»

Постановка задачи. В результате наблюдений зафиксированы нижеприведённые значения____________________

По приведённым данным необходимо установить значение норматива___________________________________

Исходные данные:

Кол-во наблюдений              
Значение параметра,_____              

Методика выполнения задания

Транспортный процесс в силу влияния множества факторов внутренней и внешней среды носит вероятностный (стохастический) характер. Поэтому отдельные параметры транспортного процесса (интервалы отправления судов, затраты времени на выполнение ходовых операций, погрузочно-разугрочных работ, ожиданий, ремонта и т.д.) характеризуются случайными величинами. Под случайной величиной понимается та, которая в результате неоднократного повторения одного и того же опыта принимает различные значения, неизвестные заранее.

В результате наблюдений различных опытов появляется возможность накопления значений случайных величин, анализа и обработки их с целью использования в различных обоснованиях, в том числе при нормировании.

На практике используются три базовых метода нормирования.

1. Аналитический метод.

Метод основан на установлении аналитических зависимостей между исследуемыми факторами (например, глубиной судового хода и осадкой судна, осадкой судна и его загрузкой или скоростью) и разрешении этих зависимостей с использованием паспортных характеристик разнообразных технических средств. Несомненным достоинством аналитического метода является высокая точность обоснования нормы. Однако, он не всегда может быть использован в практике исследований.

Работа флота характеризуется разнообразными гидрометеорологическими условиями и режимами функционирования портов в течение навигации. Поэтому при планировании работы флота на относительно большой период (навигация, месяц) возникает необходимость использования каких-либо усредненных нормативов, которые можно получить из результатов предшествующих опытов.

2. Опытно-статистический метод.

Опытно-статистический метод основан на накоплении статистических данных по результатам наблюдения довольно большого числа опытов и обработки их методами математической статистики.

3. Метод натурных наблюдений (эксперимента), основанный на измерениях.

Методика опытно-статистического метода

1. Организация наблюдений для сбора статистических данных.

Этот этап является весьма трудоемким в силу больших затрат времени и различных ресурсов. Для снижения трудоемкости необходимо в первую очередь исследовать имеющиеся в любой организации данные оперативного учета и статистической отчетности (журнал отправления судов, акты погрузочно-разгрузочных работ, дислокации и т.д.).

2. Определение среднего значения нормируемого параметра

(54)

где i – признак опыта; ai значение наблюдаемого параметра в i -ом опыте; n – числа наблюдений.

3. Установление «коридора» достоверности.

Этот этап необходим в связи с тем, что в первичный статистический материал попала вся совокупность опытов при всем разнообразии условий работы (например, следование только на одном двигателе в связи с поломкой второго, вождение грузовым теплоходом несамоходного судна, явные искажения данных и т.д.). Естественно, первичную статистику нужно очистить от всех нетревиальностей. Таким образом, все статистические данные, выходящие за пределы 0,8 ai ≥ 1,2 из дальнейшего рассмотрения исключаются.

4. Обработка оставшихся в «коридоре» достоверности статистических данных.

При большом числе статистических данных, их для удобства дальнейшей обработки целесообразно сгруппировать в k разрядов по mj данных в каждом разряде. После этого очищенные статистические данные обрабатываются методами математической статистики с целью получения числовых (дисперсионных), характеристик.

4.1. Определяется среднее значение нормируемого параметра (математическое ожидание)

(55)

где – число статистических данных в «коридоре» достоверности; j – признак разряда; xj – значение нормируемого параметра в j- м разряде; mj – число статистических данных в j- м разряде.

4.2. Определяется среднее квадратическое отклонение

(56)

C физической точки зрения величина средене-квадратического отклонения показывает абсолютное рассеивание xj значений относительно среднего. При использовании дисперсионных характеристик для целей нормирования по величине s делают вывод о постоянстве или временности нормы. Если s≤ 0,5 , то норму устанавливают постоянной до следующего периода пересмотра, при больших значениях s норма может быть установлена только временной и в дальнейшем потребуются уточнения.

4.3. Определяется коэффициент вариации (расчетное значение)

(57)

Коэффициент вариации показывает относительной разброс хj, поэтому с физической точки зрения он является мерой устойчивости изучаемого процесса. Чем меньше значения u ртем устойчивее изучаемый процесс и предлагаемая норма может быть принята в качестве постоянной.

Таким образом, величина дисперсионных характеристик оказывает прямое влияние на период установления нормы – постоянна или временна.

5. Установление значения нормы.

Здесь следует иметь ввиду, что любая норма носит, прежде всего, социальный характер, поскольку она устанавливается для конкретного типа судна (его экипажа) или человека.

Прообразом нормы является среднее значение, которое нужно при необходимости округлить до целого числа в большую или меньшую сторону исходя из физического смысла устанавливаемой нормы с тем, чтобы предусмотреть определенный резерв.

6. Оценка уровня обеспеченности нормы

(58)

Из теории нормирования известно, что с социальной точки зрения предлагаемая норма должна выполняться не менее, чем в 95% случаев ее применения. Отсюда следует, что расчеты по формуле (58) должны показывать для постоянной нормы результата D ≤ 0,05. При превышении этого значения норму можно устанавливать только в качестве временной.

5. Проверка достаточности числа статистических данных для обоснования нормы (расчетное значение)

(59)

где u ст – значение коэффициента вариации, принимаемое на базе ранее выполненных в отрасли исследования; D = 0,05 – т.е. предусматривается уровень обеспеченности нормы не менее 95% случаев использования.

Неоднократными исследованиями были установлены значения коэффициентов вариации различных операций транспортного процесса применительно к речному транспорту в размере:

ходовые операции 0,06–0,11;
шлюзование -0,2–0,4;
погрузка груза -0,3–0,5;
выгрузка груза -0,4–0,6;
технологические ожидания 0,8–1,5.

При выполнении расчетов по выражению (59) нужно определять верхнее и нижнее значения n р и сравнивать их с указанным в задании. Если n р < n1, то норму можно принимать только в качестве временной.

При использовании приведенной здесь методики для практических целей на первом этапе для снижения трудоемкости наблюдений целесообразно с помощью формулы (59) определить необходимое число статистических данных.

При оформлении работы каждый этап должен заканчиваться выводами. В задании рассматриваются конкретные физические параметры, поэтому указание размерности является обязательным. Отметим, что в бланке задания указаны статистические данные, уже сгруппированные в разряды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: